Тестирование
в психологической
диагностике
|
Автор-составитель
С.В. Поздняков
М.: Сфера, 2004
|
Книг, посвященных
тестам, за последние годы издано немало. Но,
вероятно, все же недостаточно, коли продолжают
выходить новые и новые. Казалось бы, уже
настолько растиражированы и «Незаконченные
предложения», и 16 PF, и «Дом–дерево–человек», что
нет уже никакой необходимости писать о них снова.
Оказывается – есть! Похоже, спрос на
психодиагностические инструменты еще не до
конца насыщен, и издательством «Сфера»
предпринята еще одна попытка его удовлетворить.
Что же предлагается читателю на этот раз?
Увы, ничего нового. Те же, как сказано в аннотации,
«наиболее востребованные в психологической
практике тестовые методики» в количестве 16 штук.
Помимо уже упомянутых (как же среди наиболее
востребованных обойтись без незаконченных
предложений и ДДЧ!) в сборнике представлены тест
Басса–Дарки, опросники Айзенка и Спилбергера,
Q-сортировка...
Попробуйте сами наугад продолжить этот список.
Уверен, угадаете процентов на семьдесят. Вряд ли
на все сто, так как, выполняя эту задачу, станете
руководствоваться какими-то логическими
соображениями. А какой, скажите, логике,
подчиняется объединение в один сборник
«Методики самооценки и определения уровня
притязаний младших школьников» (в качестве
каковой приводится методика «Три оценки» А.И.
Липкиной, отнести которую к наиболее
востребованным составитель явно поспешил) и
«Методики самооценки деловых и личностных
качеств менеджера»? Впрочем, взамен этих не самых
популярных методик любой мало-мальски
эрудированный психолог подставил бы пару не
менее интересных, а то и более.
Так почему же вы, спрашивается, этого еще не
сделали?! Задача-то элементарная! Разложить перед
собой полтора десятка ранее опубликованных
источников — от «Альманаха психологических
тестов» (пункт первый в приводимом составителем
списке литературы) до «Настольной книги
практического психолога» (пункт последний),
позаимствовать отовсюду описания самых
востребованных тестов и собрать их под новую
обложку. Правда, чтобы назваться
автором-составителем, а не просто составителем,
неплохо бы предпослать некую вводную главу о том,
какие в принципе бывают тесты. Задача тоже вполне
посильная. Студентам-третьекурсникам, изучающим
психодиагностику, порой удаются весьма
добротные рефераты на эту тему. Надо ли
удивляться, что автору-составителю это в данном
случае тоже неплохо удалось! Как и глава
«Этические нормы и принципы тестирования»,
совсем не лишняя в ситуации массового
тиражирования профессионально-психологического
инструментария: книга ведь адресована не только
психологам, но, по замыслу издателей, также и
педагогам, и руководителям образовательных
учреждений, и фактически всем интересующимся.
Ну и что же вы еще сидите сложа руки, не записав в
свой актив ни одной созданной вами книги по
психодиагностике? Может быть, не хватает
необходимых источников? Так вот же один уже перед
вами! Отправляйтесь в магазин и пополните свой
инструментарий, если в нем по каким-то причинам
еще недостает Мини-мульта или пиктограммы. Тираж,
к счастью, немаленький, хватит всем.
Сергей СТЕПАНОВ
|