Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

ПРАВИЛО ТРЕХ «С»

Психологическая игра
для адаптации пятиклассников

В пятых классах адаптация всегда связана с изменениями внешних (другая классная комната, расписание, увеличение нагрузок) и внутренних условий (смена ролей). Кроме того, появляются новый классный руководитель, учителя, каждый со своими требованиями. Начинают выстраиваться новые отношения со старшеклассниками.

Одно из наиболее важных внешних изменений — снижение по сравнению с начальной школой уровня опеки. Это связано с разницей в менталитете педагогов начальной и старшей школы, а также с объективной невозможностью и ненужностью сохранять высокий уровень опеки в старшей школе. Как следствие — учащиеся начинают изучать свои новые возможности. Однако многие еще не владеют достаточным уровнем самоконтроля, поэтому могут возникать спонтанные драки на перемене, на прогулке, нарушения дисциплины на уроке. Как следствие перевозбуждения на перемене, на уроке у детей может ухудшиться концентрация внимания. У некоторых учащихся снижается успеваемость по отдельным предметам.

Адаптация к переходу в старшую школу осложняется тем, что у подростков начинается нормативный внутриличностный кризис идентичности, первыми внешними признаками которого являются рост агрессивности и стремление тем или иным способом проявить ее. Это также способствует возрастанию количества конфликтов в классе. Косвенно агрессия проявляется в неряшливости, в забывании что-либо сделать: принести тетрадь, выполнить учебное задание, подготовиться к уроку. Поэтому очень важно обеспечить психологическое сопровождение детей в период адаптации. Для этой цели мы вместе с классным руководителем проводим ряд игр (как правило, во во второй половине дня).

Одна из них — «Правило трех «С»: сотрудничество, сочувствие, самоконтроль».

Цель игры: мотивация учащихся к повышению уровня самоконтроля собственного поведения.

Время проведения: начало учебного года (I четверть), раз в неделю.

Оборудование: плакат с таблицей (см. с. 33), где отмечены фамилии и имена учащихся и три критерия (сотрудничество, сочувствие, самоконтроль).

ХОД ИГРЫ

Игра начинается вступительной беседой: психолог рассказывает учащимся о новой, более взрослой позиции, которой дети должны соответствовать, перейдя из начальной школы в старшую. Основные составляющие этой позиции: а) умение сотрудничать, то есть выполнять какое-то дело вместе, договариваясь о распределении обязанностей, идти друг другу на уступки; б) сочувствие, то есть умение отзываться на просьбы о помощи своих одноклассников, умение увидеть, что учителю или однокласснику нужна помощь; в) самоконтроль, то есть умение сдерживать свои желания и капризы, умение без напоминания выполнять основные требования учителя и основные нормы школы, с которыми ребята знакомятся в первые дни пребывания в школе. Психолог показывает ребятам плакат с их фамилиями и выделенными параметрами и предлагает в конце каждой недели совместно с классным руководителем анализировать свои проявления за неделю и отмечать их в плакате специальным значком, который отражает следующие позиции качеств: удалось проявить везде; удалось проявить, но не везде; очень мало проявил.

Затем в течение всей четверти в определенное время психолог и классный руководитель собирают учащихся, предлагая вспомнить свои успехи и трудности в умении сотрудничать, проявлять сочувствие, контролировать свое поведение. После этого каждый пятиклассник дает себе оценку.

Например, Денис так описывает свое поведение за неделю: «Мне кажется, что на этой неделе я не очень справился с заданием, так как мне не удалось контролировать свое поведение, на уроках я много выкрикивал и мешал своей соседке по парте Лизе. В сотрудничестве я проявил себя лучше, когда я играл в теннис с Аликом, на перемене пришли девочки и попросили поиграть, я поговорил с Аликом, и мы им уступили». Валя рассказывает: «Мне удалось проявить сочувствие, когда я помогла выполнить домашнее задание моей подруге». Семен говорит: «Я помогал учителю по русскому языку переносить из класса в класс тяжелые тетради».

Затем выступающий слушает мнения товарищей. Если они не совпадают, то ребята стараются убедить друг друга. Например, когда Семен сказал, что не заметил никаких нарушений в своем поведении, то Алеша поднял руку и сказал, что много раз ему делала замечания на уроке учитель истории и в столовой, когда класс завтракал, Семен не убрал за собой. При появлении затруднений детям помогают взрослые. И тут очень важна роль классного руководителя, который может вспомнить необходимые факты. Например, когда Вова сказал, что не помнит, чтобы он проявлял сочувствие, классный руководитель напомнил: «Когда убежали на перемену дежурные и некому было стереть с доски, то Вова сам предложил стереть с доски». Важно отметить, что обсуждение не должно занимать много времени (не больше 15–20 минут), иначе ребятам это надоест.

В конце четверти каждому ученику выдается сертификат, в котором указывается, где ребенку удалось себя проявить и над чем еще надо работать. Сертификат может быть в виде грамоты. Главное — обыграть вручение официально и показать важность достижений ребят.

Например, Васе было сказано так: «В течение всей четверти тебе удалось много раз проявлять свои хорошие качества — ты умеешь сотрудничать и сочувствовать другим, но самоконтроль тебе давался очень трудно. Поэтому подумай: если ты будешь больше внимания обращать на свое поведение на уроке, то очень скоро улучшишь результаты в учебе. Старайся, и все получится!»

К Диане ведущий обратился со словами: «Диана, в течение всей четверти ты демонстрировала умение сотрудничать со всем классом и тебе удавалось всегда помогать одноклассникам и контролировать свое поведение. Ты молодец!»

В нашем опыте работы с тремя классами мы увидели, что многие учащиеся не умеют оценивать собственное поведение, зато хорошо замечают ошибки других. Многие ребята тяжело переживают, когда им указывают на их ошибки, и заметно радуются, когда одноклассники замечают их успехи.

В течение всей четверти мы наблюдали, что в трех классах изменилось как обсуждение, так и поведение ребят. Вначале игра вызывала большие трудности, так как пятиклассникам было трудно и непривычно анализировать свое поведение и поведение своих одноклассников. Вызывало трудности и то, что обсуждался каждый ученик в отдельности, это требовало концентрации внимания и умения слушать других. Также вначале игра осложнялась тем, что многие ребята выкрикивали свои реплики с места, говорили много и не по существу, переходя на выяснение отношений. Но со временем они стали более внимательны друг к другу, в процессе обсуждения поднимали руку и помогали одноклассникам высказываться. Также мы заметили, что повысился авторитет классного руководителя в глазах ребят и появилось доверие к нему и другим взрослым.

Было приятно видеть, когда ребятам удавалось обсуждать не личность конкретного человека, а его поведение. Тем самым они не обижали его, а давали возможность исправиться. Мнение одноклассников всегда выслушивалось с вниманием и огромным интересом. А некоторые даже просили каждого сказать о его поведении: «Я хочу, чтобы каждый сказал про меня».

По нашему мнению, игра «Правило трех С» позволяет в игровой форме научить детей организовывать свое рабочее время, контролировать поведение и общаться с одноклассниками, учит ребят говорить, выделяя только главное.

Анна КРИВЦОВА,
психолог Ломоносовской школы