Профилактика агрессивных
и террористических проявлений
у подростков
|
Методическое пособие
Под ред. И. Соковни
М.: Просвещение, 2005
|
Эта небольшая книжка
посвящена проблеме предупреждения проявлений у
подростков склонностей к агрессии, аутоагрессии
и терроризму. Авторы попытались рассмотреть эти
проблемы в междисциплинарном аспекте – с
медицинской, правовой и
психолого-педагогической точек зрения. В связи с
актуальностью проблемы терроризма и насилия в
современном обществе такая литература,
несомненно, представляет большую ценность,
особенно если она написана простым и понятным
языком, как рецензируемая книга. Авторы начинают
с глобальной проблемы – терроризма, коротко
рассматривая основные аспекты происхождения
этого явления, формы терроризма и
психологические характеристики террориста и его
жертв.
Весьма информативен раздел «Современный взгляд
на проблемы выявления агрессивных проявлений у
подростков». В нем содержатся сведения о
предпосылках и видах подростковой агрессии, в
том числе аутоагрессивного поведения и
сексуального насилия, агрессии среди
несовершеннолетних осужденных, ее гендерной
специфике и роли социальной среды в ее
возникновении. Отдельно выделены конкретные
рекомендации для педагогов по мерам
профилактики и купирования агрессивного
поведения детей разного возраста.
Раздел «Практические пути выявления и
предупреждения агрессивно-террористических
проявлений у подростков» содержит в себе
конкретные и весьма профессионально
подготовленные материалы для дискуссий с
подростками на тему «Корни и пути преодоления
мирового терроризма», бесед о профилактике
химической зависимости, профилактике
заболеваний, передающихся половым путем, а также
о предотвращении изнасилования (для девушек).
Приводятся диагностические методики форм
агрессии А.Басса и А.Дарки, «Диагностика уровня
эмоционального выгорания» В. Бойко,
экспресс-диагностики невроза К.Хёка и Х.Хесса.
Правда, остается неясным, как использовать
полученные диагностические данные при работе с
подростковой агрессивностью или в ее
профилактике.
Вызывает некоторое недоумение трактовка
авторами гнева как «прежде всего результата
неумения справиться с самим собой». Предлагаемая
программа тренинга общения «как формы повышения
толерантности и профилактики агрессивного
поведения» не содержит подробных инструкций ко
всем упражнениям, что делает затруднительным его
проведение. Кроме того, предложение упражнения
«Падаем в круг друзей» (вероятно, это модификация
«Доверительного падения») в начале первого
занятия кажется нам слишком смелым шагом. В то же
время стоит отметить хорошие материалы по
предупреждению рискованного сексуального
поведения и его последствий.
Полезным для психологов и педагогов может
оказаться дополнительный справочный материал
приложения.
В целом книга оставляет хорошее впечатление и
может использоваться в профилактической работе
с подростками и в просвещении педагогов.
Александр ШАДУРА
|