Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Социальный интеллект:
теория, измерение, исследования

Под ред. Д.В. Люсина,
Д.В. Ушакова
М.: Изд-во
ИП РАН, 2004

Если бы существовала «Красная книга отечественного книгоиздания», то сборники научных статей непременно следовало бы в нее включить как почти утраченный, исчезающий вид. В наши дни книги этого жанра катастрофически не востребованы читателем и выполняют главным образом функцию самореализации авторского коллектива. С сожалением приходится признать, что многие такие сборники действительно не представляют интереса ни для кого, кроме самих авторов, и их издание — пустая трата денег (иллюзий насчет их коммерческой реализации никто и не строит). На этом фоне данный сборник статей, с разных сторон раскрывающих актуальную проблему социального интеллекта, представляет собой редкое и приятное исключение.
К сожалению, как и все такие издания, выпущен он смешным тиражом в 500 экземпляров и вряд ли появится на книжных прилавках. Тем не менее его следовало бы рекомендовать самому широкому кругу профессиональных психологов, интересующихся как проблемой человеческого ума, так и проблемами социальной компетентности и успешности, а также пересечению и взаимопроникновению этих проблем.
Сказанное не следует расценивать как однозначную и безусловную похвалу — включенные в сборник статьи разнородны и неравноценны, и вряд ли найдется читатель, который высоко оценит их все. Но тут уже срабатывает фактор индивидуальных интересов и предпочтений, и оценка любого рецензента не имеет никаких преимуществ перед суждением конкретного читателя. Очевидно одно: каждый в этом наборе найдет нечто, заслуживающее внимания.
Проблемы социального интеллекта, в настоящее время активно разрабатываемые в западной психологии, в трудах отечественных специалистов до сего времени были представлены довольно скромно. Сборник отчасти восполняет этот пробел. Разумеется — с опорой на зарубежные концепции, идеи и методы, о которых большинство «рядовых» коллег могут просто и не знать ввиду ограниченной доступности зарубежных источников. Так что книга в первую очередь выполняет просветительскую функцию, освещая, хотя и довольно поверхностно (просто в силу характера и объема данного издания), современное состояние исследований проблемы.
Человеческий ум в ней рассматривается в несколько неожиданном для отечественного читателя аспекте — в том числе и как способность решать повседневные житейские (а не только академические) задачи, налаживать контакты с людьми, использовать эмоциональную сферу для решения всевозможных коммуникативных и личностных проблем. По сути дела, анализу подвергаются концепции практического, эмоционального, коммуникативного интеллекта и прочих понятий, которые в современной психологии если не противопоставляются традиционному пониманию ума, то оригинально его дополняют. Отдельные статьи посвящены сугубо практическим аспектам проблемы, в частности инструментам измерения указанных способностей. Так что пользу из книги извлекут и теоретики, и практики, и уж тем более те, кто не склонен противопоставлять одно другому.

Сергей СТЕПАНОВ