За привычными сентябрьскими хлопотами: план
мероприятий на новый учебный год, утверждение
должностных обязанностей, составление
недельного графика работы и прочее — маячит
ключевое слово, под сенью которого пройдет вся
осень. Адаптация…
Важное слово, содержательное, определяющее.
Главное, чем надо заниматься. Ведь за этим словом
— конкретные ребятишки со своими конкретными
трудностями.
Первачки, испуганно жмущиеся к стенам,
справедливо опасаясь оказаться растоптанными
буйной толпой самоуверенных четвероклассников
— «ветеранов» начальной школы. Пятиклашки, еще
три месяца назад самые старшие, а ныне
чувствующие себя неумехами-новобранцами под
снисходительными взглядами умудренных жизнью
старшеклассников. Танечка, перешедшая после
девятого из другой школы. Ахмед, приехавший с
родителями-беженцами из «горячей точки» и плохо
говорящий по-русски…
Все они ждут нас. Им нелегко без нашей помощи.
Потому что им нужно адаптироваться. Адаптация —
это не только приспособление. Наверное, ошибка
думать, что задача психолога — «встроить»
ребенка в имеющуюся стабильную образовательную
среду, изменив и «подправив» его. И
образовательная среда должна
трансформироваться, должна оказаться готовой к
необходимым изменениям. Ведь с появлением новых
Пети, Вани, Наташи она не может остаться прежней.
Это похоже на известный физический парадокс: что
мы измеряем, опустив термометр в сосуд с водой?
Вовсе не температуру воды! Мы измеряем
температуру системы «сосуд–вода–термометр»,
поскольку используемый прибор уже изменил
ситуацию.
Помочь в адаптации — это значит сделать все,
чтобы ребенок и образовательная среда оказались
единой гармоничной системой. Чтобы ребенок
чувствовал себя в школе хорошо. И чтобы от его
появления школа тоже получила импульс к
развитию.