Социальный интеллект:
теория, измерение, исследования
|
Под ред. Д.В. Люсина,
Д.В. Ушакова
М.: Изд-во
ИП РАН, 2004
|
Если бы существовала
«Красная книга отечественного книгоиздания», то
сборники научных статей непременно следовало бы
в нее включить как почти утраченный, исчезающий
вид. В наши дни книги этого жанра катастрофически
не востребованы читателем и выполняют главным
образом функцию самореализации авторского
коллектива. С сожалением приходится признать,
что многие такие сборники действительно не
представляют интереса ни для кого, кроме самих
авторов, и их издание — пустая трата денег
(иллюзий насчет их коммерческой реализации никто
и не строит). На этом фоне данный сборник статей, с
разных сторон раскрывающих актуальную проблему
социального интеллекта, представляет собой
редкое и приятное исключение.
К сожалению, как и все такие издания, выпущен он
смешным тиражом в 500 экземпляров и вряд ли
появится на книжных прилавках. Тем не менее его
следовало бы рекомендовать самому широкому
кругу профессиональных психологов,
интересующихся как проблемой человеческого ума,
так и проблемами социальной компетентности и
успешности, а также пересечению и
взаимопроникновению этих проблем.
Сказанное не следует расценивать как
однозначную и безусловную похвалу — включенные
в сборник статьи разнородны и неравноценны, и
вряд ли найдется читатель, который высоко оценит
их все. Но тут уже срабатывает фактор
индивидуальных интересов и предпочтений, и
оценка любого рецензента не имеет никаких
преимуществ перед суждением конкретного
читателя. Очевидно одно: каждый в этом наборе
найдет нечто, заслуживающее внимания.
Проблемы социального интеллекта, в настоящее
время активно разрабатываемые в западной
психологии, в трудах отечественных специалистов
до сего времени были представлены довольно
скромно. Сборник отчасти восполняет этот пробел.
Разумеется — с опорой на зарубежные концепции,
идеи и методы, о которых большинство «рядовых»
коллег могут просто и не знать ввиду
ограниченной доступности зарубежных источников.
Так что книга в первую очередь выполняет
просветительскую функцию, освещая, хотя и
довольно поверхностно (просто в силу характера и
объема данного издания), современное состояние
исследований проблемы.
Человеческий ум в ней рассматривается в
несколько неожиданном для отечественного
читателя аспекте — в том числе и как способность
решать повседневные житейские (а не только
академические) задачи, налаживать контакты с
людьми, использовать эмоциональную сферу для
решения всевозможных коммуникативных и
личностных проблем. По сути дела, анализу
подвергаются концепции практического,
эмоционального, коммуникативного интеллекта и
прочих понятий, которые в современной психологии
если не противопоставляются традиционному
пониманию ума, то оригинально его дополняют.
Отдельные статьи посвящены сугубо практическим
аспектам проблемы, в частности инструментам
измерения указанных способностей. Так что пользу
из книги извлекут и теоретики, и практики, и уж
тем более те, кто не склонен противопоставлять
одно другому.
Сергей СТЕПАНОВ
|