Ярослав ГАШЕК
РОДИТЕЛИ И ДЕТИ
Учитель Швольба выпустил
уже несколько монографий о сущности отношений
между родителями и детьми. В этих трудах он
неопровержимо доказывал, что эти отношения
являются одним из обычных видов родства.
Несколько публичных лекций, прочитанных в
«Дамском клубе» и в редакции журнала «Семья»,
ратовавшего за сближение между родителями и
детьми, создали учителю репутацию чудака. Этому
содействовала также его передовица в первом
номере «Семьи». Швольба убедительно доказывал в
ней, что дети являются потомками своих родителей,
и подкреплял это положение ссылками на старого
церемониймейстера камергера Веймарского,
Адольфа Книгге и несчастного д-ра Гита,
заключенного в крепость.
К сожалению, научная активность плохо отражалась
на служебной карьере почтенного педагога. Ходили
слухи, что это свихнувшийся старикашка и что
место его не в школе, а в загородном санатории для
тихо помешанных. Начальству не очень-то
нравилось, что учитель на уроках родного языка
произносит не идущие к делу речи о том, что,
производя на свет детей, родители тем самым
обзаводятся потомством. Домашние работы, которые
он задавал школьникам, носили главным образом
философско-педагогический характер, например:
«Должны ли родители участвовать в шалостях своих
детей» и т.д. За это-то начальство и недолюбливало
учителя Швольбу и постоянно перебрасывало его из
одной школы в другую. Бедняга колесил по всей
стране вдоль и поперек, нигде не находя себе
постоянного пристанища.
И вот наш учитель опять на
новом месте. Свой первый урок в пятом классе
городской гимназии он посвятил рассуждениям о
том, что сын, зная отца с первых дней своей жизни и
наблюдая его характер без всяких прикрас, должен
ценить хорошие качества (дабы папаша не стал ему
слишком противен) и вместе с тем не закрывать
глаза на дурные, в чаянии тем успешнее избежать
их самому.
Закончив лекцию, учитель задал ученикам домашнюю
работу — подробно развить в сочинении следующий
интереснейший тезис: «Будьте благодарны своим
родителям, даже если вы имеете основания
порицать их». В помощь был предложен следующий
план:
1. Перечень безнравственных и недостойных
поступков моих родителей, их слабостей и пороков.
2. Скрывают ли от меня родители свои пороки?
3. Почему я обязан скрывать пороки своих
родителей от посторонних?
4. Почему я не должен подражать родителям в
плохом?
5. Ссорятся ли мои родители между собой?
6. Почему я должен держаться спокойно и сдержанно
при упомянутых ссорах?
— Да, господа учащиеся, — величественно произнес
учитель Швольба, — в отношении домашних работ я
держусь совершенно новых педагогических
принципов. Моя задача — добиться полного
взаимопонимания между родителями и детьми.
Раньше считалось недопустимым, чтобы родители
помогали детям при выполнении домашних работ. Я,
наоборот, настаиваю на этом. На днях я намерен
пригласить ваших родителей на собрание, на
котором прочту им лекцию о правильно
организованной семье и проверю, как они помогают
вам выполнять домашние уроки.
За пять лет пребывания в гимназии ученики
привыкли к ожесточенной войне с учителями.
Однако фанатические речи нового учителя, его
высокая тощая фигура и внешность Савонаролы,
знакомая им по картинкам в учебнике, произвели на
ребят мрачное и устрашающее впечатление. После
урока все в один голос решили, что Швольба — псих
и надо с ним быть начеку. А что касается домашних
работ, то ни о каком сотрудничестве с родителями
не может быть и речи.
* * *
Сынок полицеймейстера — Машек, вернувшись из
гимназии, тщательно спрятал тетрадь с тезисами.
За обедом на вопросы отца, что нового в гимназии,
есть ли уроки на дом и как понравился ему новый
учитель, Машек-младший поспешил ответить, что
новостей особенных нет, уроков не задано, а новый
учитель, — видимо, славный и симпатичный человек.
Машек-младший за последнее время не очень-то
ладил с отцом. Полицеймейстер не разрешил ему
вступить в футбольную команду «Квинта А», а о
покупке мяча, который нужен был мальчику, чтобы
стать капитаном команды, папаша не хотел и
слышать. Кроме этого основного разногласия, был
ряд других: отец не пустил мальчика в загородный
поход бойскаутов и был очень недоволен, узнав
стороной, что его сынок, пользуясь тем, что ему
минуло четырнадцать лет, заявил во время
последней переписи о своем вступлении в секту
«адвентистов седьмого дня». Побудили его к этому
исключительно меркантильные соображения: он
где-то слышал, что в секте адвентистов
новообращенный получает двести пятьдесят крон и
двенадцать килограммов баранины. На эти деньги,
если продать баранину, можно купить превосходный
английский футбольный мяч с запасной камерой, а
ради таких высших интересов стоило, конечно,
поступиться католической верой. Но, к сожалению,
секта адвентистов глубоко разочаровала Машека.
Вместо денег и баранины ему прислали английскую
библию, псалтырь на тридцати двух языках и письмо
на английском языке с просьбой внести два фунта
стерлингов пастору Мак Роснеру в Праге.
Предавшись после обеда мрачным размышлениям о
всех своих невзгодах, молодой Машек решил не
жалеть папашу и ответить с исчерпывающей
откровенностью на все вопросы учителя Швольбы.
Пусть он проиграет этот бой, как проиграла
недавно «Квинта А» «Октаве Б» со счетом 22:3, но он
примет его так же бесстрашно, как приняла вызов
«Квинта А», заранее уверенная в своем поражении.
Итак, Машек-младший взялся за сочинение. Первый
пункт был: «Перечень безнравственных и
недостойных поступков моих родителей, их
слабостей и пороков».
«1. Мамаша путается с инженером Поуретом с
фабрики искусственных удобрений «Крулих и К»; у
него немало хлопот с искусством мамаши швырять
деньгами. Папаша часто злится на это и на днях
сказал горничной, что давно бы развелся с женой,
если бы так сильно не задолжал инженеру Поурету.
Сам папаша в служебное время посещает ресторан
Марковского и волочится там за кельнершами. Одну
из них он недавно возил за город. В общем, папаша с
мамашей друг друга стоят.
Что касается их характеров, то мамаша вспыльчива,
груба и страшно невоспитанна. На детей и
хозяйство она ноль внимания, вечно торчит у
зеркала и наряжается с самого утра, точно ей в
театр ехать.
Отец — закостенелый бюрократ и подлец, каких
мало. Всему городу известно, что при императоре
он подписывался на немецкий манер — Матчек, а
сейчас пишется Машек. Помню, я зашел к нему на
службу и слышал, как два человека в коридоре
говорили, что папаша как был сволочью при старом
режиме, так ею и остался по сей день. В прошлом
году, в день рождения Франца-Иосифа, он сдуру
отправился вместо службы в церковь, позабыв, что
императора давно нет, и страшно удивился, что
церковь закрыта. Только к обеду он сообразил, что
у нас теперь республика.
С детьми папаша свиреп и в случае чего спуску им
не дает. Он запрещает нам всякие развлечения,
даже гимнастику и футбол. Горничных он нанимает
только немок, чтобы дома было с кем говорить
по-немецки. Вернувшись домой навеселе, папаша
обычно принимается врать нам про свои школьные
успехи в детстве. Он будто бы учился на одни
пятерки. А на самом деле в его старом дневнике мы
видели только двойки и тройки да записи о
переэкзаменовках. В старшем классе он провалился
на экзаменах и остался на второй год».
На второй тезис домашней работы — «Скрывают ли
от меня родители свои пороки?» — молодой Машек
ответил так:
«2. Нет, не скрывают. У нас все делается открыто, у
всех на виду. А то, чего нам, детям, не приходится
видеть самим, мы все равно узнаем от знакомых».
Для ответа на третий тезис — «Почему я обязан
скрывать пороки своих родителей от посторонних?»
— мальчик воспользовался цитатой из сегодняшней
лекции учителя Швольбы:
«3. Потому, что они произвели меня на свет, а я
должен быть благодарен им за это».
Ответ на вопрос «Почему я не должен брать с
родителей дурной пример?» гимназисту показался
нелегким, и он ограничился туманной фразой:
«4. Нужно вести себя разумно и пристойно, чтобы и в
будущем избежать родительских пороков. А когда я
сам поступлю на службу, моим долгом будет
заботиться о моих детях, чтобы они, чего доброго,
не померли без родительского попечения».
Пятый вопрос был проще простого: «Ссорятся ли
между собой мои родители?» «5. Что ни день, то
скандал, а подчас и драка...» На шестой вопрос
мальчик не успел ответить: кто-то тихо подошел
сзади и потрепал его по плечу. Пятиклассник
тщетно пытался спрятать сочинение, ибо
подошедший был сам папаша-полицеймейстер. Он
только что вернулся из ресторана в самом
радужном настроении.
— Ну, сынок, — произнес он в приливе отцовской
нежности, — я вижу, ты усердно работаешь. Так же
усердно и успешно, как я в твоем возрасте, когда
приносил домой одни пятерки. У тебя, оказывается,
отличный почерк, а я и не замечал. Но почему же ты
пишешь карандашом? Что это у тебя, черновик, не
так ли?
Полицеймейстер взял в руки сочинение, погладил
сына по головке и отечески сказал:
— Потерпи, малыш, скоро получишь свой мяч. Будешь
футболистом и бойскаутом.
Затем он погрузился в чтение и стал темнее тучи.
Несчастный школьник попятился к порогу, но у
самых дверей папаша настиг его хищным прыжком. В
следующую минуту целиком подтвердилась фраза из
сочинения: «С детьми отец свиреп и в случае чего
не дает спуску...» Полицеймейстер в конце концов
обломал о своего сына остатки своей былой
гордости — шпагу от парадного мундира,
использовав ее вместо палки...
Когда на следующей неделе пятиклассники сдавали
сочинения, Машек-младший, дрожа, вручил учителю и
свою тетрадь. В ней под заголовком сочинения было
написано: «Ваши тезисы пересланы в министерство
просвещения на рассмотрение». Далее следовали
подпись полицеймейстера, казенная печать и
исходящий номер.
* * *
Говорят, учителя Швольбу на этот раз перевели в
Прикарпатскую Русь. |