Концепции и методы
психологической помощи
|
А.Н. Елизаров
М.: Ось-89, 2004
|
Новая книга А.Н.
Елизарова, большого знатока
психотерапевтических и консультативных
концепций и техник, производит двойственное
впечатление. С одной стороны, она подкупает
глубиной и обстоятельностью разбора избранных
автором подходов, с другой — оставляет ощущение
фрагментарности и незавершенности.
«Процесс психодиагностики и «сравнительной
индивидуальной психологии» А. Адлера строится
следующим образом…» Это первая фраза в книге.
Согласитесь, более привычно было бы сначала
узнать, каким замыслом руководствовался сам
автор в написании своего труда, чем продиктован
выбор им конкретных концепций и методов, какие
цели он преследует, излагая идеи мэтров мировой
психотерапии. Он, однако, счел достаточным
указать в краткой аннотации, что содержание
книги представляет собой изложение
соответствующего учебного курса (точнее — его
части), развернутая программа которого (включая
контрольные вопросы и задания) книгу завершает.
Курс, судя по всему, чрезвычайно насыщенный,
содержательный и интересный. Он охватывает
широкий спектр концепций и подходов — от Адлера
до Ялома, не включая, правда, классический
психоанализ Фрейда, которому, по мнению автора (вероятно,
справедливому), должен быть посвящен специальный
развернутый учебный курс. Данное учебное пособие
покрывает лишь часть объявленной программы и
включает детальный разбор психотерапевтических
теорий и методов Адлера, Хорни, Юнга и Ассаджиоли
(их портреты красноречиво украшают обложку).
Не секрет, что современные студенты
первоисточники читают редко, предпочитая
знакомиться с разнообразными концепциями в их
компактном реферативном изложении. Всевозможные
учебники, дайджесты и пересказы в библиотеках и
книжных магазинах пользуются гораздо большим
спросом, чем труды классиков. (Кстати, А.Н.
Елизаров в рамках своего курса пытается
преодолеть эту печальную тенденцию, вводя
конкретное задание «Прочитать книгу». Источники,
предлагаемые им к изучению, подлежат
профессиональному разбору, который в книге
подробно спланирован.) В этой ситуации можно
только порадоваться появлению такой книги, в
которой важные психотерапевтические концепции
излагаются очень обстоятельно, детально и
доходчиво. Студентам Елизарова можно даже
позавидовать — успешное освоение курса
обеспечит им действительно глубокие знания в
данной области. Чтобы в этом убедиться,
попробуйте с ходу ответить на контрольные
вопросы, предлагаемые автором. Думаю, что не
каждый психолог легко справится с этой задачей.
Книга же, содержащая необходимые ответы, ее
значительно облегчает.
Однако эрудиция — хоть и необходимое, но вряд ли
достаточное качество профессионала. Знакомство
с разнообразными идеями классиков еще не
гарантирует их успешного применения в практике
психологической помощи. Тем более что и идеи эти
не всегда друг с другом согласуются. Книга же, как
и весь курс, рассчитана в первую очередь на
расширение психологической эрудиции.
В свое время Юнг так наставлял своих
последователей: «Внимательно изучайте теории. Но
при столкновении с конкретным человеком
отбрасывайте их все, потому что ему нужна своя
особая теория». По крайней мере, исполнению
первой части этого назидания данная книга служит
блестяще.
Сергей СТЕПАНОВ
|