ПЛОХОЕ И ХОРОШЕЕ ПРОШЛОЕ
Психопрофилактическая работа
с последствиями переживания
экстремальных ситуаций
(в начальной школе)
Работа с последствиями травмы,
безусловно, требует от психолога высокой меры
ответственности. Сталкиваясь с ними, мы начинаем
ощущать, что «это уже не игрушки». Ощущение
необходимости что-то делать в сочетании с
невозможностью предпринять какие-либо
радикальные шаги для помощи — пожалуй, самое
тяжелое переживание для любого профессионала.
Одних это толкает на бездумную
непрофессиональную и в конечном счете вредную
«помощь». Другие «берут себя в руки» и смиряются.
Причем особенно остро эта проблема стоит для
школьного психолога, который в силу своих
функциональных обязанностей не может заниматься
серьезной работой с травмой. Это требует как
огромного количества времени (которого всегда
нет), так и специальных навыков (которые
необходимо постоянно оттачивать). Да и в школьной
круговерти много других тем, которые нельзя
пускать на самотек.
Возможный выход из этой ситуации видится в том,
чтобы включать работу с травмированными детьми в
повседневную программу групповых занятий, без
разделения класса на «травматиков» и здоровых.
Предлагаемый автором ряд упражнений для
групповой работы с учениками 1–4-х классов может
позволить психологу выйти на тему травмы при
работе с группой в целом, делая это осторожно и
безопасно.
Для использования этих материалов есть всего
лишь два противопоказания. Первое — страх
навредить. Тревога ведущего в этом случае будет,
скорее всего, распознана детьми, которые будут
стараться делать все возможное для того, чтобы
психолог «не так боялся». Второе — активное
стремление к работе с травматическим материалом.
За ним всегда, кроме искреннего желания помочь,
стоят личные проблемы психолога. Единственный
вариант — спокойное нейтральное отношение:
сопереживание без экзальтации, эмпатия без
аффекта. В этом случае предложенные автором
материалы станут основой для построения
психологом собственных программ и выстраивания
индивидуальной логики работы с последствиями
травмы.
Цель занятий: профилактика негативных
отклонений личностного развития, вызванных
травматическими переживаниями.
Задачи
1. Осознание необходимости интеграции
негативных жизненных переживаний.
2. Развитие способности к совладанию с
травматическим жизненным опытом.
3. Обучение навыкам «внутреннего диалога» с
паттернами травматических переживаний.
ЗАНЯТИЕ 1. ПРОШЛОЕ
Разминка
«В прошлом я...»
Детям предлагается продолжить фразу «В
прошлом я...», «раньше я...». При затруднениях
вначале фразу несколько раз заканчивает ведущий.
Желательно, чтобы каждый ребенок закончил ее не
менее двух раз.
Основное содержание
«Плохое/хорошее прошлое»
Ведущий.
Вы знаете, что бывает боль телесная: когда
ударился, порезался. А бывает душевная, это
происходит, когда случаются неприятные истории.
Так вот, в прошлом у каждого человека было
что-нибудь плохое, неприятное (приводит пример
из своего детства, желающие дети дополняют), то,
что принесло боль. Но также в прошлом было и много
хорошего, приятного (приводит пример из своего
детства, дети по желанию дополняют).
Затем детям предлагается разыграть перед
группой, что было в прошлом плохого (можно
использовать актеров-помощников из группы и
ведущего). Возможно, если ситуации не очень
серьезные и группа не мотивирована на
«глубинную» работу, угадывать, что изображалось.
Затем таким же образом разыгрывается то, что
было в прошлом хорошего.
После этого дети рисуют на листе, разделенном
на две части, свое «плохое, неприятное» и
«хорошее, приятное» прошлое.
Рефлексия
— Расскажите о том, что произошло с вашей
«болью» за время сегодняшнего занятия?
ЗАНЯТИЕ 2. ПОТЕРЯ
Разминка
«Ладошка»
Детям предлагается положить свою ладошку на
лист бумаги, раздвинуть пальцы. Затем обвести ее
контуры карандашом и на каждом пальце написать
что-нибудь хорошее о себе от первого лица («Я —
красивый», «Я — сильный» и т.п.). В случае
затруднений с письмом дети только придумывают, а
пишет ведущий. Затем ведущий собирает «ладошки»,
по очереди читает группе, что на них написано, а
дети догадываются, кому какая «ладошка»
принадлежит.
Основное содержание
«Поможем зайцу!»
Ведущий.
Часто бывает так: сначала у человека что-то было,
а потом это исчезло, пропало. (Дети приводят
примеры.) То есть мы что-то потеряли и от этого
всегда грустно. Если мы потеряли что-то неважное,
то мы быстро развеселимся, а если важное — то
долго будем помнить.
Выбирается актер, который хочет быть грустным
зайчиком. Он садится на стул перед группой.
Ведущий. Зайчику грустно оттого, что он
потерял что-то. Что потерял зайчик?
Дети «накидывают» варианты, из которых сам
«грустный заяц» выбирает что хочет.
Группе дается задание утешить грустного зайца:
что ему можно сказать, чем помочь? Придумавший
способ утешения исполняет это. В случае
затруднения возможные способы демонстрирует
ведущий (они должны быть заготовлены заранее).
Затем все рисуют «утешительные» картинки «для
грустного зайца».
Рефлексия
— Чем и как потеря может помочь человеку?
(Вопрос обсуждается только с детьми старше 9 лет,
при этом ведущему следует заранее придумать
доступные для понимания детей ответы на него.)
ЗАНЯТИЕ 3. РАЗГОВОР С ПОТЕРЕЙ
Занятие проводится только в том случае, если
хотя бы несколько учеников из класса перенесли
серьезную потерю — родных, дома, родины и пр.
Разминка
Здесь хорошо провести небольшое, знакомое
группе, энергетически «ресурсное» упражнение.
Основное содержание
Упражнение «Разговор с потерей»
Детей просят быть серьезными и внимательными,
потому что потеря — это очень тяжело (возможно,
следует заранее договориться с директором, что
на этом занятии некоторых детей придется удалить
из класса). Вызывается желающий рассказать о том,
что он потерял. После рассказа перед ним ставится
стул и его просят представить, что на этом стуле
то, что он потерял.
Ведущий.
Даже если такого не может быть, попробуем
представить, что мы в фантастическом фильме, где
все возможно и даже родина умеет разговаривать.
Сейчас у тебя есть возможность сказать тому, кого
(что) ты потерял, все, что хочешь, или спросить о
чем-либо.
После вопроса или высказывания ведущий просит
ребенка занять место «потери» и ответить от ее
лица. При несогласии необходимо спросить мнение
ребенка о том, что может ответить «потеря». Если
класс настроен серьезно — можно попросить
помощь у класса. Если же нет других возможностей,
ведущий отвечает сам, по возможности не допуская
серьезных интервенций и «отзеркаливая» то, что
говорит ученик.
Процедуру необходимо проделать со всеми
желающими. Следует вести упражнение максимально
«недирективно», чтобы не вызвать бурных защитных
реакций и не допустить высвобождения
непроработанной энергии.
Рефлексия
— Чем может помочь такой разговор, как сегодня?
Чем он помог вам?
ЗАНЯТИЕ 4. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
Разминка
«Три времени»
А) «Видеть»
Дети закрывают глаза и по команде ведущего
представляют себе картинку из прошлого, затем из
будущего. Открывают глаза и осматриваются — что
происходит сейчас (настоящее).
Б) «Делать»
Детям говорится, что раньше они были маленького
роста, сейчас — такого, как есть, а в будущем
вырастут большими.
Ведущий. А сейчас по команде «раз» (или
«прошлое») вы будете превращаться в маленьких,
«два» — в таких, какие вы есть, «три» — в больших,
какими вы будете в будущем.
Основное содержание
«Линия времени»
Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы
жизни человека. В центр круга ставятся рядом два
стульчика — это кроватка. Один из детей ложится
на стульчики, двигает руками и ногами, изображая
младенца. Ведущий — мама, которая качает ребенка.
Далее ребенок вырастает — идет в детский сад.
Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда
ребенка, затем играет роль воспитательницы.
Затем ребенок идет в школу, ведущий при этом
становится учителем. Когда ребенок вырастает
большим, он идет в армию, на работу, в институт
(как сам придумает). Соответственно, ведущий
играет роль начальника, преподавателя и т.п.
Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а
взрослый только помогал в инсценировании
«содержания возраста».
Рисунок «Линии времени»
Дети рисуют личную линию времени. В случае
затруднения дается более четкая инструкция:
рисовать прошлое, настоящее и будущее на листе,
разделенном на три части.
Рефлексия
— Какие чувства вызвал у вас разговор о
прошлом? О настоящем? О будущем?
Олег ХУХЛАЕВ,
кандидат психологических наук
|