Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР

Большая психологическая игра для старшеклассников

 

Игра ребенка — это его жизнь,
он в ней самостоятельная, свободная личность,
развивающая свои силы. Для действительной жизни
у ребенка еще слишком мало душевного материала,
мало сложившихся представлений.
У него их довольно только для ИГРЫ.

 

В. Шелгунов

 

Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что игра, даже самая простая, имеет много общего с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем появляется радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Исходя из этого, мы решили провести психологическую подготовку учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ в виде игры. Используя для разработки сценария известный алгоритм большой психологической игры (автор — М.Р. Битянова), мы составили опросник для учащихся 11-х классов. Нам надо было выяснить:

• нужна ли учащимся помощь психолога;

• какие именно проблемы и трудности они испытывают при подготовке к экзаменам;

• каковы основные предпочтения при проведении свободного времени (просмотр телевизора, чтение книг, компьютер).

Были получены следующие результаты:

• 89% учащихся нужна помощь психолога при подготовке к экзаменам;

• основные трудности при подготовке к ЕГЭ: эмоциональное напряжение, страх перед экзаменом, высокий уровень тревожности;

• 70% учащихся в свободное время занимаются на компьютере.

На основании этих результатов было решено подготовить игру для 11-го класса в виде погружения в виртуальный мир. Причем, зная особенности процедуры проведения ЕГЭ, где обстановка достаточно строгая, напряженная, исключающая помощь учителей, работающих на экзамене, мы решили и игровую ситуацию сделать «жесткой». Так возник сюжет игры «Параллельный мир», где для спасения своего «мира» необходимо использовать все возможности и активизировать все способности, где помощь можно получить только от «хранителя», да и то незначительную, где Совет старейшин очень строго оценивает результаты, а время выполнения заданий строго ограничено.

Для снижения эмоционального напряжения, страха перед экзаменом, уровня тревожности мы подобрали следующие задания:

• «Шифровка» (на основе «Корректурной пробы»);

• «Загадки Амтхауэра» (из теста интеллекта);

• создание проекта мира (метод проектов), что позволит старшеклассникам не бояться работать с тестами (это важно на экзамене).

При этом учащиеся должны:

• проявить самостоятельность на экзамене;

• принять на себя ответственность за результат экзамена;

• внимательно читать инструкцию перед выполнением задания;

• четко соблюдать инструкцию;

• работать в режиме ограниченного времени;

• контролировать и проверять свою работу.

Ожидаемый результат — приобретение нового опыта и формирование следующих умений:

• адаптироваться в новой ситуации;

• мобилизовать свои силы для раскрытия личностного потенциала;

• принимать на себя ответственность;

• работать в режиме ограниченного времени;

• проявлять свой творческий и интеллектуальный потенциал;

• взаимодействовать с другими участниками групповой работы.

Если какие-то задания покажутся организаторам игры сложными или неподходящими для контингента учащихся, то их можно заменить следующими.

Вместо «Шифровки»:

• корректурная проба Бурдона;

• тест Тулуза–Пьерона;

• Кольца Ландольта.

Надо учесть, что при замене выпадет сопутствующее задание «ключевые слова».

Вместо «Загадок Амтхауэра»:

• ШТУР;

• Краткий отборочный тест (КОТ);

• тест Айзенка на определение IQ;

• Интеллектуальный тест Кэттелла;

• ТУС.

Особенности проведения игры

1. Учащиеся не знают, для чего их приглашают к психологу. Это необходимо для создания эффекта неожиданности.

2. О начале игры участников не предупреждают. После того как все свободно разместятся в классе (без парт), гаснет свет и начинает звучать текст. В этот момент Совет старейшин надевает костюмы, загорается приглушенный свет и учащиеся оказываются в компьютерном мире.

3. Выход из игры происходит следующим образом: гаснет свет, костюмы снимаются, убираются атрибуты, учащиеся возвращаются в реальный мир.

4. Необходимо подготовить достаточно много материалов, но все они есть на дискете и легко копируются.

5. Ведущим надо быть готовыми к тому, что учащиеся не захотят спасти в финале свой мир (получить последние кусочки карты), надо дать им такую возможность. Это предусмотрено в сценарии.

6. Совету старейшин предстоит проверить достаточно много заданий, поэтому нами предусмотрены специальные «ключи», облегчающие проверку.

Время игры: 2 часа.

Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 15–17 лет. Проводится для подготовки учащихся к сдаче экзаменов.

Задачи игры:

снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения;

снять страх перед экзаменами;

учить действовать в неожиданной ситуации;

создать условия для самореализации учащихся, раскрытия творческого потенциала.

Содержание игры

Участники попадают в компьютерную игру «Параллельный мир», где их мир находится на грани уничтожения.

Игровая цель — каждому игроку и каждой команде необходимо набрать как можно больше баллов на каждом этапе игры, чтобы спасти свой мир. Спасая себя, ты спасаешь всех.

Необходимые материалы

• Листы цветной бумаги, картона, цветного картона, серая бумага.

• 3 листа ватмана, большой бумаги.

• Цветные карандаши.

• Фломастеры, маркеры, восковые мелки.

• Клей, ножницы, скотч.

• Листы бумаги формата А4.

• Ручки.

• Бросовый материал: старые журналы, картинки, ткань.

Ведущим надо подготовить:

• музыкальное сопровождение;

• бейджики по количеству участников;

• карту мира формата A3, разрезанную на 60 кусочков;

• «волшебные коробочки» или мешочки для складывания заработанных кусочков мира;

• таблицы для занесения индивидуальных результатов;

• индивидуальные грамоты по числу участников;

• общая грамота на «владение миром»;

• листы с заданием «Шифровка»;

• листы с «Загадками Амтхауэра»:

• анкеты на каждого участника для рефлексии;

• загадки для нахождения заданий «Шифровка».

Участники:

• ведущий;

• 3 команды;

• Хранитель (в каждую команду);

• Совет старейшин, включающий:

– трех человек для подсчета баллов;

– одного человека для наблюдения, оценивания, вручения кусочков карты;

– одного человека — Хранителя времени.

При нехватке людей в Совет старейшин можно ввести только трех человек.

Ход игры

1. В помещении, где будет проводиться игра, необходимо:

• поставить 3 стола для команд и 1 стол для Совета старейшин;

• повесить темные шторы;

• оформить помещение, создав имитацию компьютерного мира;

• установить световое оборудование (прожектора, лампы подсветки и т.п.);

• спрятать задание «Шифровка» в специальных местах;

• разложить все карточки в определенном порядке, то есть по мере вступления в игру;

2. Совету старейшин нужно заранее разобраться с системой оценивания участников и «ключами» к заданиям, чтобы работать быстро.

3.Хранителям необходимо взять карточки с девизами «Человека», «Героя», «Супергероя», чтобы помочь учащимся быстро и организованно разбиться на команды.

4. Участники игры должны написать свои имена на бейджиках.

Система оценивания заданий на разных этапах игры

Задания Критерии оценки Время
1. Выбор сложности игры (разбивка на команды). Создание своего союза и презентация По 2 балла за:
• оригинальность идеи;
• оригинальность представления.
Возможно начисление дополнительного балла (ДБ)
25 мин. (подготовка презентации — 10–12 мин., представление — 2–3 мин. на каждую команду)
2. Конкурс «Ключевые слова» При подсчете индивидуальный результат записывается отдельно каждому участнику, командный — это средний процент выполнения: если выполнено 75%, засчитывается 6 баллов; 50% — 4 балла; 25% — 2 балла. Баллы добавляются за уровень сложности: «Человек» — 0 баллов; «Герой» — 1 балл; «Супергерой» — 2 балла 5 мин.
(2 мин. — на задание 1,
3 мин. — на задание 2)
3. Интеллектуальный этап — «Загадки Амтхауэра» При подсчете индивидуальный результат записывается отдельно каждому участнику, командный — средний процент: 75% — 6 баллов; 50% — 4 балла; 25% — 2 балла. Баллы добавляются за уровень сложности: «Человек» — 0 баллов; «Герой» — 1 балл; «Супергерой» — 2 балла 10 мин.
(1-е задание — 2 мин. 6 сек.,
2-е задание — 2 мин. 6 сек.,
3-е задание — 2 мин. 48 сек.)
4. «Мой будущий мир» (вспомнить ключевые слова, создать проект «Мой будущий мир» и представить его) По 2 балла за:
• оригинальность проекта;
• технические идеи;
• разработанность идеи;
• использование ключевых слов.
Возможно начисление дополнительного балла (ДБ)
20 мин.

 

Надпись на карточке Местонахождение пакета с заданием
То, что ты ищешь, найдешь там, где видно больше всего Подоконник
То, что ты ищешь, найдешь рядом, но там, куда никто не заглядывал Под столом или стулом
Чем выше звук, тем ближе «друг» Рядом с магнитофоном,
музыкальным центром

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

1 этап. Погружение в игровую ситуацию

Гаснет свет, включаются бегущие огни и другие световые эффекты, звучит музыка, звучит текст.

Ведущий. Добрый день дамы и господа! Вы попали в режим виртуальности. Это параллельный мир, и вы его жители. Много веков назад ваш мир был на грани исчезновения, но герои отстояли его право на существование. Но теперь вы разочаровали нас, ваш мир жесток, несправедлив и не особо умен. Вы разрознены. Ваша карта мира распалась на кусочки. Совет старейшин принял решение об уничтожении параллельного мира. Спасти его может только подвиг, время и место которого названы, определены судьбой, но если не придет герой, не будет подвига. У вас есть шанс спастись и собрать карту. Спасая себя, ты спасаешь других! Пришло время показать себя, твои личные достижения работают и на союз.

С помощью проектора на экране изображается «разрушение» карты мира. В это время появляются члены Совета старейшин. Они надевают красные шапочки и садятся за стол.

Ведущий. Реши для себя, кем ты являешься, каким потенциалом обладаешь. Если ты живешь по принципу: «лучше меньше, да лучше», — ты человек; если тебе ближе мысль о том, что «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», — ты герой; если ты убежден в правильности принципа «только вперед и ни шагу назад» — ты супергерой. Найди себе подобных. Организуй союз. Совет старейшин хочет знать, кто вы. Не все так плохо, вы не одни. Хранитель поможет вам. Отсчет времени начался!

2 этап. Представление союзов

Загорается неяркий, приглушенный свет. Участники игры разбиваются на три союза: «людей», «героев», «супергероев». Каждый союз должен за 12 минут подготовиться и представить себя. Время представления — 3 минуты.

Ведущий. Время вышло. Теперь вам необходимо представить свою команду. Совет старейшин ждет! Кто будет первым? (Если необходимо — провести жеребьевку). Спасибо. Совет оценит вашу работу... Но это только начало. Судьба в руках одного представителя от каждого союза. Кто он, решите вы. Избранные, вас ждут послания.

Выходят по одному представителю от команды. Получают карточки с указанием местонахождения задания «Шифровка».

3 этап. Конкурс «Ключевые слова»

Вскрыв пакеты, избранные получают задания, различающиеся для представителей разных союзов.

Образец задания
для представителя союза «Человек»

Имя участника ______________________

1. Подчеркни каждую 3-ю и 5-ю буквы (cчитать от подчеркнутой буквы)

схдавсхоевмихнасисвнхваевктснаизсевхвхе

унаквнхспнаивсаеркеархвктсвдснаиосарисн

вовкгнхисахвмеквхоислеисноинкахсиоквз

наихаснлнаиксхенисквеаигхскеовсхаинао

исдхевхмвсоеваснскаснесревхисахсвкуевхе

шаскекхсакхксехкоаенснаевисевеиариктае

1. Выпиши все подчеркнутые буквы ________________

2. Найди и выпиши слова __________________________

Ключ № 1: Дом, свет, звук, пират, дорога, молоко, зал, снегоход, монарх, сушка, конверт.

Образец задания
для представителя союза «Герой»

Имя участника ______________________

1. Подчеркни каждую 2-ю и 7-ю буквы (cчитать от подчеркнутой буквы).

смхавсхкевхихнаимсоиванчузгинхвхвксан

лаисехвмхренаиснаеквхаквнзхвивснавос

навснаеркоеахвкексовснаистаписнавханр

вкмхисокхвиеквхоидвхеискнеоинаиенскп

хкикхелкавкисвхниехакхмсткависвеквсех

наисксхнекхиснасмксквхкаивснавсникса

наикаепхркиснасикрхехеисондахкекхаб

2. Выпиши все подчеркнутые буквы ________________

3. Найди и выпиши слова__________________________

Ключ № 2: Мех, сигнал, мрак, звон, рокот, пароход, нос, планета, весна, миска, природа.

Образец задания
для представителя союза «Супергерой»

Имя участника: _____________________________________

1. Подчеркни каждую 5, 3 и 6-ю буквы (считать от подчеркнутой буквы)

вхвкпсхиснаиариенеаксмхкивхиникидснаки

вескнакнуехскснаитквехлхквикесвксинхиак

сднаксхикхвхвекаесксенаикиксноаиехкрех

кеоихвнвхакаеиснраиакхвсхднвиеихаоесвес

хнаисеакмвснхалесхаямсгнаенкрисхкаехнвх

вскинеинцаеакхекмраивкувкчхехискнаиха

капхенаиевникрвкехиснапиеехвоквлиехаиое

хеахвскнеиесавневристнаеахах

2. Выпиши все подчеркнутые буквы __________________

3. Найди и выпиши слова ___________________________

Ключ № 3: Пирамида, куст, лиса, диван, корова, радио, земля, граница, ручка, переполох, карта.

Спустя пять минут представители союзов сдают карточки в Совет старейшин. Результаты подсчитываются согласно приведенной выше системе оценивания. Совет старейшин выдает кусочки карты за 1-й конкурс.

4 этап. «Загадки Амтхауэра»

Ведущий. А теперь настало время показать ваш интеллектуальный потенциал. Загадки все расставят по своим местам...

Избранным вручаются специальные бланки для заполнения.

Имя _______________

уровень ___________

I.

1 2 3 4 5 6 7
Ответ              

II.

1 2 3 4 5 6 7
Ответ              

III.

1 2 3 4 5 6 7
Ответ              

Ведущий. Наше следующее испытание называется «Загадки Амтхауэра». Итак, загадка первая. Вам будут предложены семь логических задачек. Каждая сформулирована в виде суждения, в котором часть текста или отдельное слово пропущены. К каждой задаче ниже приведены пять вариантов ответов в виде кратких суждений или отдельных слов. Они отмечены цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Вам нужно прочитать задачку, прочитать все ответы и выбрать тот, который кажется правильным, наиболее подходящим по смыслу для восстановления предложения.

Пример 1

Кролик больше всего похож на: 1) кошку; 2) белку; 3) зайца; 4) лису; 5) ежа. Ответ: 3) на зайца.

Пример 2

Противоположностью надежды является: 1) грусть 2) злость, 3) нежность, 4) уныние,
5) отчаяние. Ответ: 5) отчаяние.

В пустые клетки бланка I необходимо вписать ответ (выбранную цифру).

Работать надо следующим образом. Если в 1-й задачке вы выберете ответ «3», тогда в табличке бланка I в пустую клетку под цифрой «1» вы впишете «3». Если во 2-й задачке выберете пятый ответ, тогда в пустой клетке под цифрой «2» проставите цифру «5». И так далее: под номером каждой задачки вы проставляете номер выбранного вами ответа. Иногда вам может казаться, что подходят два или даже три ответа. Выбрать надо обязательно только один ответ и только одну цифру вписать в пустую клетку под соответствующим номером задачки.

Итак, приступайте!

Избранные в течение десяти минут работают с полученными от Совета старейшин бланками.

ПЕРВАЯ ЗАГАДКА АМТХАУЭРА

ДЛЯ СОЮЗА "ЧЕЛОВЕК"

1. Условием существования живых существ является...

1) движение; 2) обмен веществ; 3) воздух; 4) свет; 5) нервная система.

2. Практические занятия большей частью связаны с (со)...

1) интеллектом; 2) проникновением в сущность вопроса; 3) опытом; 4) производственной работой; 5) знанием дела.

3. Камень в свободном падении падает на землю с высоты 10 метров через ... секунды

1) 0,3; 2) 0,5; 3) 1,4; 4) 2,0; 5) 3,0.

4. Каждая фирма имеет...

1) здание; 2) склад; 3) профили; 4) название; 5) продукцию.

5. Тому, кто трудится, необходим (о)...

1) честолюбие; 2) задание; 3) начальник; 4) инструмент; 5) интеллект.

6. Наиболее частой причиной половодья является...

1) прорыв плотины; 2) дождь; 3) таяние льда; 4) непогода; 5) катастрофа.

7. Ртуть является...

1) металлом; 2) минералом; 3) раствором; 4) химическим соединением; 5) сплавом.

ДЛЯ СОЮЗА "ГЕРОЙ"

1. ... не имеет отношения к погоде.

1) ураган; 2) землетрясение; 3) град; 4) гроза; 5) туман.

2. Самолет является ... средством транспорта

1) самым большим; 2) самым дорогим; 3) самым ненадежным; 4) самым легким; 5) самым быстрым.

3. Решения в конечном счете...

1) обдумываются; 2) планируются; 3) принимаются; 4) соблюдаются; 5) дискутируются.

4. Учеба — это прежде всего...

1) период жизни; 2) подготовка; 3) напряжение; 4) образование; 5) продвижение.

5. Анализ — это...

1) результат; 2) разложение на части; 3) планирование; 4) систематизация; 5) развитие.

6. Жизнь — это...

1) деятельность; 2) состояние; 3) занятие; 4) развитие; 5) способность.

7. Большинство четвероногих являются...

1) млекопитающими; 2) домашними животными; 3) хищниками; 4) плотоядными; 5) травоядными.

ДЛЯ СОЮЗА "СУПЕРГЕРОЙ

1. ... имеет наибольшую длину береговой полосы.

1) Ирландия; 2) Норвегия; 3) Франция; 4) Болгария; 5) Италия.

2. У самолета всегда имеется (имеются)...

1) мотор; 2) шасси; 3) радио; 4) пассажиры; 5) плоскости (крылья).

3. Наименьшую площадь (в кв. км) имеет...

1) Сардиния; 2) Крит; 3) Мальта; 4) Сицилия; 5) Кипр.

4. Проблема наилучшим образом решается при помощи...

1) опыта; 2) концентрации; 3) разума; 4) размышления; 5) вживания в суть.

5. Кинофильм немыслим без...

1) напряжения; 2) съемок; 3) музыки; 4) действия; 5) экрана.

6. ... служит для предотвращения несчастных случаев.

1) ящик с перевязочным материалом; 2) шлагбаум; 3) запасный выход; 4) спасательный круг;
5) огнетушитель.

7. При помощи линейки измеряются...

1) отрезки; 2) длина; 3) площади; 4) расстояния; 5) углы.

Ключ к первой загадке

(одинаков для загадок всех союзов)

Номера заданий 1 2 3 4 5 6 7
Правильные ответы 2 5 3 4 2 2 1
Группа педагогов-психологов
под руководством Л.М. КУЗНЕЦОВОЙ,
г. Череповец, Вологодская область

(Окончание следует)