НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ
Психологическая адаптация детей-мигрантов
из инокультурной среды в начальной школе
(материалы к тренингу)
В настоящее время в российских
школах учится большое количество
детей-мигрантов как из ближнего, так и из
дальнего зарубежья. Зачастую перед психологами,
кроме типовых коммуникативных, личностных и
прочих проблем, встает вопрос о том, как помочь
этим детям адаптироваться в классе и как
содействовать тому, чтобы класс их принял.
В рамках начальной школы задача
усложняется еще и тем, что традиционный подход,
используемый в тренингах толерантности, основан
на высокой рефлексивной способности участников
и потому с трудом применим к работе с детьми 1–4-х
классов. В связи с этим в центре «Гратис», при
поддержке УВКБ ООН, с 1999 г. мы осуществляли
разработку различного рода тренинговых заданий,
включение которых в схему стандартного
психологического сопровождения в начальной
школе могло бы содействовать адаптации
детей-мигрантов из инокультурной среды.
Представленные в статье упражнения направлены
на решение следующих задач:
1. Осознание своей этнической уникальности в
целостном культурном контексте.
2. Развитие культурной сензитивности,
чувствительности и уважения к культурным
различиям.
3. Обучение базовым навыкам этнокультурной
компетентности.
Подчеркнем, что последовательность занятий
условна, их следует рассматривать в первую
очередь как материалы, вводимые в общую
структуру психологического сопровождения в
школе. Однако это не мешает в отдельных случаях
использовать их и как целостный тренинг.
Занятие 1. «Не такой, как все»
Разминка
По выбору ведущего.
Основное содержание занятия
Сказка «Маленький котенок»
Жил-был маленький-маленький котенок. Жил он в
маленьком и очень уютном домике, вместе со своей
мамой-кошкой и папой-котом и вместе со своими
братьями и сестрами – котятами. И был он самый
маленький и еще очень рыжий. Да-да, совсем рыжий и
яркий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что
это именно ОН идет, такой он был рыжий. И самое
удивительное было то, что все вокруг него были
серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и
белую полоску и ни одного, ну совсем ни одного
рыжего. Все в его семье: и мама-кошка, и
папа-кот, и все котята были очень красивых серых
оттенков; и все в его родне были серые; и все
знакомые. Словом, из всех, кого он знал, он был
один такой рыжий!
И вот однажды случился с ним совсем печальный
случай. Когда наш маленький котенок гулял во
дворе, он увидел двух сиамских котят, которые
весело играли в мячик, прыгали и веселились.
— Привет, — сказал рыжий котенок, — вы так
здорово играете. Можно и я поиграю с вами?
— Не знаем, — сказали котята, — видишь, какие мы
красивые: голубовато-серого цвета, а ты какой-то
странный, почти красный, мы никогда таких не
видели и лучше будем играть вдвоем!
Тут к ним подошел большой непослушный котенок с
соседнего двора, тот был темно-серый в тонкую
черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал:
«Ты такой маленький и оранжевый... Очень может
быть, что ты вовсе не маленький, рыжий котенок, а
просто-напросто большая, красная... МЫШЬ!!!»
Очень-очень печально стало маленькому котенку,
он потерял аппетит, почти каждую ночь плохо спал,
ворочаясь в своей кроватке, и все думал: «Я такой
маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят
играть со мной, и, наверное, никто никогда не
будет со мной дружить!»
Маленькому котенку было очень обидно и больно.
И стал он такой печальный, и совсем перестал
гулять во дворе, а все больше сидел дома и смотрел
в окно. Маме он говорил, что просто ему совсем не
хочется гулять, но на самом деле он просто очень
боялся, что будет гулять там совсем один и никто
не захочет играть с ним!
Так он сидел целыми днями у окошка и печалился.
Но однажды случилось вот что. С самого утра было
сыро и пасмурно, все было серым и блеклым, и всем
было очень-очень грустно в такую погоду. И вдруг
из-за туч выглянуло солнышко. Оно раскрасило все
вокруг в яркие цвета, и всем стало очень весело и
светло. «Как все любят солнышко, какое оно
красивое. А ведь оно такое же оранжевое, как и я! —
подумал маленький котенок. — Я буду таким же
хорошим, и всем будет тепло и радостно рядом со
мной!» И котенок решил не бояться и выйти во двор
немного погулять.
На улице была ужасная суматоха: все столпились
около самого большого дерева во дворе, на котором
сидел маленький белый котенок и громко плакал, он
очень боялся, но никак не мог спуститься вниз. Все
очень беспокоились, что он упадет. Но наш рыжий
котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все
вокруг радовались и говорили:
— Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!
— Да, — говорили в ответ, — он очень смелый,
просто настоящий герой!
И все поздравляли котенка, которому было от
этого очень радостно, он выпрямился во весь рост
и распушил хвостик.
— Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий,
как маленькое солнышко! — сказал кто-то. И
маленький котенок шел домой очень-очень
счастливый и светло улыбался всем вокруг.
Вопросы для обсуждения
– Из-за чего грустил и переживал котенок?
Почему с ним не хотели играть? Что значит — быть
не таким, как все?
– Что понял котенок, когда посмотрел на
солнышко?
– С вами когда-нибудь случалось что-то похожее?
Чему вы могли бы научиться у котенка, а чему могли
бы научить его сами?
Рефлексия занятия
– Почему хорошо быть не таким, как все? Для чего
это может пригодиться?
Занятие 2. «В чужой стране»
Разминка
«Волшебник»
Дети становятся в круг, кладут друг другу руки
на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и
ставят в круг на другое место. Ему необходимо
представить себя волшебником и, почувствовав
плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.
Основное содержание занятия
Сказка
«В чужой стране (приключения лисенка)»
В одной стране никогда не было лис. И вот
однажды там поселилась одна лисиная семья. Я вам
расскажу про приключения их сына.
Было жарко. Лисенок открыл глаза и увидел
большую мохнатую голову неизвестного ему зверя.
«Вот это да!» — подумал лисенок и протянул лапу,
чтобы поздороваться с незнакомцем. Тот в ответ
грозно зарычал:
— Ты кто такой? Как ты оказался в нашей стране?
Р-р-р-в-ав!
Лисенок потянулся, ведь он только что
проснулся, и сказал:
— Я это я, а ты кто?
— Ах, ты еще и нахал, чужак! — грозно зарычал
неизвестный зверь. — Ну смотри, попадешь в беду!
— Он развернулся и побежал прочь.
Лисенок поднялся и оглянулся по сторонам. Все
вокруг было ему незнакомо, и от этого становилось
немного страшно. Пробегали совсем непохожие на
него звери, кто-то из них вдруг увидел лисенка и
закричал:
— Смотрите, какой смешной!
Все звери повернулись к нему. Они смеялись и
тыкали в него своими лапами:
— Какой он страшный и некрасивый!
Лисенок увидел, что все они были одного цвета.
Их светлая шерсть была совсем не такой, как у
него.
— Иди отсюда, чужак! — кричали ему. — Мы не
будем с тобой играть.
Вскоре на поляне никого не осталось. Лисенок
сел на траву, потер лапами глаза (вдруг ему это
снится), но это не помогло, и он заплакал. «Меня
никто не любит! Я не похож на них! Я другой!»
И он, грустный, пошел к своим родителям. Но папа
с мамой не могли ему помочь, ведь они тоже были
чужие в этой стране. Тогда лисенок решил быть
злым и всем, кто встречался на его пути, вместо
«Здравствуйте» говорил: «Р-р-р-р».
И вот однажды в лесу было наводнение. Лисенок
гулял и увидел широкую реку, текущую посередине
леса. На ее берегу стояли грустные медведи — их
дом оказался на другом берегу, и они не могли туда
попасть. А наш лисенок очень хорошо умел прыгать.
Он подумал: «Вот трусы, я сейчас вам покажу!» – и...
перепрыгнул реку. Лисенок повернулся и хотел
посмеяться над медведями, но увидел, что по щеке
одного медвежонка стекает слеза, а самый
маленький кричит маме, что хочет кушать.
— Я вам помогу, — прошептал лисенок. Он
перепрыгнул обратно и быстро научил медведей
прыгать через реку. Оказалось, надо было только
побольше разбежаться и все. А маленьких он
перенес на своих плечах.
— А мы думали, что ты злой и плохой, — сказали
медведи. — Прости нас, мы никогда не видели таких,
как ты, с такой шерстью. Думали, что ты хуже нас.
— Расскажи о своих маме и папе, — попросил
маленький медвежонок, — во что вы играете, что
едите?
— Побежали, — закричал лисенок, и они вместе
отправились к нему домой.
Звери этой страны стали часто приходить в гости
к лисам, чтобы попробовать необычную еду,
послушать об их необычной жизни и узнать что-то
новое.
Вопросы для обсуждения
– Почему лисенку было грустно? С вами бывало
такое?
– Как бы вы поступили на месте лисенка (когда он
перепрыгнул реку)?
– Что помогло лисенку подружиться с местными
зверями?
Рефлексия
— Случалось ли с вами подобное? Как вы
справлялись?
Занятие 3. Иностранец
Разминка
«Мое любимое животное»
Каждый ребенок, по очереди, выходит перед
группой и изображает мимикой и пантомимикой (без
слов) то животное, которое ему больше всего
нравится. Группа угадывает название животного.
Основное содержание занятия
«Кто прав?»
Ведущий рассказывает историю, которая в
процессе рассказа разыгрывается по ролям детьми.
Часть детей (5–6 человек) изображает зверей, а
остальные — зрителей, которые потом должны будут
помочь зверям.
Жили на свете разные звери. Как-то раз
собрались они на большой поляне в лесу и стали
говорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал:
– Вкуснее всего мясо!
– Нет, морковка, — перебил его заяц.
– Самое вкусное, это молоко, — сказала кошка.
– Вкуснее всего бананы! — закричала обезьяна.
– Неправда, лучшая еда — это трава, — ударила
копытом лошадь.
Они чуть не подрались. Ребята, давайте поможем
зверям решить вопрос: какая еда лучше?
В процессе обсуждения дети приходят к выводу,
что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравится
что-то свое.
«Иностранец»
Ведущий говорит: Мы видели, что сейчас
происходило у зверей, теперь мы посмотрим, как то
же самое бывает у людей.
Выбираются актеры: один — «иностранец», другие
(4–5 человек) — «местные жители». Обязательно
часть группы должна играть роль зрителей.
Иностранец (на нем надета рубашка задом
наперед) пришел в другую страну. Там все смеются
над ним. Ведущий спрашивает зрителей:
— Они ругаются, что делать? Кто из них прав?
Стимулируется возникновение диалога между
зрителями и актерами, затем разыгрывается выход
из ситуации, предложенный детьми. В случае
затруднения можно напомнить, что происходило
между животными и как мы это решили.
Рефлексия
— Почему люди не всегда хорошо относятся к
иностранцам?
Занятие 4. Я принимаю «других»
Разминка
По выбору ведущего.
Основное содержание занятия
Упражнение «История про Халифа Омара»1
Джаблах ибн аль-Айхам, последний аравийский
царь из династии Аль-Гаса Сенех, объявил свою
приверженность исламу в период правления халифа
Омара ибн аль-Хаттаба, прозванного Справедливым.
Царь Джаблах отправился в Медину (священный
город ислама, куда мусульмане совершают
паломничество), сопровождаемый роскошной
процессией. На голове у него была корона,
украшенная драгоценными камнями и жемчугом, шеи
его лошадей обвивали золотые цепи. Когда он
находился в Аль-Каабе, какой-то человек наступил
на полу его одежды. Джаблах рассердился и ударил
его кулаком. Человек был бедным и слабым, и он
пожаловался халифу Омару. Халиф Омар спросил у
Джаблаха, действительно ли он ударил бедняка.
Джаблах ответил, что это правда.
— Что ж, — сказал халиф Омар, — тогда сейчас
докажи, что уважаешь его права.
— Как это возможно? — спросил изумленный
Джаблах. — Я царь, а он всего лишь простолюдин.
Омар ответил:
— Ислам уравнивает всех людей. Один человек
может быть лучше другого, только если он лучше
как мусульманин.
Той же ночью Джаблах и его свита тайно выехали
из Медины в Константинополь, где он прожил
остаток своей жизни чужестранцем, вдали от дома и
подданных (отказавшись от ислама).
Вопросы для обсуждения
– Что бы вы сделали на месте Царя Джаблаха? Как
бы вы поступили?
– Как вы считаете, должны ли мы относиться ко
всем людям одинаково?
– Что сделал бы царь Джаблах, если бы он был
терпимым человеком и принимал других?
После обсуждения разыгрывается сценка, где
завершение происходит по схеме (или схемам),
предложенной детьми в ответе на последний
вопрос.
Рефлексия занятия
— Все ли вы в своей жизни всегда принимаете
«другого»?
Занятие 5. Разноцветный мир
Разминка
«Я люблю»
Детям предлагается закончить фразу «Я люблю...».
После завершения ведущий обращает внимание на
то, что каждый из нас любит что-то свое, все —
разное.
«Чьи ладошки»
Один из участников с закрытыми глазами садится
на стул лицом к группе. Ребята по очереди
тихонько подходят к нему, на несколько секунд
кладут на его ладошки свои. Водящему необходимо
догадаться, чьи ладошки «приходили к нему в
гости».
Основное содержание занятия
Моя этническая принадлежность
Ведущий просит все желающих выйти перед
группой и закончить фразы: «Я — (называется
этническая принадлежность по выбору ребенка), я
люблю... Я умею... Я мечтаю о том... Я считаю
правильным...» (количество и сложность фраз
зависят от уровня группы). То же самое могут
проделать еще несколько желающих детей.
Затем надо представить, что было бы, «если бы мы
были...» (выбирается любая этническая группа, чье
название знакомо детям). Надо так же выйти и
произнести «Я — ...» и т.д. «А теперь мы побываем
американцами (японцами, немцами) — кого вы еще
знаете?»
В завершение делается вывод о том, что мир —
очень разный, в нем живет много разных людей,
каждый из них любит что-то свое, мечтает
по-своему, мир — разноцветный.
Разноцветный мир
Дети разбиваются на три группы по цветным
карточкам (3 цвета), которые они вытягивают. Они
придумывают: название своей страны, любимое
блюдо, как здороваются жители, а затем
представляют друг другу.
Рефлексия
— Как вы относитесь к тому, что в мире все
люди разные? Почему есть люди, которым это не
нравится? Что бы вы им сказали?
Занятие 6. Разноцветный мир
(окончание)
Разминка
«Пересядьте, топните, хлопните все, кто...»
Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то
же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает
убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте
все, кто любит мороженое, плавать в реке, ложиться
спать вовремя, убирать игрушки» и т.п. Дети
сначала просто играют, а затем делают вывод о том,
что действительно у них есть много общего.
Основное содержание занятия
Разноцветный мир (рисунок)
Детям ведущий говорит о том, что на прошлом
уроке они делились на три страны с помощью разных
цветов. А теперь нужно придумать свой
разноцветный мир — взять большой лист (2
склеенных листа А4), разделить на части и
нарисовать разные страны. Ведущий, опрашивая
детей, выясняет, чем отличаются страны и люди,
нарисованные ими, и что у них общее.
Рефлексия занятия
— Чего между людьми больше — отличий или
сходства?
1 История взята из книги: Риэрдон
Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.
Олег ХУХЛАЕВ,
кандидат психологических наук
|