Номинация:
«Оригинальная идея в психологической практике»
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Метод обучения запоминанию
ПРИНЦИП СИМУЛЬТАННОГО ЧТЕНИЯ
Одно из направлений моей работы —
психологическое сопровождение учащихся классов
выравнивания. С учащимися 2–4-х классов я провожу
коррекционно-развивающие занятия, основная цель
которых — развитие психических процессов. Я
часто использую прием симультанного чтения
Е.Гобовой, позволяющий одновременно
активизировать несколько психических процессов:
зрительное, слуховое восприятие и память,
внимание, мышление.
Принцип симультанного чтения заключается в
том, что сначала учащимся предъявляются карточки
со словами, которые они должны молча прочитать и
запомнить (сфотографировать). Размер карточки —
пол-листа формата А4, время предъявления каждой
карточки — 5 секунд, количество слов — от 4 до 10.
После предъявления слов педагог предлагает
учащимся послушать рассказ, в котором будут
встречаться «сфотографированные» слова (каждое
слово должно повторяться в тексте 2–3 раза). Дети,
услышав «сфотографированное» слово, должны
подать сигнал — хлопнуть в ладоши или слегка
ударить по парте — «проявить» пленку. Следующий
этап работы — «печать фотографий». Те слова,
которые дети запомнили, увидев и услышав, они
записывают в тетрадь.
Когда все дети заканчивают писать, педагог
вывешивает карточки со словами на доске, каждый
ребенок проверяет результат.
«ОПАСНОЕ МЕСТО»
Обычно для симультанного чтения я подбирала
тексты из программных учебников по чтению. В
прошлом году я увидела, как учитель 2-го класса
нашей школы М.С. Конина работает со своими
учениками над словарными словами по методике
В.С. Лайло.
Все словарные слова, которые учащиеся должны
выучить за год, разделяются на несколько групп, в
зависимости от «опасного места» — буквы, в
написании которой можно ошибиться. Детям
предлагается составить из этих слов небольшой
связный текст, нарисовать к своему рассказу
рисунок и придумать название — опорное слово ко
всем словам рассказа, в написании которого
невозможно сделать ошибку.
Например, опорное слово — Оля.
Словарные слова: ягоды, лопата, Москва,
девочка, молоко, урожай (опасное место — буква
«о»).
Рассказ: «Девочка Оля приехала из Москвы в
деревню, там она наелась ягод и напилась молока, а
потом взяла лопату и помогла убрать урожай».
Опорное слово — учеба.
Словарные слова: дежурный, ученик, учитель,
ребята, пенал, тетради (опасное место — буква
«е»).
Рассказ: «Пока ребята доставали из пеналов
ручки, дежурный помог учителю раздать тетради».
Словарные слова: платок, капуста, пальто,
карандаш, картина, магазин (опасное место —
буква «а»).
Рассказ: «Жили-были два зайца – Фам и Лия.
Однажды Лия надела пальто и платок и ушла в
магазин за капустой, а в это время Фам взял
карандаш и нарисовал для Лии картину».
В данном рассказе с помощью опорных слов — имен
Фам и Лия — дети еще запоминают написание слова фамилия.
Учитель применяла данный метод в работе с
учащимися, интеллектуальное развитие которых
соответствовало возрастной норме.
ОБ ИРИНЕ ВИКТОРОВНЕ И ЗМЕЕ ГОРЫНЫЧЕ
Я же, работая с учащимися 4-х классов СКК, в
этом году решила соединить этот метод с приемом
симультанного чтения.
Все словарные слова 4-х классов по программе
Т.Г. Рамзаевой я разделила на группы (от 4 до 10
слов). Из каждой группы составила рассказы, в
которых словарные слова повторялись несколько
раз, и придумала к ним опорные слова — названия.
Таким образом, основной целью данной работы
стало формирование грамотной письменной речи, а
задачами — развитие психических процессов,
функций контроля и самоконтроля.
Отработав с группой слов прием симультанного
чтения, на последующих занятиях я предлагаю
учащимся задание на классификацию,
систематизацию, обобщение и т.д. Например,
предлагаю по опорному слову восполнить весь
набор словарных слов рассказа, даю словарные
слова «вперемешку» и предлагаю разбить их на
группы, вспомнив опорные слова, из набора слов
найти лишнее.
Ведется работа и с отдельно взятым словом.
После того как учащиеся «сфотографируют» слово
на карточке, им предлагается: написать буквы
этого слова в алфавитном порядке, выписать все
глухие, звонкие, мягкие, твердые согласные,
гласные, записать вторую букву слова, считая с
начала, третью, считая с конца, и т.п., выписать
второй (третий, четвертый) слог с начала (с конца),
дополнить этот слог до какого-нибудь слова
(существительного, прилагательного, глагола),
используя буквы слова, составить другие слова.
Навыки работы со словом, отрабатываемые на
коррекционно-развивающих занятиях, учащиеся
используют на уроках русского языка. Результатом
работы явилось уменьшение количества ошибок в
письменных работах детей.
Я предлагаю вашему вниманию рассказы для
симультанного чтения (см. приложение). Принцип
подбора опорных слов зависит от «опасных мест»
словарных слов, иногда опорное слово носит
образный характер.
Например, для набора слов с удвоенной
согласной: медленно, аккуратно, металл, аллея,
шоссе, пассажир, Россия, одиннадцать,
килограмм, расстояние — опорным является
слово два: надо написать букву два раза.
Для набора слов: слева, справа, налево,
направо, сверху, снизу, назад — опора Змей
Горыныч. Учащимся объясняю, что Змей Горыныч
может одновременно видеть все вокруг, но лишь в
том случае, если все три головы у него на месте,
следовательно, «с», «на» — приставки и пишутся
слитно со словом, а чтобы не ошибиться в
написании окончания слов слева, налево, справа,
направо, используется образное сравнение.
Буква «о» похожа на баранку, которую мы можем
предложить Змею, значит, если слово начинается с
«на», то в конце пишем «о» (налево, направо).
«На, Змей, ешь баранку». Если слово начинается на
«с», то в конце будет «а» (слева, справа). В
этом случае мы Змея не кормим.
Рассказ про школу (словарные слова: директор,
билет, библиотека, километр, экскурсия; опасное
место — буква «и») называется «Ирина
Викторовна», потому что это имя директора
нашей школы. Для словарных слов: сеялка, до
свидания, здесь, завтра – опорным стало слово язва,
которое составлено из опасных мест каждого
словарного слова «я», «з», «в».
Иногда учащиеся сами предлагали опорные слова
к рассказам, мы обсуждали все варианты и
оставляли лучший или несколько (ребенок выбирал
для себя наиболее образный и запоминающийся).
Также в работе использовался метод графического
запоминания слов: к рассказам дети рисовали
схематические рисунки.
Подобным образом можно сгруппировать
программные словарные слова любого класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Опорное слово — дар.
Словарные слова — багаж, вагон, газета,
календарь, салют.
В канун Нового года посмотрел Дед Мороз на
календарь и подумал: «Времени у меня мало, а
поздравить всех надо, соберу-ка я багаж и
отправлю подарки в почтовом вагоне вместе с
газетами в разные города. Так и сделал, а когда на
календаре появилось 31-е число, Дед Мороз сел в
свои сани-вездеходы и объехал все города, в
которых его уже ждали вагоны с багажом подарков.
Дети и взрослые были рады Деду Морозу, и везде в
его честь салют давали, а на следующий день об
этой встрече с салютом в газетах писали.
2. Опорное слово — ель.
Словарные слова — двенадцать, желать,
интересный, прекрасный, сверкать.
Самым интересным праздником Степа считает
Новый год. С утра в его семье наряжают прекрасную
ель, на макушке которой сверкает звезда. В
двенадцать часов ночи Степа находит под елью
подарок, каждый раз то, что желал. А еще после
двенадцатого удара часов семью ждет интересная
праздничная программа. Все начинают веселиться,
желать друг другу счастья и танцевать около
прекрасной ели, на которой сверкает звезда.
3. Опорное слово — лев.
Словарные слова — телефон, восемь, сегодня,
сейчас, теперь, электричество.
Сегодня ровно в восемь зазвонил телефон и
кто-то сказал, что сейчас отключат электричество.
Вот беда, значит телевизор теперь можно не
включать, а скоро мультик про маленького
львеночка, восьмая серия. Сейчас должна быть
интересная история, как жаль, что ее теперь
нельзя посмотреть. Но тут снова зазвонил телефон
— это был друг. Он сказал, что электричество
сегодня не отключат, это была его шутка.
4. Опорное слово — речь.
Словарные слова — беседа, железо, инженер,
председатель, семена, шестнадцать.
Встретились как-то два старых друга — инженер и
председатель. И завели между собой беседу.
Инженер жил в городе в шестнадцатиэтажном доме
на шестнадцатом этаже и работал на заводе,
который выпускал железо, а председатель жил в
деревне в деревянном доме, работал в колхозе и
все знал про семена. Долго шла беседа друзей.
Инженер рассказывал, какое хорошее железо
выпускает их завод, а председатель говорил о том,
что выращивают в их колхозе из разных семян.
5. Опорное слово — свет.
Словарные слова — адрес, везде, впереди,
вчера, издалека, правительство, путешествие.
Вчера в правительство одной страны прибыл
человек. Он сказал, что начал свое путешествие
издалека, из города, адрес которого никому не
известен, что обошел уже много стран и везде
задавал правительству один и тот же вопрос: «Что
ждет их людей впереди и что им нужно для счастья?»
И везде человек, адрес которого никому не
известен, прибывший издалека, слышал один и тот
же ответ: «Прежде всего люди должны быть сыты и
здоровы, добры и уверены в том, что все впереди,
что завтра будет лучше, чем вчера». Получив от
правительства ответ, человек продолжил свое
путешествие, впереди его ждало еще много стран.
Он хотел обойти весь свет.
6. Опорное слово — Ирина Викторовна.
Словарные слова — библиотека, билет,
директор, километр, экскурсия.
Директор нашей школы Ирина Викторовна получила
несколько пригласительных билетов для учеников
на экскурсию в библиотеку. Директор подумала:
«Кого же наградить билетами и отправить на
экскурсию?» И потом решила подарить их тем детям,
которые на спортивных соревнованиях лучше всех
пробегут дистанцию в один километр. Такое
решение было не случайным: расстояние между
школой и библиотекой тоже километр.
7. Опорное слово — сон.
Словарные слова — горизонт, корабль, портрет,
потом, революция, свобода.
В комнате Димы висит портрет прадеда —
капитана корабля. Прадед умер давно, сразу после
революции, но Дима все знает о нем и мечтает
потом, когда вырастет, тоже стать капитаном
корабля. Однажды Диме приснился сон. Будто жил он
в далекие времена, до революции, и отправился в
плаванье на своем корабле. Снится Диме, что
плывет он по бескрайнему морю, ощущает свободу в
груди и видит линию горизонта. Он хочет доплыть
до него, но горизонт отодвигается все дальше и
дальше, а ощущение свободы становится все больше
и больше. «Я капитан! Это мой корабль! Я счастлив!
Я свободен!» — прокричал Дима во сне и проснулся.
«Жалко, что это пока только сон», – подумал Дима,
посмотрев на портрет прадеда.
8. Опорное слово — воин.
Словарные слова — богатство, гореть,
командир, костёр, оборона, победа.
Богатство бывает разное. В лагере настоящим
богатством считают дружбу. Она помогла ребятам
из отряда «Воин» одержать победу в игре
«Последний герой». Было это нелегко. Во главе с
командиром команда держала оборону своей
крепости, охраняла костёр, который должен был
гореть до утра. И хотя победу одержала вся
команда, последним героем ребята выбрали
командира. С ним они выдержали оборону, сохранили
костёр, который смог долго гореть, и обрели
настоящее богатство — дружбу.
9. Опорное слово — спор.
Словарные слова — автомобиль, агроном,
вокзал, комбайн, космонавт, около, хозяйство,
шофер.
Вез как-то шофер автомобиля на вокзал
космонавта и агронома и спор их слышал. «Моя
профессия самая интересная, — говорил космонавт.
— Я в небо летаю, около звезд бываю, а ты, агроном,
кроме своего хозяйства, земли и комбайнов ничего
не видишь». А агроном отвечает: «Да, не летаю я
около звезд и каждый день вижу, как комбайны
работают, но люблю я очень хозяйство свое и жизни
другой мне не надо». Всю дорогу спорили агроном с
космонавтом, чья профессия интереснее, и не
заметили даже, как шофер остановил автомобиль
около вокзала.
10. Опорное слово — Эх! Во!
Словарные слова — самолет, электровоз,
электростанция, хлебороб.
Сейчас за людей многое техника делает, а было
время, когда не знал народ, что такое
электростанция, электровоз, самолет. Пшеницу на
полях хлеборобы вручную собирали и зерно в город
на телегах продавать возили. Но время шло.
Построили люди электростанции, на железных
дорогах появились электровозы. Обрадовались в
селах и деревнях хлеборобы, на электровозах
урожай дальше увезти можно. А еще через несколько
лет были сконструированы самолеты для перевозки
грузов и людей.
11. Опорное слово — язва.
Словарные слова — завтрак, здесь, до свидания,
сеяли.
Привезли в одну деревню новые сеялки. Все
сеялки, как сеялки, а одна очень вредная
оказалась, и имя у нее подходящее было — Язва.
«Здесь я самая главная, — сразу сказала сеялка
Язва. — Завтра в поле только мою работу видно
будет, а у вас ничего не получится, и всем до
свидания скажут». «Что будет завтра, мы еще
посмотрим, – ответили другие сеялки. — До
свидания нам рано говорить, здесь работы на всех
хватит, а тебе нельзя забывать: один в поле не
воин».
12. Опорное слово — дар.
Словарные слова — аккуратно, аллея, пассажир,
металл, медленно, расстояние, Россия, килограмм,
одиннадцать, шоссе.
Два аккуратных пассажира ехали из Белоруссии в
Россию за сувенирами из металла. Расстояние до
России было большим. Машина по шоссе шла
медленно. За время пути пассажиры съели
одиннадцать килограммов яблок, а огрызки
аккуратно сложили в пакет. Прибыв в Россию,
пассажиры сначала медленно погуляли по аллеям
вдоль шоссе, затем купили металлические сувениры
и еще одиннадцать килограммов яблок на обратный
путь.
13. Опорное слово — Змей Горыныч.
Словарные слова — назад, налево, направо,
сверху, снизу, слева, справа.
Давным-давно это было. Стоял на горе один город.
Слева — леса, справа — поля, сверху солнце печет,
снизу река течет. Ушла как-то раз из этого города
девушка в лес по ягоды, а назад не вернулась,
похитил ее Змей Горыныч. Собрались тогда добрые
молодцы города к Змею идти, девицу выручать.
Только вышли за ворота, слышат свист страшенный.
Это Змей Горыныч на них летит. Одна голова —
налево, другая — направо, третья вперед и назад
глядит, из ноздрей пар валит. Как его победить? Не
растерялись добры молодцы. Слева и справа его
окружили, мечи булатные достали. Испугался Змей
Горыныч, стал пощады просить. Вернул девицу и сам
на службу в город устроился. С тех пор он на башне
сидит. Одной головой налево, другой направо,
третьей вперед и назад глядит, сверху и снизу все
видит, днем и ночью город охраняет.
Рисунки-схемы к рассказу «Сон».
Опорные слова – горизонт, корабль, портрет,
потом, революция, свобода.
Светлана ХРАМОВА,
педагог-психолог, МОУ СОШ № 23,
г. Ковров, Владимирская обл.
Спонсор публикации статьи: ООО "Группа компаний Азимут"
Производство и продажа дизельных электростанций и дизель генераторов
Дизельная электростанция от компании "Азимут" - это высокое качество и надежность по минимальным ценам.
123592 Москва, ул. Кулакова 20, стр 1А
тел. (495) 781-8472, 781-8473
www.gc-azimut.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Гобова Е. Понимать детей — дело
интересное. — М., 1999.
2. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение
грамотности. — М.: Дрофа, 2002.
3. Рамзаева Т.Г. Русский язык (учебник для
4-х классов четырехлетней начальной школы). —
М.: Дрофа, 2002. |