ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ
В человеческой жизни
нет ничего более сложного, чем правильно
сориентироваться в конкретной ситуации.
П.Я. Гальперин
Начался новый учебный год.
Позади августовский педсовет и
первосентябрьские поздравления, впереди
привычные школьные заботы, жизнь по хорошо
знакомому и годами проверенному сценарию.
Педагоги, психологи, школьная администрация
озабочены составлением планов работы на год,
графиков контрольных работ и внеклассных
мероприятий. В суете будней не остается времени
на то, чтобы задуматься о том, зачем мы все это
делаем, а может быть, что-то следовало бы делать
иначе.
Попробуем все же задуматься…
ВЫЧИТАТЬ И УМНОЖАТЬ,
МАЛЫШЕЙ НЕ ОБИЖАТЬ...
Самым маленьким школьникам пока что не до учебы
— им бы освоиться в новых стенах и запомнить, как
зовут учительницу. Пятиклассники — народ
бывалый, но тоже испытывают тревогу: и учителя
новые, и учебных предметов больше. Потому-то и
завидуют они ребятам постарше, но напрасно — у
тех своих проблем хватает: первые контрольные
напоминают о «натянутых» в конце прошлого
учебного года итоговых отметках и заставляют
напрочь забыть про летние радости. Посвежевшие
за лето старшеклассники стараются произвести
впечатление совсем взрослых людей, готовых к
испытаниям на выживание: к обычным школьным
занятиям у многих прибавляются курсы и
репетиторы, так что выспаться теперь можно будет
только в каникулы.
Разные дети, разные задачи — на первый взгляд
вроде бы все ясно: на протяжении всех лет
школьного обучения дети готовятся к будущей
самостоятельной жизни. Что скрывается за
дежурными словами о готовности к взрослой жизни?
Не сводится же взрослая жизнь к знанию правил
правописания гласных в корне или умению решать
алгебраические уравнения. Более того,
большинство взрослых людей даже не вспоминают о
том, что когда-то «проходили» в школе. Но в первом
классе дети учатся не только писать и считать, но
и слушать учителя и говорить не тогда, когда
знаешь, а когда спрашивают. Затем предстоит
научиться отвечать у доски, записывать домашние
задания, не плакать по поводу каждой тройки, не
жаловаться маме и еще многому другому. А в
старших классах — еще и сдавать экзамены.
Итак, чему же учат в школе и как готовят к
взрослой жизни, если все-таки готовят?
ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
По окончании школы выпускники получают
аттестат зрелости. По мнению людей, окружающих
16–17-летних подростков, — родителей и школьных
педагогов, мало кого из них можно считать
взрослым человеком. Ни аттестат зрелости, ни тем
более полученный двумя годами раньше паспорт не
могут перенести человека из детства в зрелость.
Современный румынский философ и писатель Мирча
Элиаде мудро заметил, что нет ни единого
учебника, который бы обучал искусству духовной
зрелости.
По
свидетельствам психологов, даже создание
собственной семьи и рождение ребенка еще не
означают наступления периода настоящей
зрелости. Такие события, как начало
профессиональной деятельности или вступление в
брак, являются скорее не показателем личностной
зрелости, а лишь ее катализатором.
Вопрос о критериях зрелости личности, как и
многие другие «трудные» вопросы психологии,
имеет множество ответов. Как правило, мы выбираем
тот, который нам наиболее понятен. П.Я. Гальперин
отвечал на него так: зрелость — это способность
человека самостоятельно учитывать границы,
внутри которых можно действовать свободно, то
есть согласно психологической оптимальности. О
степени зрелости мы судим по поведению человека
в определенных ситуациях.
Этой способности ребенок учится на протяжении
детства и юности. Задача окружающих взрослых —
показать ему все многообразие мира и помочь
найти себя в нем. В наше нестабильное в
экономическом и политическом отношении время
задача не только найти, но и не потерять себя
звучит особенно актуально. Не все люди среднего и
старшего поколения, взросление которых
происходило в иных условиях, смогли
перестроиться и воспользоваться
предоставленными им возможностями, что вылилось
в горькие разочарования по поводу неудавшейся
жизни.
Эти мои рассуждения кажутся вроде бы далекими
от академической науки, но они опираются на
тщательно продуманную и обоснованную концепцию
Гальперина об ориентировочной природе и функции
психики.
НАУКА ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ
Гальперин исходит из того, что подлинная
сущность психической жизни — это ориентировка в
ситуации, требующей нешаблонных действий В этом
заключается основная жизненная функция
психической деятельности. Поэтому предмет
психологии составляет структура
ориентировочной деятельности, ее развитие в
каждом периоде жизни субъекта. В действии
Гальперин выделяет ориентировочную и
исполнительную части и специально подчеркивает,
что исполнение в решающей степени зависит от
качества ориентировки субъекта. Именно поэтому
ориентировочная часть действия (а не все
действие в целом) и составляет предмет
психологии.
Было бы большой ошибкой полагать, что такая
широкая ориентировка носит исключительно
интеллектуальный характер. По мысли Гальперина,
все формы душевной жизни — эмоции, чувства, воля
и т.п., а не только познавательные процессы —
представляют собой разные формы ориентировочной
деятельности.
Потребности не только побуждают к тем или иным
действиям, но и предопределяют избирательное
отношение к объектам окружающей среды. В этом
смысле потребности выступают исходным и
основным началом ориентировки в ситуациях.
Появление чувства означает изменение оценки
ситуации, и таким образом переживание становится
особым способом ориентировки в жизненных
условиях, принципиально отличным от
ориентировки познавательной. Своеобразная
ориентировка субъекта в ситуациях моральной
ответственности, ведущая к принятию того или
иного решения, составляет предмет психологии
воли. Воля выступает способом решения задач в
ситуациях, когда ни интеллектуальной, ни
аффективной ориентировки уже недостаточно.
Психические процессы выступают объектом
исследования разных наук. Например, мышление
исследуется в логике, теории познания,
педагогике, этике и, в том числе, в психологии.
Научная психология мышления изучает не все
мышление, а только процесс ориентировки субъекта
при решении мыслительных задач. Именно это
положение было положено Гальпериным в основу
обучения решению творческих задач, которое
сводится к формированию упорядоченного
мышления, способам анализа условий задачи. Ему
удалось не только теоретически доказать, но и
показать на практике, что учить следует не
непосредственно творчеству и построению
догадок, а предваряющему и обогащающему их
исследованию поля. Об этом и других приложениях
теории Гальперина к практике школьного обучения
на страницах нашей газеты говорилось
неоднократно.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
В данном случае речь идет о возможности
использования принципиальных положений данной
концепции при ответе на вопрос о задачах
образования вообще и школьного образования в
частности. Тезис о том, что образование должно
быть сообразно (или изоморфно) культуре,
содержится в работах многих психологов, в
частности в трудах Е.А. Климова.
В современных условиях принципиально
изменились задачи образования: они уже сводятся
не к передаче готовых знаний и вооружению
решениями на все случаи жизни, а к формированию
способности быстро и максимально полно
сориентироваться в постоянно меняющихся
обстоятельствах.
Причем судьба ребенка в немалой степени
зависит от того, насколько хорошо удалось
сориентироваться в окружающем мире его
родителям. Если раньше ребенок сначала посещал
ближайший детский сад, затем поступал в
находящуюся рядом с домом школу
(специализированные школы составляли редкое
исключение), а выбор будущей профессии нередко
заранее осуществлялся взрослыми, то сегодня
подобная траектория жизненного пути в лучшем
случае чревата отклонениями, а в худшем — крахом
несбывшихся надежд.
Сегодня в хорошем смысле слова современным является
человек, способный перестраиваться в постоянно
меняющихся условиях жизни.
Разве не об этом писал П.Я. Гальперин?
Перечитаем еще раз его размышления о том, зачем
нужна психика. В сложных и изменчивых условиях —
для того, чтобы сориентироваться. Она необходима
тогда, когда «никакой прошлый опыт… не может
быть достаточен для успешного действия в
наличных, каждый раз несколько измененных
обстоятельствах. Именно для того, чтобы прошлые
действия могли быть эффективно использованы в
этих индивидуальных обстоятельствах, эти
действия нужно несколько изменить, подогнать,
приспособить к наличным обстоятельствам. И это
надо сделать до начала действия или (если
возможно) по ходу действия, но во всяком случае до
его завершения».
Думается, что формирование такого умения
действовать не по заранее намеченной одинаковой
для всех схеме, а с учетом внешних условий,
преломляя последние через индивидуальные
личностные склонности, и является тем социальным
заказом, с которым сегодня обращается общество
к школьному образованию.
ЕДИНАЯ ЗАДАЧА
Словосочетание «школьный психолог» имеет
двоякий смысл: с одной стороны, речь идет о
психологии, а с другой — о школе. И психолог,
работающий в школе, призван решать
образовательные задачи психологическими
средствами. Если определить задачу всего
школьного обучения как формирование у детей широкой
социальной ориентировки, то точно такая же
задача будет стоять и перед школьными
психологами.
Психологи и педагоги решают ее по-разному: если
педагоги на уроках формируют у детей
представления об окружающем нас мире, то
психологи преимущественно заняты формированием
у детей представлений о них самих, об
особенностях поведения и взаимодействия людей.
Очевидно, что такое деление весьма условно.
Педагоги не только передают конкретные
предметные знания ученикам, но и своими
поступками способствуют появлению у детей
представлений о нормах и правилах поведения.
Многие родители, выбирая школу для своего
ребенка, стараются найти учебное учреждение, где
педагоги и свой предмет хорошо бы знали, и детей
бы любили (о начальной школе — особый разговор).
Но таких школ, к счастью, не существует, и, имея
дело с разными учителями, дети приобретают тем
самым не только знания, но и опыт общения, а это и
есть ориентировка в мире людей. Пребывание в
тепличных, равно как и в слишком неблагоприятных
условиях, вряд ли пойдет на пользу ребенку,
которому предстоит жить в многоцветной, а не
черно-белой реальности.
Что касается школьных психологов, то их вклад в
социальную ориентировку учеников не
ограничивается знаниями детей о себе и
окружающих людях. Вникая в особенности
организации учебного процесса, они невольно
участвуют в появлении у детей соответствующих
сведений из разных предметных областей; вопрос:
чему учить и как учить — один из основных в
педагогической психологии.
НА СЛУЖБЕ У ОРИЕНТИРОВКИ
С целью формирования у вступающих во взрослый
мир детей широкой социальной ориентировки
психолог использует разнообразные средства.
Прежде всего, это психологические
индивидуальные и групповые обследования детей.
Они проводятся регулярно с целью получить более
или менее объективное представление об
особенностях психической организации учеников.
Пока дети маленькие, психолог делится с
педагогами и родителями ребенка полученными
данными, опираясь на которые взрослые строят с
ним взаимоотношения. Если принять во внимание,
что все демонстрируемые взрослыми модели
поведения способствуют ориентировке детей в
окружающем мире, то игнорирование взрослыми тех
или иных сведений также определенным образом
влияет на поведение ребенка. Когда мама не желает
мириться с тем, что ребенку трудно учиться в
математическом классе, и лишь ужесточает
требования, то это, весьма вероятно, приведет к
тому, что ребенок научится обманывать и маму, и
одноклассников, и в конце концов самого себя.
В старших классах не только допустимы, но и
весьма желательны беседы психолога с ребятами по
результатам проведенных обследований. Психолог
таким образом получает возможность сказать
подростку о его сильных и слабых сторонах, об
особенностях его психического склада, которые
влияют и на профессиональный выбор, и на
занимаемую им социальную позицию.
Подростки, как правило, очень заинтересованно
относятся к результатам обследования и нередко
ждут от психолога ответа в категориях
«хорошо—плохо». Они формулируют вопросы
примерно так: если большинство одноклассников —
экстраверты, то интроверт, значит, — какой-то не
такой, как все? Такой вопрос — хороший повод для
разговора об индивидуальных особенностях людей.
Чрезвычайно полезным и необходимым является
так называемое включенное наблюдение за
поведением детей на уроках, переменах,
экскурсиях. Чтобы выявить лидеров и аутсайдеров,
совсем не обязательно проводить
социометрическое обследование, достаточно
посмотреть, как ведут себя дети во время
совместных мероприятий.
Заикание — не такая уж редкость среди наших
детей, и педагоги, как правило, стараются щадить
таких ребятишек и все устные ответы заменяют
письменными. Эта стратегия поведения своей
оборотной стороной имеет подчеркивание дефекта,
а, как показывает практика, некоторые дети
предпочитают принимать участие в уроке наравне с
остальными. Личное общение психолога с ребенком
должно быть направлено на выяснение того, какого
отношения к себе он ждет со стороны учителя.
Это, пожалуй, одно из самых сложных направлений
работы психолога, так как его никто не учил, как и
на что следует обращать внимание. На самом деле в
поведении детей мелочей не бывает, и потому все
поступки заслуживают внимания. Если
первоклассница «выдает» своего соседа по парте,
не записывающего задания в дневник, то она — не
ябеда, она просто хочет показать, что она-то, в
отличие от него, знает правила поведения в школе.
«Белая ворона» — типичное явление в школьной
жизни, реагировать на которое приходится
по-разному. Есть дети, которым нужно помочь
остаться «белыми воронами», как, например, в
случае, когда ориентированный на получение
знаний подросток оказывается в среде
одноклассников, не желающих учиться. Поддержка
со стороны взрослых и некоторых одноклассников,
весьма вероятно, поможет молодому человеку
остаться верным самому себе.
Кстати говоря, некоторые сложности возникают и
при интерпретации результатов тестирования.
Например, психологам хорошо известно, что
высокие показатели школьной тревожности — это
плохо, средние — хорошо, а низкие? Они
свидетельствуют, скорее, не об отсутствии
тревожности, а о скрытой тревожности, и
чрезмерное спокойствие нередко
трансформируется в выраженную тревожность.
Всей полученной информацией психологу весьма
желательно делиться либо с учителями, либо с
детьми, либо использовать самому, а иначе зачем
эта информация собиралась?
Кроме того, психолог на специальных занятиях
может рассказывать детям об особенностях
психики человека и животных, о нормах общения и
способах влияния людей друг на друга. Эти
сведения весьма интересны детям, но, как
показывают наблюдения, помогают формированию
лишь общих представлений о поведении. Подростки
затрудняются использовать общие рекомендации и
нуждаются в дополнительных разъяснениях по
поводу того, как им конкретно следует себя вести,
чтобы добиться желаемого. Например, после
разговора о механизмах воздействия людей друг на
друга старшеклассники просили совета, как им
повлиять на математичку, подругу и т.д.
К подобным беседам необходимо серьезно
готовиться, а в противном случае дети потеряют не
только интерес, но и всякое доверие к психологии.
Надежным показателем хорошо организованного
диалога на психологические темы служит
возникшее у детей желание — пусть сиюминутное —
стать психологом.
ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ
Если посмотреть на работу психолога сквозь
призму формирования у детей широкой социальной
ориентировки, то получится примерно такая
картина.
Главная задача психолога в начальной школе
состоит в том, чтобы помочь детям стать
учениками, так как это — необходимое условие
овладения ими предметными знаниями. В этом
возрасте дети также приобретают опыт общения с
одноклассниками и педагогами, научаются (или нет)
вести себя так, чтобы оказаться приятными и
интересными другим людям. Наряду с групповыми
развивающими занятиями, которые, как правило,
проводит психолог с младшими школьниками,
полезны индивидуальные беседы с родителями,
учителями и даже самим ребенком. В этом возрасте
ребенок уже в состоянии понять, какие
особенности его поведения мешают ему хорошо
учиться, и если с ним никто не хочет сидеть за
одной партой, то не стоит далеко ходить за
поиском виновного.
В средней школе перед психологом стоят самые
разнообразные задачи: адаптация пятиклассников,
психологическое сопровождение собственно
образовательного процесса с последующей
коррекцией школьных трудностей, определение
психологической готовности к обучению в школе.
Старшеклассники не стесняются открыто заявить,
чего они ждут от психолога — помощи в
профессиональном самоопределении. Это та
область работы, в которой задача формирования у
детей ориентировки в окружающем мире и самих
себе выглядит наиболее отчетливо. Следует особо
подчеркнуть, что миссия психолога — именно
предваряющая выбор (его делает сам подросток!)
ориентировка, которая может включать в себя
следующее.
Во-первых, на основании накопленных за
несколько лет работы данных у психолога
складывается определенное представление о
каждом ученике.
Во-вторых, специально организованные занятия
способствуют появлению у детей сведений о мире
профессий и главное — о несовместимости
некоторых физических и личностных особенностей
человека с определенными видами занятий.
В-третьих, результаты исследования
профессиональных предпочтений и склонностей
позволяют получить представление о
предполагаемом выборе.
Дальнейшая работа зависит от желания ученика и
его родителей получить соответствующую помощь. К
сожалению, нередки случаи, когда родители хотят
взять психолога в союзники, чтобы склонить
ребенка в пользу уже принятого ими решения.
ПЕРВЫЕ ИТОГИ
В последнее время, спустя более 15 лет после
введения ставки психолога в школе, довольно
часто приходится слышать о том, что с приходом
психолога в школе мало что изменилось. Наивно
рассчитывать на какие-то принципиальные
улучшения за столь короткий срок, но становится
грустно от мысли, что наш приход, по сути дела,
остался незамеченным. И это — серьезный повод
задуматься о том, что делается не так, что мешает
нам оказать пусть самое малое, но все-таки
позитивное влияние на образовательный процесс.
Одна из возможных причин этого — недостаточное
осознание самими психологами своей миссии в
школе. Всем хорошо знакомые диагностика и
коррекция, профилактика и просвещение выступают
лишь средствами решения какой-то большой задачи.
Школа готовит детей к жизни, которая еще только
наступит, и сегодня они ждут от нас не готовых
рецептов на все случаи жизни, а способов их
самостоятельного получения. И действовать, и
принимать ответственные решения им придется в
иных, отличных от сегодняшних, условиях. Именно
поэтому главной задачей школьного образования
видится широкая социальная ориентировка,
лежащая в основании наших поступков.
Марина СТЕПАНОВА,
факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
|