Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

СВОБОДА И/ИЛИ ДИСЦИПЛИНА?

Вопросы дисциплины и свободы, которая является неотъемлемым атрибутом демократии, являются актуальными в современной школе. Одни полагают, что бывшая «совковая закомплексованность» никогда не должна вернуться, ибо это будет своего рода доказательством отката от демократических завоеваний 90-х гг., другие пытаются все-таки ограничить тот беспредел, который фактически захлестнул общество. Однако в этом случае немедленно активизируются рьяные борцы за свободу и демократию и начинают пугать самыми суровыми картинками из прошлого, абсолютно не соотнося причины и следствия, цели и задачи, общее и частное — лишь бы было поэффектнее.

Наблюдая те тенденции в среде молодежи, которые ярко присутствуют в виде безграничной, мягко скажем, свободы поведения, невольно задумываешься: а что же будет дальше? Телевидение проводит опросы, дискуссии, ток-шоу, стараясь убедить волнующихся в том, что эти болезни роста проходят естественным образом, сами собой, по мере взросления. Опасно то, что часть психологов, приглашаемых на подобные беседы, соглашаются с мнением о «преходящем безумии» как временном явлении, обязательном для формирования чувства свободы, необходимого для становления личности. Они начинают рассуждать о естественных процессах роста, сопряженного с выбросами гормонов, с потребностью демонстрации себя.

Да, это верно. Но это не вся правда. Каждый видит и чувствует постоянный рост негативных эмоциональных состояний, сопряженных с проявлением тревожности, агрессии. Причины этих явлений ищут в экономической нестабильности общества, в неадекватности методов воспитания в современной школе, в быстром взрослении и социализации молодежи и еще бог весть в чем. Словно боятся случайно обнаружить то лекарство, которое реально может оказаться эффективным. Периодически и достаточно вяло сетуют на потерянную мораль, на утраченную нравственность, но с удивительной настойчивостью отказываются говорить об элементарной дисциплине, боясь прослыть «коммунистом», «фашистом» или еще каким-нибудь ретроградом.

Что же такое дисциплина? И почему возникла такая ситуация, которая позволила развиться подобной вседозволенности? И нужно ли что-то менять, или согласиться с естественным развитием событий, дабы не сойти за человека-чудака, решившего облечься в одежды, пропахшие нафталином?

ЭФФЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА

Прежде всего, обратимся к авторитетному мнению классика, чья деятельность как педагога-философа ни в коей мере не была ангажированной. Это С.И. Гессен, начавший писать еще до Первой мировой войны: «Дисциплина есть организованное принуждение, организованное не только в том смысле, что она сама есть нечто упорядоченное, но и упорядочивающее, имеющее своей целью организацию. Это есть, можем мы сказать, согласование усилий для получения с имеющимися в наличности средствами максимального эффекта». Таким образом, несмотря на то что это все-таки некоторое принуждение, оно неизбежно, ибо играет роль упорядочивания с целью организации. Следовательно, дисциплина способна преобразовать хаос в некую структуру, сообщить направленность движению и, как следствие, получить упорядоченное направленное движение, которое представляет собой энергия.

Выходит, что, осуществив структурирование методами дисциплинирования, можно с помощью минимальных финансовых вложений получить максимально эффективный результат: многое встает на свое место и начинает направленное движение к природосообразной цели (аналогично объективным законам физики: упорядоченное движение электронов и есть электричество).

Часто психологи и учителя сетуют на повышенную утомляемость учеников, по причине которой невозможно дать им тот объем знаний, который осваивало наше поколение: уровень учебных программ по сути своей упрощается под прикрытием разработки новых методов. Под влиянием медиков интеллектуальные нагрузки в школе снижаются. А можно себе представить развитие младенца, которому не позволяют ходить и нагружать свои пока еще совсем «некальцинированные косточки»?! А можно ли продлить жизнь методом сбережения энергии стареющего человека, не разрешая ему вставать с постели и двигаться?! Чушь какая-то! Верно, чтобы развивать, надо нагружать, но умно, с «царем в голове». Вузовские преподаватели (особенно технических вузов) констатируют: студенты ныне с трудом осваивают то, что легко осваивали их отцы. Они не в состоянии решить задачи, которые легко решали поколения до них. Те понимали, а эти не понимают. Сетуем на экологию, воздух, отсутствие питания, недостаточность методической подготовки учителей… А если всмотреться в организацию свободного времени большой части молодых людей, то фактически увидим хаотичное прожигание времени и собственной энергии.

«Дисциплинированное общество — это то, в котором усилия отдельных его членов согласуются так, что, несмотря на меньшую наличность живой силы и природных данных, эффект общественного труда несоизмеримо превышает производительность общества, гораздо более богатого природными данными, но менее дисциплинированного». Это опять С.И. Гессен. Разве не верно? Наш огромный природный потенциал проматывается за здорово живешь. Это касается и интеллектуального потенциала молодых людей, которые обращают его на изобретения криминального характера, и природных ресурсов богатейшей страны в мире. Примеры может привести каждый в достаточном количестве. Почему так?

Еще Платон, рассуждая об устройстве государства, проводил параллели между организациями структур последнего и душой человеческой. Человек представляет собой микромодель государства, так мыслил Платон. В основе успешной жизнедеятельности обоих он видел, прежде всего, принцип целенаправленного развития, организованного высшей контролирующей функцией воли, не позволяющей одному, отдельно взятому чувству на уровне страсти размывать цельность организации. Из этого он развивал идеи о мудрости и высших добродетелях, соблюдение которых охраняет само государство от вырождения.

ПРЕДВИДЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Нас пугают тем, что дисциплина — это муштра, цензура и прочие кошмары. Действительно, может сложиться впечатление, что дисциплина противоположна свободе, а свобода является неким идеалом не только молодежи, но и части более зрелых людей. Это сладкое слово «свобода!» Складывается ощущение, что определенной части есть чего бояться, если они так ратуют за сохранения беспредела, называемого ошибочно свободой, ибо реальная свобода позволяет самостоятельно определять стратегию своей жизни. Сегодня весьма ограниченный круг людей способен похвастать тем, что волен самостоятельно определять свою жизнь. Нет этого, ибо свобода — осознанная необходимость или, по Канту, свободный выбор следования закону. Каждый здравомыслящий человек непроизвольно ограничивает себя на основе знания норм морали и нравственности (нас этому все-таки учили).

Итак, свободен тот, кто сознателен. А знатен тот, кто образован. Так свободны ли наши дети сегодня? И будут ли они реально свободны в годы своей зрелости? Какой новый психологический тип рабства разработают те, кто поднимает в человеке глубинные слои памяти о его неандертальском прошлом с определенной и ведомой только им, разработчикам, целью?!

В школах определенная часть учителей боится вводить дисциплинарные методы воспитания, будто бы оберегая достоинство детей от дрессировки. Но достоинство — это в итоге стоимость, которая определяется количеством и качеством вложенного труда. Действительно, для формирования дисциплинированности необходима выработка определенных навыков, требующих многократного закрепления. Если бояться дисциплины как формы дрессировки, тогда почему само обучение мы не додумались трактовать как дрессировку?

Дрессировка подразумевает многократное механическое повторение с закрепляющим стимулом, и в дрессировке отсутствует возможность демонстрации свободной воли. Дисциплина же держится на свободе личностного проявления индивидуального потенциала, подразумевает самостоятельность в границах самоорганизации с целью повышения эффективности деятельности. В случае возникновения каких-либо трудностей свободный человек, обладающий дисциплинированностью, способен организовать свою деятельность оригинальным образом, предвидя результат своей организованности. В обществе же, в котором царит хаос, по недоразумению называемый свободой, невозможно предвидеть результат собственной организации, ибо поведение человека никак не поддается логическому прогнозированию по причине импульсивности его реакций.

Английская пословица гласит: чтобы воспитать леди, нужно начинать с бабушки. Консервативная чопорная Англия подчеркивает важность традиций, которые самым естественным образом лежат в основе воспитания и, следовательно, стабильности государства. И еще немного об Англии. Оказывается еще в 60-е гг. прошлого столетия мониторинг образования включал в себя такие обязательные результаты обучения: умение понимать сверстников, умение бесконфликтно общаться и спокойно воспринимать противоположное мнение. Это наряду с традиционным тестированием уровня усвоения учебного материала! Вопросы, касающиеся обязательности самостоятельной работы, законодательно были проработаны значительно раньше: еще в XVI веке, во времена Генриха VIII и Елизаветы I, когда бродяжничество, нищенство, попрошайничество, леность регламентировалось «Статусами», а соответствующих работоспособных субъектов отправляли в «работные дома». В эти же годы подобные «Эдикты о принудительном труде нищих» принимались во Франции. Традиции…

КАК РАЗОМКНУТЬ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ?

Сегодня, когда обязательное по сути образование должно стать свободным по цели, встают вопросы: как определить степень свободы в контексте дисциплины и демократических лозунгов? Переход на уровневое образование будет благом или началом конца? Кто берется утверждать, что все готовы его принять именно в том виде, в каком оно будет предложено? Не произойдет ли вдруг так, что на повышенном и углубленном уровнях будет меньше учащихся, чем должно быть в приличном обществе?

Ученые мужи бьются над тем, какой еще учебник написать, чтобы улучшить качество образования, какие еще методы придумать, чтобы современный подросток соизволил усвоить материал, по содержанию далеко отстоящий от достижений и требований современной науки. Пропасть между школой и наукой растет, а прогрессивные педагогические технологии устаревают еще до того, как добираются до развивающихся в «безбашенной» свободе учеников.

Государство наконец-то повернулось в сторону науки, осознав ее важность для сохранения собственного суверенитета, наука набросилась с реформами на школу, школа застыла в шоке: она не понимает, как можно реализовать поставленные задачи с учениками, которые устают еще до того, как начали работать. Школа «зажигает» учеников, а им все равно, по каким учебникам не учиться: не хочу, не могу, не буду, не заставишь. Но упрямые психологи выявили причины, которые негативно влияют на результат обучения, и обрадовали учителей: вот вам новые эффективные методы, работайте. И учитель уже совершенно не понимает, кто он: ученый-исследователь, научный руководитель проектов, учитель-психолог, учитель-артист, учитель-энциклопедист или попросту тот «крайний», на кого можно продолжать грузить сколько угодно еще задач. А ученики? Они свободные люди в условиях абсолютной демократии: прошу осуществить индивидуальный подход ко всем моим проблемам и проблемам моей семьи.

Таким образом, в основе всей образовательной пирамиды находится не просто ученик и его семья, а именно отношение ученика и его семьи к общечеловеческим нормам бытия. Старательного и исполнительного учителя можно загружать и требовать с него результат, но он в своей работе опирается на морально-нравственное состояние душ не только учеников, но и их родителей. И родители, и ученики очень хорошо знают свои права, а вот про обязанности и слыхом не слыхивали.

Все! Круг замкнулся! И пока мы не разомкнем его, весь процесс реформы будет подобен кружению белки в колесе: движение есть, а продвижения нет, ибо нельзя развивать новые технологии, не затрагивая нравственности учеников.

БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗВУКИ

Есть ли выход? Есть. И он частично уже обозначен. Департамент образования предлагает школам приобрести видеофильм, направленный на воспитание нравственности в… старших классах. Как уже сформировавшиеся юноши и девушки относятся к этому предложению, мы видим каждый день в новостях по телевизору. Поздно. Поздно в старших классах рассуждать о том, как должно быть: они уже хорошо усвоили уроки жизни. Так же как поздно вводить на старших курсах технических вузов «культуру речи», когда молодые люди уже привыкли выражаться иначе.

Начинать надо с пятого класса, пока глаза широко распахнуты и душа трепетно внимает всему, что ее волнует, пока дети еще хотят учиться. Не обрушиваться на них в этом возрасте с поэтапным формированием умственных действий, а просто душу настроить на возвышенный лад, чтобы совесть сформировалась, чтобы чувство ответственности сложилось, чтобы навигационная нравственная система укрепилась.

Очевидно, сильно заблуждался великий француз, утверждая в своем трактате «Эмиль, или О воспитании», что раннее обучение нравственности ведет к лицемерию. В этом возрасте дети любят поделиться собственными мыслями и чувствами, в этом возрасте они восприимчивы ко всему новому, они стараются подражать красивому и правильному, потому что очень хотят стать взрослыми. В этом возрасте они еще почемучки, но уже «философские» почемучки: им интересно, как те или иные поступки приводят к тем или иным последствиям; их интересует «устройство» поведения взрослых, сверстников, они пытаются выяснить причины исторических явлений, а не их набор в «цифровом исполнении» дат. Ребят интересует все, что может им помочь стать самыми хорошими и самыми любимыми, они готовы на любые жертвы, лишь бы быть принятыми взрослыми.

В этом возрасте и надо начинать разговор — настоящий, взрослый, серьезный и увлекательный — об этике человеческих отношений, об общечеловеческих ценностях, о путях их собственного развития, о том, какими они будут, о том, как устроен их мозг и «как работают нейрончики» (любимейшая тема не только пятиклассников, но и шести-, семиклассников). Они так трепетно относятся к работе своих нейрончиков, которые могут помочь усвоить материал только в полной тишине класса, что исчезает сама необходимость обращать внимание на поведение особо активного Васи, ибо и он старается быть внимательным, ведь внутри него свершается таинство восприятия, понимания и запоминания…

Они еще очень любят играть, но уже могут быть взрослыми. Игра (как легкая виртуозность, естественность действий) не исчезает, но наполняется иным содержанием. А мы им сухо, скучно, по опорным таблицам вправляем мозги, как чипы в процессор, вместо того чтобы настроить живой орга'н души на восприятие звуков мира. (Такой орга'н построен в Финляндии: разная сила ветра заставляет звучать различные трубы, в результате чего звучание обретает некую божественность.)

Итак, для формирования успешной деятельности необходимо решить базовый вопрос порядка и организации внутреннего пространства учащегося, упорядочивания хаотически окрашенных устремлений множества индивидов класса.

Мы ведь учим детей мыслить по аналогии, вот и давайте попробуем сами мыслить по аналогии.

Для того чтобы начать строительство, сначала расчищают площадку и системно размещают материалы. Для того чтобы играть на фортепиано или любом другом инструменте, профессиональные исполнители просят прежде всего правильно настроить то, на чем они будут демонстрировать свой профессионализм. Для того чтобы хор, поющий а капелла, не смахивал в своем звучании на застольную компанию, дирижер дает «настройку», ориентируя на тональность, которую держит каждый участник хора.

Думаю, смысл этих аналогий понятен.

Марина БЕСЕДИНА,
кандидат психологических наук