Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005
За привычными сентябрьскими хлопотами...
За привычными сентябрьскими хлопотами: план мероприятий на новый учебный год, утверждение должностных обязанностей, составление недельного графика работы и прочее — маячит ключевое слово, под сенью которого пройдет вся осень. Адаптация…
Важное слово, содержательное, определяющее. Главное, чем надо заниматься. Ведь за этим словом — конкретные ребятишки со своими конкретными трудностями.
Первачки, испуганно жмущиеся к стенам, справедливо опасаясь оказаться растоптанными буйной толпой самоуверенных четвероклассников — «ветеранов» начальной школы. Пятиклашки, еще три месяца назад самые старшие, а ныне чувствующие себя неумехами-новобранцами под снисходительными взглядами умудренных жизнью старшеклассников. Танечка, перешедшая после девятого из другой школы. Ахмед, приехавший с родителями-беженцами из «горячей точки» и плохо говорящий по-русски…
Все они ждут нас. Им нелегко без нашей помощи. Потому что им нужно адаптироваться. Адаптация — это не только приспособление. Наверное, ошибка думать, что задача психолога — «встроить» ребенка в имеющуюся стабильную образовательную среду, изменив и «подправив» его. И образовательная среда должна трансформироваться, должна оказаться готовой к необходимым изменениям. Ведь с появлением новых Пети, Вани, Наташи она не может остаться прежней.
Это похоже на известный физический парадокс: что мы измеряем, опустив термометр в сосуд с водой? Вовсе не температуру воды! Мы измеряем температуру системы «сосуд–вода–термометр», поскольку используемый прибор уже изменил ситуацию.
Помочь в адаптации — это значит сделать все, чтобы ребенок и образовательная среда оказались единой гармоничной системой. Чтобы ребенок чувствовал себя в школе хорошо. И чтобы от его появления школа тоже получила импульс к развитию.
Игорь ВАЧКОВ

TopList