Эти невероятные левши
|
А.В. Семенович
М.: Генезис, 2004
|
До недавнего времени
леворуких детей в школе как бы не существовало:
все первоклассники писали в одинаковых прописях
правой рукой, а испытываемые левшами трудности
списывали на их неготовность к школьному
обучению. Сейчас ситуация изменилась
кардинально, и в известном смысле быть леворуким
стало модно, так как выяснилось, что среди левшей
немало людей одаренных. В ряде стран даже
открылись специальные магазины для левшей, где
можно купить, например, часы, стрелки которых
двигаются не в привычном для нас направлении, а
совсем наоборот.
Современные родители и педагоги, оглушенные
информацией о своеобразии развития леворуких
детей, об их исключительности и колоссальных
интеллектуальных возможностях, оказались не
готовы к решению ежедневно возникающих проблем
обучения и воспитания левшей. Данная книга,
вышедшая в серии «Психологическая работа с
детьми», содержит в себе немало сведений об
оказании им грамотной и своевременной
психолого-педагогической поддержки.
Автор свою главную задачу видит в подробном
описании психологического статуса детей с
наличием фактора левшества. В книге подробно
объясняется, чем отличаются два понятия:
«леворукости», под которой понимается
предпочтительное использование левой руки, то
есть внешнее проявление того, что по каким-то
причинам правое полушарие взяло на себя роль
ведущего; и «левшества» как проявления
специфического типа функциональной организации
нервной системы. Автор обращает внимание на
участившиеся в последнее время случаи
патологической (не генетически заданной)
леворукости. При этом в книге приводятся данные,
согласно которым на всем протяжении истории
человечества число естественных левшей
оставалось постоянным — 20–25%, что, подчеркивает
автор, является самым веским аргументом в пользу
понимания феномена левшества как своеобразного
эволюционного пути развития человечества.
Книга сочетает в себе теоретическое –
нейропсихологическое — обоснование явления
левшества с многочисленными
конкретно-педагогическими рекомендациями, что
делает ее не только полезной в практическом
отношении, но и интересной для психологов,
далеких от непосредственной работы с данным
контингентом детей. Правда, при этом возникают
вопросы относительно некоторых теоретических
утверждений автора. Например, насколько
правомерно использование двух терминов —
«дизадаптации» как нарушения и искажения
механизмов адаптации и «дезадаптации» как их
потери и исчезновения (с. 36).
Книга с ярким названием «Эти невероятные левши»
на самом деле не только про левшей, которых автор
ласково называет «левшатами», но и про то, как
бережно и аккуратно следует общаться с детьми,
обращая внимание на все особенности их поведения
и прежде всего на те досадные мелочи, которые
порой не укладываются в наше понимание
нормального психического развития.
Еще эта книга про то, что хорошим является
обучение, построенное с учетом как логики
усвоения, так и логики психофизиологического
развития ребенка, о чем иногда забывают
психологи и педагоги. А расплачиваться за
забывчивость взрослых приходится детям.
Марина СТЕПАНОВА
|