Тренинг толерантности
|
С.Д. Щеколдина
М.: Ось-89, 2004
|
Всевозможные
психологические и околопсихологические
тренинги сегодня очень популярны. Не знаю, можно
ли сравнить происходящее в нашей стране с тем,
что происходило в США в 70-е годы прошлого века, но
иногда мне кажется, что мы переживаем настоящий
«тренинговый бум». Соответственно, растет и
спрос на книги, посвященные этой активной форме
психологической деятельности. Столь же
популярным и часто употребляемым в различных
кругах стало и понятие «толерантность».
Не желая отставать от прогрессивного
человечества (которое то и дело демонстрирует
примеры интолерантности, затевая различные
военные конфликты), мы тоже стали пытаться
привить это чужеродное слово на российскую
почву. Конечно, подыскать аналог этому слову в
русском языке трудновато. «Терпимость» хотя и
отражает общий смысл понятия «толерантность», но
имеет более узкий смысловой диапазон. И все же
иногда применение слова «толерантность» в
русской речи вызывает у меня возражения.
Например, автор рецензируемой книги целью
социально-психологического тренинга
толерантности видит «формирование толерантной
культуры личности». Как понимать выражение
«толерантная культура»? Чуть дальше она говорит
об «обучении культуре толерантного поведения»,
вот это уже звучит более адекватно и понятно.
Впрочем, «оправдание» программы написано
грамотно, да и сам тренинг в целом выглядит
симпатично.
Книжка структурирована как тренинг: каждое
занятие имеет свою цель и название, и всего их 12;
каждое рассчитано на полтора часа. Здесь
возникает первое сомнение — объем некоторых
занятий явно превышает этот предел. Вообще,
тренинг, посвященный освоению такого понятия,
как толерантность, и формированию
соответствующей культуры поведения, не должен,
как мне кажется, экономить на рефлексии и обмене
мнениями. Но тренинг содержит так много заданий,
связанных с письменной работой (это обычно
съедает больше времени, чем игровые упражнения),
что участникам будет просто некогда заниматься
рефлексией.
Автор не обозначает временные границы каждого
упражнения, что может поставить в
затруднительное положение не слишком опытного
ведущего группы. Также в книге не указано, на
какой возраст участников рассчитана данная
программа. Неочевидно прописаны и некоторые
важные этапы тренинга, например принятие
групповых норм. Для меня осталось загадкой, каким
образом «участники группы приходят к выводу, что
необходимы определенные правила, которых
следует придерживаться в группе». По моему опыту,
если ведущий предоставляет участникам
возможность самим прийти к такому выводу, то на
это уходит не меньше двух часов. Однако в этом
занятии есть еще пара упражнений, и мне, например,
было бы интересно подробнее познакомиться с
технологией принятия групповых норм в этой
ситуации.
Книжка содержит достаточное количество
конкретной информации по проблеме толерантности
и профессионально подобранные упражнения. Но
все-таки она рассчитана на опытных
«пользователей», работать по ней «с листа»
сможет далеко не каждый. Впрочем, почему бы не
попробовать?
Александр ШАДУРА
|