Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

ВЗРОСЛЫЕ СКАЗКИ О ГЛАВНОМ

При проведении сказкотерапевтических, как и любых других коррекционно-развивающих занятий с детьми, необходимо включать в эту работу родителей и педагогов. Это поможет сделать так, чтобы на психолога не переносились роли значимых взрослых, позволит разделить ответственность между всеми субъектами процесса, а также адаптировать «сказочный» опыт в реальную жизнь.
Вариантов может быть много.
1 вариант. При проведении индивидуальной работы с ребенком родители или педагоги получают так называемое домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или историю, сделать куклу, использовать на уроке рекомендуемые метафоры или притчи, провести с классом сказочную драматизацию или игру и т.д. При условии активного участия педагогов и родителей результат работы может всех удивить.
2 вариант. При проведении групповой работы родители и педагоги включаются на определенном этапе (5-е или 6-е занятие), и психолог проводит совместное детско-родительское (ученики–педагоги) занятие. Родители или педагоги включаются в путешествие наравне с детьми. Для этого психолог подготавливает взрослых заранее. На совместных занятиях, как правило, предлагается изготовить в парах сложные куклы (марионетки), провести спонтанные импровизации с куклами, парные импровизации на музыкальных инструментах, парные танцевальные композиции, драматизации с последующим ток-шоу и т.п.
На индивидуальных и групповых занятиях с родителями и педагогами удобно использовать сказочные зачины (начало сказки), которые могут быть оформлены в виде карточек. Работать с ними можно как индивидуально, так и в парах и микрогруппах. Задача получивших такой зачин — придумать от одного до трех вариантов продолжения сказки, проанализировать получившиеся варианты и понять ее смысл, разыграть сказку (при групповой работе). При необходимости психолог подбирает для участника близкий к его реальной ситуации зачин сказки.

ЗАЧИНЫ СКАЗОК

Выдолбил дятел в осине дупло, сделал гнездо и вывел деток — трех дятликов. Растут маленькие, и радуется дятел. «Выращу, — думает, — деток, будет мне в старости помощь». Не умел он радоваться про себя, а раструбил на весь лес о своих детях. Кого ни встретит — всем хвастается:

— Ох, и какие же у меня славные детки! И умные, и пригожие. Других таких ни у кого нету!..

Прослышала об этом лиса. Захотелось ей отведать молодых дятловых птенчиков...

* * *

Родился в одном царстве-государстве наследник. Собрались гости, пьют, веселятся. А отец сидит как туча черная и плачет. Кто его ни спросит, чего он плачет, — никому ничего ни говорит. Поначалу думали, что это он от радости — понятно, сына дождался! А потом и спрашивать перестали...

* * *

Жили муж и жена. А детей у них не было. Горюет жена: некого поколыхать, некого утешить.

Пошел однажды муж в лес, вырубил из ольхи полено, принес домой к жене и говорит:

— На, поколыхай.

Положила жена полено в колыбель и давай колыхать, песенки напевать:

— Люли-люли, сынок, с белыми плечами, с черными очами...

* * *

В прежние времена было так: как состарится отец, завезет его сын в глухую пущу и бросит там...

Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца — сильно любил он его, да что поделаешь! Не повезешь, люди засмеют, старых обычаев, скажут, не держится. Еще из села выгонят...

Едет он невеселый, а отец и говорит ему...

* * *

Жил-был дедов сын без имени. Подрос мальчик, стал на улицу ходить. Гуляет с детьми, а те не знают, как его звать. А потом сами придумали ему имя: Безымянный. У всех имена как имена, а он — Безымянный!

Приходит он раз с улицы и спрашивает у матери:

— Почему это, мама, у всех имена, а у меня нету?..

* * *

Жил дед с бабой. И были у них дочки — дедова дочка и бабина дочка. Дедову дочку звали Галя, а бабину — Юля.

Баба дочку свою родную любила да холила, а дедову в черном теле держала, все старалась ее со свету сжить.

Пошел раз дед на ярмарку, купил бычка-третьячка. Привел домой и говорит дочкам...

* * *

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Царство у него было небольшое, при желании его можно было объехать за два дня. Но король уже не помнил, когда в последний раз он объезжал свои владения. Уже который день он сидел на своем троне и грустил. Его одолевала печаль-тоска. Единственный, кто был рядом, — шут. Он сидел у ног короля и нес всякую чушь.

Бездействие короля совсем не нравилось народу. Люди собрались перед окнами и кричали: «Свергнуть! Свергнуть!»

Король достал из своих ножен меч и воскликнул...

* * *

Однажды, вылетев из клетки, попугай попал на птичий двор. Он подумал: «Я среди своих, и у меня есть возможность по настоящему показать себя! Все узнают какой я умный, какой образованный, какой молодец!»

Попугай сел на забор и стал говорить на разных языках, копировать разных людей и животных, читать стихи и песни.

Птичий двор реагировал по-разному...

* * *

В далеком лесу была школа Мудрой совы. Говорили, что она знает ответы на все вопросы и может решить любую задачу. Но вот однажды...

* * *

В королевстве эльфов был Дворец великих знаний. Там преподавали самые умелые и знающие, самые глубокие и творческие, самые добрые и любящие учителя. А учились там самые талантливые и работящие, самые внимательные и отзывчивые дети из всех десяти королевств. Главным мудрецом и учителем этого Дворца был могущественный Мерлин.

С недавнего времени во Дворце стали происходить странные вещи...

* * *

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа — как окраситься в красный цвет (его выбирали чаще всего, рисуя прекрасные картины). Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку и на какое то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

* * *

Жили-были две росинки на лесном цветочке. Они встретились после весеннего дождика. Им понравилось быть вместе, и они, прячась от солнышка под листочками цветка, мечтали о счастье. Однажды ночью похолодало, и как росинки ни старались согреться, одна из них заледенела...

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск