Педагогическая психология:
методики и тесты
|
Авторы-сост.:
М.В. Демиденко,
А.И. Клюева
Самара: Бахрах-М,
2004
|
Заглавное
словосочетание «педагогическая психология»
может ввести в заблуждение читателя, привыкшего
к рассмотрению педагогической психологии как
отрасли психологической науки. А наука, как
известно, имеет свой предмет, СВОИ задачи, методы,
закономерности и т.п. В этой книге читатель не
встретится ни с описанием этапов усвоения знаний,
ни с изложением основных проблем, связанных с
характером мотивации или особенностями
взаимодействия учителя и ученика. И тем не менее
перед нами действительно книга по
педагогической психологии, а точнее говоря — по
практической педагогической психологии, которая
большинству читателей известна как психология
образования.
Это сугубо практическое пособие для школьных
психологов вышло в серии «Мастерская
практического психолога». Однако оно
принципиально отличается от аналогичных изданий
своим содержанием, так как в нем представлены
диагностические методики, имеющие
непосредственное отношение к образовательному
процессу. Именно поэтому данное пособие может
быть рекомендовано не всем практикующим
психологам, а прежде всего школьным, в задачи
которых входит оказание психологической помощи
детям и взрослым в условиях обучения, иначе
говоря – ученикам и педагогам.
К сожалению, эта особенность работы психолога в
учебном учреждении порой лишь имеется в виду и
потому не выступает в качестве определяющей.
Таким образом, это небольшое издание не только
вооружает школьного психолога конкретными
приемами работы, но и в известном смысле берет на
себя идеологические функции определения
специфики работы психолога в школе, в отличие от,
скажем, семейного психолога, тоже работающего с
ребенком, но в иных условиях.
Все предлагаемые методики авторы объединили в
три раздела, которые оказались неравноценны по
объему. Основное внимание уделяется диагностике
состояния учебной деятельности ребенка и работы
учителя, а выявлению способов взаимодействия
педагога и ученика отводится значительно
меньшее место, что, по-видимому, отражает
различное состояние данных областей
психодиагностики. Кроме того, необходимо
подчеркнуть, что в пособии приводится описание
некоторых методик, мало известных широкому кругу
практикующих психологов, — например обучающего
эксперимента.
Следует иметь в виду, что в качестве методик
авторы предлагают преимущественно опросники,
диагностическая и тем более прогностическая
ценность которых многими исследователями
ставится под сомнение. И потому школьному
психологу, заинтересованному в получении
максимально полного и адекватного представления
о состоянии учебной деятельности ребенка и
особенностей отношений между одноклассниками и
между учениками и педагогами, не следует этими
опросниками ограничиваться. Наблюдение за
детьми на уроках, беседы с детьми и педагогами,
анализ динамики успеваемости — эти и другие
методы работы (вместе с данными опросников)
помогут психологу в решении одной из основных
профессиональных задач — диагностики состояния
учебной деятельности детей.
Марина СТЕПАНОВА
|