Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Как подготовить ребенка к школе.
Ситуации. Упражнения.
Диагностика

Б.С. Волков, Н.В. Волкова
М.: Ось-89, 2004

Эта книжка сразу привлекла к себе внимание: от многочисленных изданий по психологии, посвященных готовности к обучению в школе, она отличается тем, что составлена самими педагогами и им же адресована. Основными читателями авторы видят работников дошкольных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, а также родителей, «желающих правильно и успешно подготовить своего ребенка к обучению в школе».
Все это представляет для нас, психологов, особый интерес. Ведь грамотно изложенное мнение педагогов важно не только для начинающих, но и для опытных специалистов. Не секрет, что смысл психологической диагностики при поступлении ребенка в школу часто не понятен ни педагогам, ни родителям и вызывает лишь напряжение и настороженность с их стороны.
Мнение опытных практиков по этому вопросу представляется крайне важным, поэтому я с радостью взяла в руки новую книжку. А познакомившись с названиями разделов, вообще пришла в полный восторг — авторы запланировали рассмотреть практически все ключевые проблемы психологической готовности к началу обучения: ее интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую составляющие. Рассмотрены также физическое развитие ребенка, умение читать, писать, считать, социально-психологическая адаптация, индивидуальные трудности при обучении в школе.
Многочисленные приложения обещали читателям массу полезных сведений. Импонировала и форма подачи материала, основная часть которого предлагается читателям в виде разбора конкретных ситуаций. Наконец-то, подумалось мне, сами педагоги, осознав необходимость психологических знаний, нашли доступные и понятные слова, для того чтобы вооружить своих коллег.
К сожалению, радость исчезла так же быстро, как и появилась. Психология в трактовке авторов оказалась сложной и крайне невразумительной наукой. Буквально с первой страницы на читателей обрушивается информация об особенностях развития ребенка, представленная в виде весьма сложных для понимания схем. Честно говоря, до конца понять логику отбора и подачи материала я так и не смогла. Вся надежда была на то, что выбранная «интерактивная» форма «вопрос-ответ» придаст материалу живость и доступность и внесет необходимую простоту и ясность. Но и здесь ждало разочарование.
Больше всего насторожила склонность авторов к вольной трактовке поступков ребенка и неоправданное стремление к постановке психологических диагнозов. А присущее авторам вольное обращение с терминологией способно окончательно запутать читателей. Часть предложенных заданий и ситуаций, требующих ответа, просто пугает. Как, например, воспитатель или родитель (да и вообще кто-либо!) могут выполнить такое задание: «Раскройте противоречие между преобладанием у старшего дошкольника образных форм познания и необходимостью овладеть логическими формами мышления»?
Действительно полезными для подготовки к школе являются предлагаемые в пособии диагностические и развивающие упражнения, которые отличаются продуманностью и доступностью для воспитателей и родителей.

Ольга РЕШЕТНИКОВА