Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Девочкам и мальчикам
о хорошем и плохом поведении

 

Ричард А. Гарднер
СПб.: Каллиста,
2004

Вам когда-нибудь попадался учебник для младших школьников «Нравственная психология»? Мне, во всяком случае, нет. До того самого момента, пока я не открыл книжку Гарднера — его первую книжку, опубликованную на русском языке. Конечно, она называется не так, а совсем по-другому (см. выше), но, на мой взгляд, вполне достойна этого названия.
Автор — известный американский специалист в области детской психотерапии — попытался помочь детям усвоить азы нравственного поведения. Он искренне убежден, что психотерапия в значительной мере может рассматриваться как воспитательный процесс. Поскольку терапевтическое воздействие — это всегда, по его мнению, попытка изменить поведение человека в позитивную сторону, то неизбежна «трансляция» ценностей психотерапевта пациенту. Вообще говоря, суждение это довольно спорное, и многие гуманистически ориентированные психологи вряд ли с ним согласятся. Однако, как представляется, в рамках именно этой книги совершенно очевидна оправданность «трансляции ценностей», поскольку нравственная, этическая составляющая текста здесь является основополагающей. А быть нравственным и рассказывать об этике, не опираясь на определенную систему ценностей, невозможно.
Гарднер обращается к детям с предложением вступить в диалог об очень непростых вещах — о самоуважении, об удовольствии и боли, о стыде и чувстве вины, о сопереживании, гневе, страхе. И о любви. Чтобы всерьез и небанально говорить с ребенком на такие темы, надо быть и психотерапевтом, и замечательным педагогом, и тонким психологом. Такую книгу мог написать только мудрый человек. В ней содержатся не одни лишь рассуждения: всякая мысль иллюстрируется конкретными примерами и «жизненными» ситуациями, многие из которых хорошо знакомы ребятам из собственного опыта. Встречаются и притчи, но, к сожалению, их не слишком много.
Справедливости ради замечу, что автору не всегда удается избежать морализаторства и дидактичности. Часто выводы излишне «разжевываются», и смысл «разжижается». Кроме того, наших детей, пожалуй, немало удивит тот факт, что в американской книге речь идет о Машах, Максимах и Тимофеях, а не о Джонах, Майклах и Сьюзенн (спасибо переводчику).
Хотя книга адресована детям младшего и среднего школьного возраста и написана очень доступным языком, самому ребенку будет, наверное, нелегко разобраться в этико-психологических проблемах. Поэтому лучше, если дети будут читать ее вместе с родителями, обсуждая предлагаемые истории. Думается, что и самим родителям будет полезно вспомнить некоторые правила взаимодействия с собственным ребенком и этические нормы взаимоотношений.
Школьный психолог также может продуктивно использовать материал книги: он пригодится в индивидуальных занятиях с ребенком, имеющим отклонения в поведении, или в процессе групповых занятий со школьниками. Кстати, если порекомендовать ее учителям для использования во время классных часов, они будут только благодарны.

Игорь ВАЧКОВ