Управление развитием
адаптивной школы
|
Е.А. Ямбург
Москва:
ООО «ПЕР СЭ-Пресс»,
2004
|
Некоторое время назад
в одном из правительственных учреждений,
ответственном за российское образование,
возникла удивительная идея: закрыть часть
малокомплектных сельских школ, переведя детей в
районные и городские интернаты. Идея, кстати, не
нова. Несколько лет назад подобный эксперимент
пытались провести в Финляндии, но убедились в его
негативных последствиях и, подсчитав социальные
и экономические потери, принялись
малокомплектные школы восстанавливать. У нас,
похоже, появился очередной шанс поучиться на
собственных, а не на чужих ошибках. А ведь
подобных ошибок могло бы не быть, если бы наши
чиновники от образования регулярно читали книги
Е.А. Ямбурга.
В своей последней работе Евгений Александрович
описывает финский эксперимент и многие другие
педагогические «новации». По мнению рецензента,
специалистам органов управления образованием
присваивать очередной квалификационный разряд
вообще следует только после собеседования,
выявляющего знание книг Ямбурга.
От них, чиновников, зависит очень многое: «Каким
станет… образовательный материк, зависит от его
первооткрывателей: управленцев всех уровней,
определяющих судьбы образования в стране». В
предисловии к книге автор напоминает
высказывание Януша Корчака о том, что «школа
стоит не на Луне». Во многом положение школы
определяется тем, что происходит вокруг нее, в
том числе изменениями в социально-экономической
и общественно-политической жизни. Изменения
большей частью негативные: в нашей стране,
кажется, только врачи зарабатывают меньше
учителей.
Стремясь компенсировать потерю управления в
сфере культуры, государство усиливает свое
воздействие на школу. «Так проще, а главное —
дешевле», — отмечается в заключении. Однако
получить приглашение на работу в
государственную (не частную!) школу № 109, точнее
Центр образования, директором которого уже
четверть века является Евгений Александрович,
сочли бы за честь многие педагоги. А конкурс в
лицейские классы не ниже конкурса в иной вуз.
Есть ли здесь какой-нибудь секрет? Если и есть, то
автор щедро делится им на страницах своей книги.
Читатель встретит не только размышления о
балансе стабильности и творчества в развитии
школы, об управленческих противоречиях и
источниках финансирования. В приложениях можно
познакомиться с тем, что так тщательно скрывают
иные директора, — документами, разработанными в
школе: образовательной программой, программой
переподготовки работников образования
«Теоретические основы и практическая реализация
модели адаптивной школы», положением о Центре
образования № 109 и его уставом. Огромный интерес
представляет Протокол согласованных действий
педагога, психолога и медика в школе — один из
первых документов в современном российском
образовании, регламентирующий работу школьного
медико-психолого-педагогического консилиума.
Новая книга блестящего педагога, ученого и
администратора Е.А. Ямбурга предназначена для
руководителей образовательных учреждений,
органов управления образованием различного
уровня. Вместе с тем она адресована учителям,
студентам педагогических вузов, ученым,
неравнодушным родителям. Еще хочется добавить —
и политикам. Хотя, судя по тенденциям, совет
останется втуне: политики не читают «Школьный
психолог».
Вадим РОДИОНОВ
|