ВЗРОСЛЫЕ СКАЗКИ О ГЛАВНОМ
При
проведении сказкотерапевтических, как и любых
других коррекционно-развивающих занятий с
детьми, необходимо включать в эту работу
родителей и педагогов. Это поможет сделать так,
чтобы на психолога не переносились роли значимых
взрослых, позволит разделить ответственность
между всеми субъектами процесса, а также
адаптировать «сказочный» опыт в реальную жизнь.
Вариантов может быть много.
1 вариант. При проведении
индивидуальной работы с ребенком родители или
педагоги получают так называемое домашнее
задание: прочитать и обсудить сказку или историю,
сделать куклу, использовать на уроке
рекомендуемые метафоры или притчи, провести с
классом сказочную драматизацию или игру и т.д.
При условии активного участия педагогов и
родителей результат работы может всех удивить.
2 вариант. При проведении групповой
работы родители и педагоги включаются на
определенном этапе (5-е или 6-е занятие), и психолог
проводит совместное детско-родительское
(ученики–педагоги) занятие. Родители или
педагоги включаются в путешествие наравне с
детьми. Для этого психолог подготавливает
взрослых заранее. На совместных занятиях, как
правило, предлагается изготовить в парах сложные
куклы (марионетки), провести спонтанные
импровизации с куклами, парные импровизации на
музыкальных инструментах, парные танцевальные
композиции, драматизации с последующим ток-шоу и
т.п.
На индивидуальных и групповых занятиях с
родителями и педагогами удобно использовать
сказочные зачины (начало сказки), которые могут
быть оформлены в виде карточек. Работать с ними
можно как индивидуально, так и в парах и
микрогруппах. Задача получивших такой зачин —
придумать от одного до трех вариантов
продолжения сказки, проанализировать
получившиеся варианты и понять ее смысл,
разыграть сказку (при групповой работе). При
необходимости психолог подбирает для участника
близкий к его реальной ситуации зачин сказки.
ЗАЧИНЫ СКАЗОК
Выдолбил дятел в осине дупло, сделал гнездо и
вывел деток — трех дятликов. Растут маленькие, и
радуется дятел. «Выращу, — думает, — деток, будет
мне в старости помощь». Не умел он радоваться про
себя, а раструбил на весь лес о своих детях. Кого
ни встретит — всем хвастается:
— Ох, и какие же у меня славные детки! И умные, и
пригожие. Других таких ни у кого нету!..
Прослышала об этом лиса. Захотелось ей отведать
молодых дятловых птенчиков...
* * *
Родился в одном царстве-государстве
наследник. Собрались гости, пьют, веселятся. А
отец сидит как туча черная и плачет. Кто его ни
спросит, чего он плачет, — никому ничего ни
говорит. Поначалу думали, что это он от радости —
понятно, сына дождался! А потом и спрашивать
перестали...
* * *
Жили муж и жена. А детей у них не было. Горюет
жена: некого поколыхать, некого утешить.
Пошел однажды муж в лес, вырубил из ольхи
полено, принес домой к жене и говорит:
— На, поколыхай.
Положила жена полено в колыбель и давай
колыхать, песенки напевать:
— Люли-люли, сынок, с белыми плечами, с черными
очами...
* * *
В прежние времена было так: как состарится
отец, завезет его сын в глухую пущу и бросит там...
Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца
— сильно любил он его, да что поделаешь! Не
повезешь, люди засмеют, старых обычаев, скажут, не
держится. Еще из села выгонят...
Едет он невеселый, а отец и говорит ему...
* * *
Жил-был дедов сын без имени. Подрос мальчик,
стал на улицу ходить. Гуляет с детьми, а те не
знают, как его звать. А потом сами придумали ему
имя: Безымянный. У всех имена как имена, а он —
Безымянный!
Приходит он раз с улицы и спрашивает у матери:
— Почему это, мама, у всех имена, а у меня нету?..
* * *
Жил дед с бабой. И были у них дочки — дедова
дочка и бабина дочка. Дедову дочку звали Галя, а
бабину — Юля.
Баба дочку свою родную любила да холила, а
дедову в черном теле держала, все старалась ее со
свету сжить.
Пошел раз дед на ярмарку, купил бычка-третьячка.
Привел домой и говорит дочкам...
* * *
В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был король. Царство у него было небольшое, при
желании его можно было объехать за два дня. Но
король уже не помнил, когда в последний раз он
объезжал свои владения. Уже который день он сидел
на своем троне и грустил. Его одолевала
печаль-тоска. Единственный, кто был рядом, — шут.
Он сидел у ног короля и нес всякую чушь.
Бездействие короля совсем не нравилось народу.
Люди собрались перед окнами и кричали:
«Свергнуть! Свергнуть!»
Король достал из своих ножен меч и воскликнул...
* * *
Однажды, вылетев из клетки, попугай попал на
птичий двор. Он подумал: «Я среди своих, и у меня
есть возможность по настоящему показать себя!
Все узнают какой я умный, какой образованный,
какой молодец!»
Попугай сел на забор и стал говорить на разных
языках, копировать разных людей и животных,
читать стихи и песни.
Птичий двор реагировал по-разному...
* * *
В далеком лесу была школа Мудрой совы.
Говорили, что она знает ответы на все вопросы и
может решить любую задачу. Но вот однажды...
* * *
В королевстве эльфов был Дворец великих
знаний. Там преподавали самые умелые и знающие,
самые глубокие и творческие, самые добрые и
любящие учителя. А учились там самые талантливые
и работящие, самые внимательные и отзывчивые
дети из всех десяти королевств. Главным мудрецом
и учителем этого Дворца был могущественный
Мерлин.
С недавнего времени во Дворце стали
происходить странные вещи...
* * *
В одной коробке с карандашами родился
маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама,
папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у
каждого из них был свой цвет. Маленький
карандашик еще не имел своего цвета, ему еще
предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть
синим. Красный папа — как окраситься в красный
цвет (его выбирали чаще всего, рисуя прекрасные
картины). Желтый дед спорил со всеми, говоря о
важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала
внука за руку и на какое то мгновение он зеленел.
Так проходил день за днем, и вот...
* * *
Жили-были две росинки на лесном цветочке. Они
встретились после весеннего дождика. Им
понравилось быть вместе, и они, прячась от
солнышка под листочками цветка, мечтали о
счастье. Однажды ночью похолодало, и как росинки
ни старались согреться, одна из них заледенела...
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск
|