Как подготовить
ребенка к школе.
Ситуации. Упражнения.
Диагностика
|
Б.С. Волков, Н.В. Волкова
М.: Ось-89, 2004
|
Эта книжка сразу
привлекла к себе внимание: от многочисленных
изданий по психологии, посвященных готовности к
обучению в школе, она отличается тем, что
составлена самими педагогами и им же адресована.
Основными читателями авторы видят работников
дошкольных учреждений, студентов педагогических
учебных заведений, а также родителей, «желающих
правильно и успешно подготовить своего ребенка к
обучению в школе».
Все это представляет для нас, психологов, особый
интерес. Ведь грамотно изложенное мнение
педагогов важно не только для начинающих, но и
для опытных специалистов. Не секрет, что смысл
психологической диагностики при поступлении
ребенка в школу часто не понятен ни педагогам, ни
родителям и вызывает лишь напряжение и
настороженность с их стороны.
Мнение опытных практиков по этому вопросу
представляется крайне важным, поэтому я с
радостью взяла в руки новую книжку. А
познакомившись с названиями разделов, вообще
пришла в полный восторг — авторы запланировали
рассмотреть практически все ключевые проблемы
психологической готовности к началу обучения: ее
интеллектуальную, личностную,
социально-психологическую и
эмоционально-волевую составляющие. Рассмотрены
также физическое развитие ребенка, умение
читать, писать, считать,
социально-психологическая адаптация,
индивидуальные трудности при обучении в школе.
Многочисленные приложения обещали читателям
массу полезных сведений. Импонировала и форма
подачи материала, основная часть которого
предлагается читателям в виде разбора
конкретных ситуаций. Наконец-то, подумалось мне,
сами педагоги, осознав необходимость
психологических знаний, нашли доступные и
понятные слова, для того чтобы вооружить своих
коллег.
К сожалению, радость исчезла так же быстро, как и
появилась. Психология в трактовке авторов
оказалась сложной и крайне невразумительной
наукой. Буквально с первой страницы на читателей
обрушивается информация об особенностях
развития ребенка, представленная в виде весьма
сложных для понимания схем. Честно говоря, до
конца понять логику отбора и подачи материала я
так и не смогла. Вся надежда была на то, что
выбранная «интерактивная» форма «вопрос-ответ»
придаст материалу живость и доступность и внесет
необходимую простоту и ясность. Но и здесь ждало
разочарование.
Больше всего насторожила склонность авторов к
вольной трактовке поступков ребенка и
неоправданное стремление к постановке
психологических диагнозов. А присущее авторам
вольное обращение с терминологией способно
окончательно запутать читателей. Часть
предложенных заданий и ситуаций, требующих
ответа, просто пугает. Как, например, воспитатель
или родитель (да и вообще кто-либо!) могут
выполнить такое задание: «Раскройте
противоречие между преобладанием у старшего
дошкольника образных форм познания и
необходимостью овладеть логическими формами
мышления»?
Действительно полезными для подготовки к школе
являются предлагаемые в пособии диагностические
и развивающие упражнения, которые отличаются
продуманностью и доступностью для воспитателей
и родителей.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
|