ДОВЕРЕННЫЕ УЧЕНИКИ
Доверенные ученики — это
старшеклассники, которые на добровольной основе
выступают в качестве доверенных лиц для своих
сверстников в различных трудных жизненных
ситуациях.
Программа с таким названием была в свое
время предложена коллегами-фламандцами, где она
успешно функционирует с 1996 г., а затем
адаптирована специалистами московского
психологического центра «Юго-Запад», где
подобная работа ведется с 1998 г.
Основной предпосылкой для создания программы
стало положение, что подростки в случае
возникновения проблемы склонны скорее
поделиться ею не со взрослыми, а с
друзьями-ровесниками. Именно эта идея и побудила
создателей программы к обучению
добровольцев-старшеклассников в тренинговых
группах методам помощи своим сверстникам,
способам разрешения подростковых проблем через
повышение их психологической компетентности.
Целями программы являются:
1. Актуализация позитивных ресурсов внутри
подросткового коллектива через формирование
взаимопомощи и взаимной поддержки, осознание их
необходимости.
2. Повышение доверия и снижение страха по
отношению к школе.
3. Доверенные ученики могут стать «голосом»
подростков школы, заявляющим свои проблемы и
потребности.
Программа «Доверенные ученики» реализуется в
Орловской области в течение трех лет на базе
Орловских школ № 1, 23, 28 и нескольких городских и
сельских школ Орловской области.
Основным методическим пособием на первом году
работы для нас послужила книга «Доверенные
ученики» авторов Э.М. Александровской, Н.И.
Кокуркиной, Б. Ван дер Линдена и К. де Баккер. Эта
книга — результат адаптации фламандской
программы в России. Используя пособие, мы создали
действующую организацию доверенных учеников в
школах Орла и области. Ученики посещали тренинги
в ППМС-центре и осуществляли деятельность в
школах.
Орловские школьники приняли участие в
конгрессах доверенных учеников в Москве (2001),
Бельгии (2002) и организовали 3-й конгресс в Орле
(2003). Встречи орловчан с московскими, питерскими,
фламандскими доверенными учениками были мощным
стимулятором активности подростков, вселили в
них уверенность в своих силах, оказали
психологическую поддержку и помогли справляться
с возникающими трудностями.
На наш взгляд, эти встречи — важный момент в
деятельности учеников. На начальных этапах
именно они могут стать мотивом, побуждающим к
участию в проекте; причем мотивом гораздо более
действенным, чем помощь другим. Подростки,
особенно социально активные, легко увлекаются
новым делом, но часто также быстро остывают. Им
необходимо, с одной стороны, получать
удовольствие от процесса, с другой — иметь
долгосрочную перспективу деятельности.
Отсутствие одного из компонентов —
увлекательности или долгосрочной перспективы —
повышает риск снижения мотивации, и подростки
разочаровываются в деле. В нашем случае мы имели
большой отсев вначале (первые 5–6 занятий), после
чего сформировались достаточно устойчивые
группы.
Очень важным условием успешной работы является
кураторская деятельность школьного
руководителя: психолога, социального педагога,
учителя, который был бы заинтересован в проекте и
достаточно близок с подростками, которому они бы
доверяли. Наши наблюдения показывают, что при
отсутствии такого внутришкольного куратора
группа склонна к распаду.
ПЕРВЫЙ ГОД РАБОТЫ
Основные трудности
1. Выбор школы для внедрения программы
Самое главное в выборе школы — это
заинтересованность всего коллектива в
деятельности доверенных учеников. Реально это
вряд ли возможно, особенно в больших школах.
Фламандские коллеги отмечают, что добиваются
такой договоренности с коллективом, чтобы все
его члены принципиально были согласны на
введение проекта, и если не помогали, то не мешали
бы работе.
Как правило, основная трудность — недоверие
коллектива. Во всех школах нам предоставляли
свободу деятельности, но в ее успех мало кто
верил. Каждая школа, считая себя уникальной,
предполагала, что такой проект пойдет где угодно,
только не у них. Об этом говорили как педагоги,
так и дети. Здесь важно, чтобы проект внутри школы
курировался педагогом или психологом, верящим в
него.
2. Набор волонтерской группы: организация
и процедура
При наборе волонтеров (презентация идеи
проекта в школе) необходимо четко продумать
процедуру. Наш опыт презентации проекта в конце
дня, после 5–6 уроков, когда ученики уже собрались
домой, а их остановили, усадили и заставили
слушать постороннего человека, оказался крайне
негативным. Напротив, когда презентация проходит
в середине учебного дня, подростки предельно
дружелюбны и задают большое количество вопросов.
Мы понимаем их маленькую хитрость — отсрочить
начало урока — и пользуемся ею в своих интересах.
На наш взгляд, это нормальная ситуация, и,
договариваясь с учителями, мы ее обсуждаем. Это
еще раз подчеркивает необходимость позитивного
(или хотя бы нейтрального) отношения учителей к
проекту.
Группа должна быть сборной и добровольной.
Мы имели опыт работы с группой, состоящей из
одноклассников, с группой, которая была набрана
при вмешательстве администрации, и группой,
абсолютно добровольной. Наше мнение, что
оптимальным решением является сборная
добровольная группа. С одной стороны, такая
группа будет испытывать определенные
организационные трудности, такие как выбор для
занятия времени, подходящего для всех. Возможны
проблемы внутри класса (отношение
одноклассников к доверенному ученику). С другой
стороны, сборная группа не имеет сложившихся
стереотипов восприятия друг друга, что
оптимально для тренинга, охватывает школу в
большей степени, нежели группа одноклассников,
имеет альтернативные взгляды на возникающие
проблемы, более креативна. Смешанная группа
имеет в школе иной статус, нежели группа
одноклассников, так как демонстрирует свободу
подключения к проекту любого желающего. Группа
одноклассников может вызывать негативные эмоции
у учеников параллельных классов: если
доверенными становятся по какой-то причине
только ученики 9-го «А», то вероятнее всего, что
ученики 9-го «Б» не будут обращаться к ним за
помощью.
3. Выход доверенных учеников в школу:
сомнения и страхи
Работа в тренинговом режиме продолжается в
течение пяти месяцев (с учетом каникул), после
чего мы можем начинать презентацию деятельности
доверенных учеников в школе. К этому моменту
должны быть готовы газета, почтовый ящик,
кабинет. При сотрудничестве с администрацией это
не является проблемой. Однако на этом этапе
возникают другого рода трудности —
психологические.
Команда подростков уже стабильна. Они привыкли
к тренинговой форме работы и успели войти во
вкус, но еще не пресытились ею. Им кажется, что
теперь так будет всегда. И тут наступает
переломный момент — необходимость перехода к
активным действиям, изменение стереотипа,
осознание ответственности. Дело в том, что когда
подростки приходят в группу, они еще не осознают
всей трудности работы, тяжести ответственности и
серьезности того дела, на которое они решились.
Теперь же, после полугодовой подготовки, это
осознание приходит, а вместе с ним и страх не
справиться. Психологу, ведущему работу с группой,
необходимо провести специальную работу по
психологической поддержке ребят, снятию страхов
и настрою на активную деятельность.
Страх выйти в школу в качестве доверенного
ученика, с одной стороны, сплачивает, объединяет
группу, превращая ее в команду, а с другой —
блокирует активность. С этим мы столкнулись во
всех подростковых группах, вне зависимости от
особенностей школы. Блокада активности может
проявляться как в виде пассивного сопротивления,
упорной бездеятельности («следующий раз мы это
доделаем», «на следующее занятие мы все
принесем», «давайте сделаем это, но не сегодня»),
так и в виде активности, продлевающей
тренинговый период: «Давайте еще раз попробуем,
прежде чем выходить в школу», «Мы не совсем
поняли вот эту тему». Страхи проявляются в
высказываниях типа: «А вдруг я не смогу?», «Я уже
все забыла», «А если не знаешь, что говорить, что
делать?», «А мы точно можем к вам обратиться, если
что?», «Я боюсь».
Преодоление этого психологического барьера и
снижение страхов проходило как в форме прямого
внушения: «У вас все получится!», так и в форме
обеспечения тыла и выработки тактики поведения в
ситуации паники: что сказать, если не знаешь, что
говорить; как вести беседу, если боишься клиента;
как настроиться на предстоящую беседу и т.д.
4. Работа с первыми реальными запросами
После первого опыта презентации проекта мы
сталкиваемся со значительным спадом
психологического напряжения у подростков,
подъемом активности, оптимизмом в отношении
будущего. Наступает новый этап деятельности.
Первые запросы тщательно обсуждаются, и от
степени поддержки учеников на данном этапе во
многом зависит их уверенность в себе и мотивация
к дальнейшей деятельности. Это также кризисный
период, несмотря на снижение эмоциональной
напряженности. Этот период может сопровождаться
как мотивационным кризисом (это не так интересно,
как тренинг), так и кризисом успешности (не
получается сразу).
Активная деятельность доверенных учеников
занимает по времени 3–3,5 месяца. Уходя на летние
каникулы, ученики официально через свою газету
завершают деятельность в текущем учебном году с
тем, чтобы возобновить ее в новом.
ВТОРОЙ ГОД РАБОТЫ
Основные трудности
Второй год начинается с приветствия и
официального сообщения в газете о возобновлении
деятельности доверенных учеников в школе.
В связи с тем, что программа «Доверенные
ученики», которую мы реализовали в первый год, и
была рассчитана на один учебный год, мы
разработали собственную программу работы с
доверенными учениками на второй учебный год.
Разработанная программа опирается на анализ
основных трудностей первого года и строится, с
одной стороны, как психопрофилактическая
(предупреждение возможных трудностей), а с другой
– направлена на работу с личностью самих
доверенных учеников.
1. Поддержание популярности проекта
Популярность любого проекта в школах имеет
тенденцию к снижению с течением времени, по мере
привыкания к нему: деятельность становится
обыденной, каждодневной, и интерес к ней падает
как у учеников, участвующих в проекте, так и у
остальных учащихся школы.
Снижение популярности проекта может
проявиться в отсутствии запросов, записок,
увеличении количества дурашливых записок, порче
оборудования доверенных учеников (газеты,
почтового ящика, фотографий). Мы столкнулись с
этим при работе с первым потоком доверенных
учеников.
На втором году работы мы постарались
предотвратить подобный факт тем, что заранее
продумали мероприятия, которые смогут
поддержать интерес школьников к проекту.
Мы придумали так называемые уроки-знакомства
«Познакомимся поближе». Суть этих уроков
заключается в том, что доверенные ученики,
разделившись на подгруппы, обходят 7–9-е классы
своей школы, где проводят игровые уроки. В
сценарий уроков включены игры, элементы
самодиагностики учащихся, упражнения,
направленные на самопознание и сплочение.
Сценарий составляется самими доверенными
учениками и рассчитан на 1 урок в каждом классе.
Эти уроки позволяют учащимся лично
познакомиться друг с другом, вызвать интерес к
проекту со стороны ребят, доверие к самим
доверенным ученикам. На наш взгляд, отсутствие
доверия — это основная проблема, мешающая
обратиться за помощью, и наши уроки могут помочь
в ее решении.
2. Поддержание мотивации деятельности
доверенных учеников
С этой целью мы планировали виртуальное
общение доверенных учеников Орловской области с
ребятами из других регионов. Подготовка и
проведение интернет-конференции позволила
учащимся проявить свою активность, инициативу.
Результаты конференции продемонстрировали, что
интерес к проекту в России растет, и позволили
нашим ученикам выступить в роли опытных, знающих
людей. При обсуждении итогов
интернет-конференции наши ученики сообщили, что
самое главное для них — возможность напрямую
пообщаться с теми, кто ведет ту же деятельность в
других городах, а также «научить других
(новичков), как это лучше сделать в своей школе».
Неформальное общение, на наш взгляд, является
самым качественным и эффективным.
3. Распределение видов деятельности
Очень важным на втором году работы явилось
распределение видов деятельности во время
тренингов: соблюдение баланса между
тренинговыми занятиями и поддержанием
деятельности проекта в школе (разбор обращений,
подготовка газеты). Здесь легко перейти грань как
в одну, так и в другую сторону. Если руководитель
увлекается собственно тренинговой работой с
подростками, то деятельность их как доверенных
учеников в школе уходит на второй план и
постепенно затухает (самим подросткам более
интересен тренинг). Если же руководитель
основное время отдает обсуждению обращений,
записок и подготовке газеты, то подростки быстро
пресыщаются и теряют интерес к деятельности. С
этим мы столкнулись при длительной подготовке к
интернет-конференции.
Нам удалось сохранить интерес учеников к
деятельности, популярность проекта в школах,
привлечь новых учащихся. Одним из мероприятий,
способствующих этому, и стала
интернет-конференция доверенных учеников.
Подробнее с проектом можно ознакомиться на
сайте: http://www.ppms-projekt.rekom.ru/
Наталья ШАНИНА,
педагог-психолог
Орловского областного ППМС-центра
|