Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


КОЛЛЕГИ

А ВЫ ГОТОВЫ К ПОЛЕТУ НА МАРС?

Послесловие к студенческому форуму

Т.Ю. Базаров уверен, что научное взаимодействие необходимо студентам

Т.Ю. Базаров уверен, что
научное взаимодействие
необходимо студентам

Посещая различные конференции и совещания, где говорится о перспективах психологической службы, я заметила, что под перспективами, как правило, подразумевается финансирование, нормативно-правовое и методическое обеспечение ее деятельности. При этом никто не вспоминает о том, что будущее психологии определяют те, кто сейчас сидит на студенческой скамье. Старшее поколение вспоминает о подрастающей смене, как правило, тогда, когда возникает повод поговорить о несовершенстве подготовки специалистов и необходимости разработки единых образовательных стандартов. Да и на страницах нашей газеты не так уж часто публикуются студенческие статьи. Поэтому я с радостью приняла приглашение посетить Международную научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2005» (секцию «Психология»), которая проходила в Москве 13–14 апреля. Там я поняла: начинающие психологи уверены в том, что именно от них зависит судьба отечественной психологической науки и практики. И готовы нести за нее ответственность.

Верность традициям

Конференцию ежегодно, начиная с 1994 года, проводит Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Основным организатором является Студенческий союз МГУ при поддержке руководства университета. В этом году конференция рассматривалась как часть Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2005», в рамках которого проходят олимпиады школьников и конкурс научных работ, исследовательских и инновационных проектов молодых ученых.

Организаторы форума ставят перед собой самые серьезные задачи по спасению отечественной науки, и в частности психологии. Среди них:

• активизация интереса к профессиональному занятию наукой в молодежной среде, повышение престижа российского ученого;

• создание банка данных об одаренной молодежи России (и стран СНГ), занимающейся наукой;

• поддержка студентов и талантливых молодых ученых, развитие инновационных направлений исследовательской деятельности.

В этом году конференция была посвящена 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова, поэтому, как считают организаторы, и без того высокий интерес к ней значительно возрос: заявки на участие в секции «Психология» пришли из 45 регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. В результате отбора присланных на конференцию работ в Москве собрались 150 молодых психологов. Присутствовали и гости из Сербии, Черногории, Эстонии, Германии.

Качество и динамика

Масштабность мероприятия — не единственное, что отличает студенческий форум от привычных психологических конференций. Всех желающих психологический факультет МГУ принять не может, поэтому традиционно проводится экспертиза и отбор лучших работ. Причем сначала с ними работают аспиранты, а затем доценты и даже профессора — это гарантирует высокий уровень выступлений на конференции. Вторая отличительная черта студенческой конференции — ее интерактивный характер. Мне «Ломоносов-2005» показался живым и динамичным, лишенным консервативности.

Заместитель председателя оргкомитета профессор МГУ Т.Ю. Базаров приоткрыл мне дверь «кухни» этого мероприятия. Тематику предстоящей конференции разрабатывает оргкомитет, куда входят студенты, аспиранты и преподаватели МГУ. Для этого проводится мозговой штурм, на котором определяют самые серьезные, трудные и актуальные задачи современной психологии. Именно они становятся темами секций, круглых столов и других мероприятий конференции.

Популярность конференции, по мнению Тахира Юсуповича, объясняется, во-первых, высокой репутацией МГУ и его факультета психологии и, во-вторых, «это серьезная конференция, где молодые, вроде бы несерьезные люди делают серьезные доклады». Это действительно студенческий форум, считает Базаров, «они могут делать вид, что взрослые что-то решают, на самом деле мы участвуем как консультанты, эксперты, партнеры. А студенты находят самые невероятные возможности для установления контактов с коллегами из других городов России и зарубежья. В науке не обойтись без личных контактов. Наши студенты ездят за рубеж, выступают с докладами, участвуют в дискуссиях. И там знакомятся с людьми, которые им близки и интересны. Они и становятся участниками нашей конференции».

Нынешняя конференция называлась «Инновационный потенциал современной психологии». Судя по выступлениям молодых психологов, инновационные веяния коснулись как идей, концепций и технологий в психологии, так и новых представлений о возможностях человека.

Сами за себя говорили названия секций: «Социальный контекст прикладной психологии», «Социальные аспекты психологии развития», «Социальная психология: рефлексия групповой динамики», «Человек развивающийся: опыт психологического исследования». Самое главное, что за этими серьезными названиями стояли живые и интересные работы. Мне как «профессиональному участнику» множества психологических конференций, в том числе, что греха таить, скучных, слушать выступления было по-настоящему интересно — за ними всегда стояли конкретные практические разработки.

Нарративная психология и многое другое

Основной формой активности участников конференции стала работа в проектных группах. Наибольшее внимание привлек проект «Психологическое обеспечение подготовки и сопровождения пилотируемого полета на Марс». Его представляли ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН В.И. Гущин и психолог С.Г. Поликанов. Они рассказали, что в рамках подготовки к этому грандиозному мероприятию готовится эксперимент, имитирующий условия полета. Участникам конференции было предложено подключиться к разработке методов отбора, подготовки, сопровождения и реабилитации участников космического экипажа.

За ними — будущее психологии
За ними — будущее психологии

Кстати, и другие обсуждаемые на конференции проекты, хотя и не столь масштабные, представляли не меньший интерес: «Нарративная психология» (лидер проекта — Ф. Барский), «Ценностно-моральное развитие подростков в ситуации социально-экономической нестабильности» (С. Молчанов, Е. Малясова), «Психология влияния СМИ» (Е. Соклакова), «Психология и театр» (А. Панкратова), «Временной аспект групповой эффективности» (М. Козлова).

Центральной темой круглого стола «Психология и театр» стала театральная постановка как форма психотерапии. В выступлениях, эмоциональных замечаниях, в дискуссии между участниками наметились две спорные проблемы: развитие личностных качеств человека через участие в театральном действе и развитие личностных качеств через восприятие спектакля.

Лучшие выступления на секциях и круглых столах были отобраны для открытого всероссийского конкурса научных работ, исследовательских и инновационных проектов молодых ученых.

Особо хочется отметить профессиональный менеджмент конференции. Здесь ребята проявили свои практические навыки. Организация была на самом высоком уровне. Большое внимание было уделено прессе: для освещения конференции были приглашены представители ведущих психологических изданий России.

Честное слово, нам есть чему поучиться у подрастающего поколения!

В перерыве между заседаниями на мои вопросы ответил главный «опекун» психологической части конференции профессор МГУ Т.Ю. Базаров.

Тахир Юсупович, отражает ли тематика секций те изменения, которые наметились в российской психологии?

Если бы это на 100% соответствовало, то не было бы смысла проводить конференцию. Я бы сказал, что что-то делается «на вырост». Студенты на таких мероприятиях не только обучаются, но серьезно расширяют свои представления о возможностях современной психологии. Они имеют возможность стать профессионалами. А здесь очень многое зависит от того, что будет на старте. Какие они увидят стандарты научного знания и подходы к нему, а также методы, которыми можно пользоваться в серьезном исследовании. Многие выступления на конференции задали новые направления, новые области познания и даже новые «научные миры» для будущих психологов.

Да, даже для меня было много интересного и неожиданного…

А представьте, что это студенты… С каким настроением они будут изучать казавшиеся им ранее скучные вещи!

Мне понравилась ориентация конференции на фундаментальную науку в противовес современному увлечению практикой.

Здесь было и то, и другое. Вообще, если сравнить психологию, скажем, с фигурным катанием, то какой бы интересной для зрителей ни была произвольная программа, сначала надо выполнить обязательную — это показатель квалификации спортсмена. Логика, заложенная в фигурном катании, близка и нам. Тем, кто осилил «обязательную программу», то есть курс общей психологии, уже проще осилить все остальное и, главное, стать хорошими практиками.

Интересна ли конференция для иностранных студентов?

Очень. Если проанализировать последние три года ее работы, то можно заметить, насколько они включаются в нее и содержательно, и по-человечески. Есть и другая сторона: я потом часто встречаю в зарубежных журналах фамилии ребят, которые участвовали в конференции. И я думаю, что это нормально. Таким образом мы расширяем границы студенческого психологического сообщества, возможности и рамки научных исследований.

Ольга РЕШЕТНИКОВА