Номинация: «Психологические
игры и игрушки»
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Упражнения для подростков и взрослых
«НАЗНАЧАЕТСЯ ЧУВСТВО»
Упражнение способствует развитию
креативности, спонтанности, интеллектуальных
способностей, это активное двигательное
упражнение, поэтому оно подходит как в качестве
разминки, так и для любой части тренингового
занятия.
Участники сидят в кругу. Их разбивают на группы
по 4–5 человек. Каждой группе «назначается»
чувство, эмоция, состояние (например, ревность,
страх, удивление и т.п.). Стульев должно быть на
один меньше, чем участников.
На 1-м этапе ведущий говорит: «Поменяйтесь
местами «ревнивцы».
Правилами запрещается оставаться на своем
месте, если назвали твое слово, и нельзя обратно
садиться на свой же стул. Ведущий дает команду
«Начали!» и называет первую эмоцию. Участники,
которым досталась «ревность», встают и пытаются
перебежать на другой стул, в это время ведущий
занимает свободный стул. Теперь ведущим
становится другой участник (повторяется 2–4
раза).
На 2-м этапе ведущий предлагает не просто
назвать психическое явление, а использовать
метафору по следующим пунктам (по очереди):
а) показать эмоцию, чувство, состояние
невербально (2–4 раза);
б) описать ситуацию (вполне конкретную), в
которой проявляется эта эмоция, чувство,
состояние (2–4 раза);
в) дать словесное описание данного явления
(также 2–4 раза).
«О ЧЕМ Я ДО СИХ ПОР МОЛЧАЛА(а)»
Множество проблем во взаимоотношениях
возникает потому, что мы не говорим того, что
думаем, и не думаем того, что говорим. Это
упражнение предоставляет возможность написать
всё, что не высказано: слова симпатии, нежности,
страха, гнева или разочарования. Нередко мы не
только проглатываем слова, но и подавляем
связанные с ними мысли и чувства, и в результате
они становятся нам недоступны.
Этот тип писем позволяет участникам ясно
увидеть и заново продумать те желания и
претензии, которые до сих пор выражались лишь
косвенно. Если отношения с кем-то стали серыми и
однообразными, формальными, напряженными или
неустойчивыми, то такого рода письмо может
послужить началом поворота к лучшему.
Ведущий. Как часто мы поступаем в
соответствии с девизом: «Слово — серебро,
молчание — золото»? Иногда эта стратегия бывает
эффективной, а иногда является шагом, который
может разрушить отношения.
Выберите отношения, которые вы цените и хотите
видеть разнообразными и наполненными. Кто
выступает в этих отношения вашим партнером: ваш
супруг, ребенок, коллега, друг, кто-то еще?
Можете ли вы решиться сообщить этому человеку
нечто такое, что до сих пор оставляли
невысказанным? Нередко наше молчание является,
по сути, попыткой быть тактичными и деликатными.
Однако в жизни ценится еще и спонтанность,
открытость, честность.
Можете ли вы сейчас решиться и написать одному
из значимых для вас людей письмо, в котором
сообщите нечто такое, что до сих пор — по каким бы
то ни было причинам — оставалось невысказанным?
Для этого у вас есть 20 минут.
«ПРЕВРАЩАЕМ ПРОБЛЕМЫ В ЦЕЛИ»
Это упражнение предназначено для работы в
тренинге со взрослыми. Оно дает участникам
возможность составить общее представление об их
повседневных проблемах и сформулировать
наиболее важные из них в виде целей.
Инструкцию к этому упражнению терапевт может
раздать членам группы.
Ведущий. У каждого из нас есть свои
проблемы. Некоторые из них мы должны принять и
жить с ними так, как можем. Но, к счастью, многие
наши проблемы могут быть решены, если мы сможем
представить их для себя в виде целей, которых
хотели бы достичь. Давайте попробуем сделать это.
1. Составьте список проблем, которые вы
хотели бы как можно скорее решить. Следующие
вопросы помогут вам в этом (желательно раздать
список вопросов каждому участнику).
– Что я действительно хочу делать, иметь, чего
хочу достичь?
– Что еще может доставить мне удовольствие?
– В каких сферах жизни я хотел бы
усовершенствовать свои способности?
– Что в последнее время занимало мои мысли,
тяготило или сердило меня?
– На что я чаще всего жалуюсь?
– Что создает мне больше всего забот?
– Что дает возможность чувствовать себя уютно?
– Что меня больше всего расстраивает?
– Что стало последнее время меня раздражать?
– Что я хотел бы изменить в моем отношении к
самому себе?
– Что мне надо изменить в себе?
– На что у меня уходит слишком много времени?
– От чего я быстро устаю?
– Как я мог бы лучше распределять свое время?
– Как я мог бы разумнее расходовать свои
деньги?
Не обязательно отвечать на все вопросы, это
лишь вспомогательный материал.
2. Теперь выберите и опишите проблему,
которую вы хотели бы решить прежде всего.
Представьте ее как можно более конкретно.
3. Сформулируйте цель, которую вы могли бы
достичь. (Очень может быть, что проблема уже
сформулирована в виде цели, тогда тренер просит
еще раз ее обозначить.) Подумайте, что вам надо
сделать для того, чтобы ваша проблема перестала
существовать или по крайней мере стала бы менее
острой? Опишите решение вашей проблемы по
пунктам. Что вызывает затруднения? Как вы могли
бы их преодолеть? (Можно предложить выбрать
конкретный день.)
Ирина КЛЕПКОВА,
студентка факультета специальной психологии
МГППУ
|