Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Эти невероятные левши

А.В. Семенович
М.: Генезис, 2004

До недавнего времени леворуких детей в школе как бы не существовало: все первоклассники писали в одинаковых прописях правой рукой, а испытываемые левшами трудности списывали на их неготовность к школьному обучению. Сейчас ситуация изменилась кардинально, и в известном смысле быть леворуким стало модно, так как выяснилось, что среди левшей немало людей одаренных. В ряде стран даже открылись специальные магазины для левшей, где можно купить, например, часы, стрелки которых двигаются не в привычном для нас направлении, а совсем наоборот.
Современные родители и педагоги, оглушенные информацией о своеобразии развития леворуких детей, об их исключительности и колоссальных интеллектуальных возможностях, оказались не готовы к решению ежедневно возникающих проблем обучения и воспитания левшей. Данная книга, вышедшая в серии «Психологическая работа с детьми», содержит в себе немало сведений об оказании им грамотной и своевременной психолого-педагогической поддержки.
Автор свою главную задачу видит в подробном описании психологического статуса детей с наличием фактора левшества. В книге подробно объясняется, чем отличаются два понятия: «леворукости», под которой понимается предпочтительное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие взяло на себя роль ведущего; и «левшества» как проявления специфического типа функциональной организации нервной системы. Автор обращает внимание на участившиеся в последнее время случаи патологической (не генетически заданной) леворукости. При этом в книге приводятся данные, согласно которым на всем протяжении истории человечества число естественных левшей оставалось постоянным — 20–25%, что, подчеркивает автор, является самым веским аргументом в пользу понимания феномена левшества как своеобразного эволюционного пути развития человечества.
Книга сочетает в себе теоретическое – нейропсихологическое — обоснование явления левшества с многочисленными конкретно-педагогическими рекомендациями, что делает ее не только полезной в практическом отношении, но и интересной для психологов, далеких от непосредственной работы с данным контингентом детей. Правда, при этом возникают вопросы относительно некоторых теоретических утверждений автора. Например, насколько правомерно использование двух терминов — «дизадаптации» как нарушения и искажения механизмов адаптации и «дезадаптации» как их потери и исчезновения (с. 36).
Книга с ярким названием «Эти невероятные левши» на самом деле не только про левшей, которых автор ласково называет «левшатами», но и про то, как бережно и аккуратно следует общаться с детьми, обращая внимание на все особенности их поведения и прежде всего на те досадные мелочи, которые порой не укладываются в наше понимание нормального психического развития.
Еще эта книга про то, что хорошим является обучение, построенное с учетом как логики усвоения, так и логики психофизиологического развития ребенка, о чем иногда забывают психологи и педагоги. А расплачиваться за забывчивость взрослых приходится детям.

Марина СТЕПАНОВА