Девочкам и мальчикам
о хорошем и плохом поведении
|
Ричард А. Гарднер
СПб.: Каллиста,
2004
|
Вам когда-нибудь
попадался учебник для младших школьников
«Нравственная психология»? Мне, во всяком случае,
нет. До того самого момента, пока я не открыл
книжку Гарднера — его первую книжку,
опубликованную на русском языке. Конечно, она
называется не так, а совсем по-другому (см. выше),
но, на мой взгляд, вполне достойна этого названия.
Автор — известный американский специалист в
области детской психотерапии — попытался помочь
детям усвоить азы нравственного поведения. Он
искренне убежден, что психотерапия в
значительной мере может рассматриваться как
воспитательный процесс. Поскольку
терапевтическое воздействие — это всегда, по его
мнению, попытка изменить поведение человека в
позитивную сторону, то неизбежна «трансляция»
ценностей психотерапевта пациенту. Вообще
говоря, суждение это довольно спорное, и многие
гуманистически ориентированные психологи вряд
ли с ним согласятся. Однако, как представляется, в
рамках именно этой книги совершенно очевидна
оправданность «трансляции ценностей», поскольку
нравственная, этическая составляющая текста
здесь является основополагающей. А быть
нравственным и рассказывать об этике, не
опираясь на определенную систему ценностей,
невозможно.
Гарднер обращается к детям с предложением
вступить в диалог об очень непростых вещах — о
самоуважении, об удовольствии и боли, о стыде и
чувстве вины, о сопереживании, гневе, страхе. И о
любви. Чтобы всерьез и небанально говорить с
ребенком на такие темы, надо быть и
психотерапевтом, и замечательным педагогом, и
тонким психологом. Такую книгу мог написать
только мудрый человек. В ней содержатся не одни
лишь рассуждения: всякая мысль иллюстрируется
конкретными примерами и «жизненными»
ситуациями, многие из которых хорошо знакомы
ребятам из собственного опыта. Встречаются и
притчи, но, к сожалению, их не слишком много.
Справедливости ради замечу, что автору не всегда
удается избежать морализаторства и
дидактичности. Часто выводы излишне
«разжевываются», и смысл «разжижается». Кроме
того, наших детей, пожалуй, немало удивит тот
факт, что в американской книге речь идет о Машах,
Максимах и Тимофеях, а не о Джонах, Майклах и
Сьюзенн (спасибо переводчику).
Хотя книга адресована детям младшего и среднего
школьного возраста и написана очень доступным
языком, самому ребенку будет, наверное, нелегко
разобраться в этико-психологических проблемах.
Поэтому лучше, если дети будут читать ее вместе с
родителями, обсуждая предлагаемые истории.
Думается, что и самим родителям будет полезно
вспомнить некоторые правила взаимодействия с
собственным ребенком и этические нормы
взаимоотношений.
Школьный психолог также может продуктивно
использовать материал книги: он пригодится в
индивидуальных занятиях с ребенком, имеющим
отклонения в поведении, или в процессе групповых
занятий со школьниками. Кстати, если
порекомендовать ее учителям для использования
во время классных часов, они будут только
благодарны.
Игорь ВАЧКОВ
|