Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

НАБОР ВЫСОТЫ

Мамы — это очень страшно,
Папы — это тоже страшно,
Дети — это жутко страшно,
даже просто посмотреть...
Но когда снимаешь туфли,
чтобы тихо-тихо было,
можно быстро,
очень быстро,
незаметно убежать...

Подражание Г. Остеру

...Но наступает в жизни каждого начинающего специалиста момент, когда, увы, убежать уже нельзя. И вот ОН, ребенок, сидит в твоем кабинете, а родители с подозрением смотрят на психолога, задают каверзные вопросы...

Молодой специалист-психолог в определенной степени похож на бумажный кораблик, пущенный в весенний паводок в журчащий ручеек, и хорошо, если этот ручеек со временем не растворится в потоке иных профессий. Именно с этой целью, для того чтобы пришедший в практическое учреждение психолог не испугался, не отчаялся, не потерял веру в себя и людей, чтобы он ОСТАЛСЯ в профессии, мы приведем несколько примеров — типичных или менее типичных (но все же иногда встречающихся) ситуаций. И для этих ситуаций попробуем сформулировать последовательность шагов, которые в каждом конкретном случае будут, с нашей точки зрения, наиболее адекватными.

У данных «технологических» размышлений есть одно очень важное ограничение. Речь пойдет исключительно о начальных шагах работы психолога непосредственно с детьми. А ведь каждому молодому специалисту еще надо общаться и работать с родителями, коллегами, педагогами, администрацией и другими специалистами. Все это, в свою очередь, требует своих последовательных технологических шагов и не может быть описано в одной статье.

СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ —
В ЖИЗНИ ВСТРЕЧАЕТСЯ НЕЧАСТО

По сути дела, сейчас мы будем описывать почти идеальную модель начала профессионального пути.

В этом случае предполагается, что во время обучения в вузе бывшему студенту, а ныне молодому специалисту основные дисциплины читались грамотными преподавателями, которые не только добросовестно выполняли свои теоретико-педагогические задачи, но и сумели заинтересовать студентов своим предметом. Такие преподаватели должны вести на протяжении нескольких последних лет не только преподавательскую, но и практическую деятельность. Причем это касается и таких теоретических курсов, как, например, общая психология, психология развития, возрастная психология, и узких, практико-ориентированных — психологическая диагностика, психологическое консультирование, основы психотерапии.

Трудно представить, как преподаватель, который не работал с ребенком или его семьей, по крайней мере, в течение последних нескольких лет, может рассказать студентам об особенностях развития или консультирования детей и подростков современной популяции, о тактике взаимодействия с современными родителями и т.п. Это касается в первую очередь преподавателей, ведущих циклы специальной психологии, пато- или нейропсихологии, диагностики, коррекционно-развивающей работы и консультирования. Преподаватель-практик дает возможность студентам уже во время учебы почувствовать современного «живого» ребенка, а не учебный вариант образца 60-х или 80-х годов прошлого века.

Подобный тип обучения предполагает, естественно, и нормальную (реальную), а не формальную практику в образовательных учреждениях разного типа — школах, детских садах, ППМС-центрах. Причем в этом случае студентам удается не только увидеть, как работают профессионалы-психологи, но и самому побеседовать с детьми, родителями, использовать те или иные приемы практической работы, провести консультирование, заполнить те или иные документы.

Таким образом, к моменту начала работы молодой психолог уже имеет определенный диагностический инструментарий или знает (старшие товарищи объяснили), что и где ему нужно достать, купить и пр.

Еще раз оговоримся, что мы описываем почти идеальную ситуацию, но она встречается!

В этом случае для начала работы психологу нужно сделать следующие шаги, вне зависимости от того, где он начинает работать: в школе, в детском саду или ППМС-центре.

Шаг первый. Определить для себя (совместно с администрацией) круг локальных и доступных к выполнению задач — это может быть, например, работа с младшей школой по выявлению детей, нуждающихся в психологической помощи, или оценка адаптации ребенка к переходу в среднее звено и многие другие, повторимся, в первую очередь доступные молодому специалисту задачи. Все равно при этом необходимо оговорить возможность посещения занятий (или уроков) других специалистов, а если есть такая счастливая возможность — поработать в свой методический день рядом и вместе с опытным психологом.

Шаг второй. Определить для себя, с какой возрастной категорией детей ему на первых порах комфортнее всего работать. Именно возрастной, поскольку по «проблемам» никто для психолога детей выделять не будет. По опыту работы с молодыми специалистами можем сказать, что психологов, работающих в школе и на базе ППМС-центров, чаще всего «влечет» к подросткам. Они им вроде бы и по возрасту ближе, поэтому подростковые проблемы еще недалеко ушли от самого психолога. Да и методики обследования как будто проще — опросники, беседа...

Но эта простота — кажущаяся. Мир подростка очень хрупок, он не каждого впустит в свою скорлупу, для этого требуется б-о-о-о-льшой профессиональный опыт. Так что начинать с подростков – это, на наш взгляд, своего рода профессиональный тупик.

Психологу, пришедшему в детский сад, точно так же кажется, что чем младше ребенок, тем проще с ним работать. Но и это не совсем так. Заметим, что маленькие дети и общение с ними требуют не только профессионального, но и определенного «родительского» опыта, а этот опыт есть далеко не у каждого молодого специалиста.

Нам представляется, что если говорить о возрасте, то психологу в школе проще всего начинать со второй или третьей параллели. Второклассники уже адаптировались к школе, представляют, чего можно ожидать от логопеда или учителя, но еще откровенны и в основном не протестны. А психологу детского сада — точно так же проще начать работать с детьми старшей или даже подготовительной группы. Хотя качественно определить, например, готовность к школе не так просто, как об этом говорили в вузе ...

Шаг третий. Необходимо определить для себя, какими технологиями, методиками и приемами (диагностическими, развивающими или коррекционными) вы владеете лучше всего. Это вовсе не значит, что только эти методики и приемы вы и будет использовать, но они нужны именно для того, чтобы в процессе работы с ребенком или его семьей чувствовать себя более уверенно, а значит, более профессионально оценивать и анализировать то, что происходит.

По мере накопления опыта спектр технологий, естественно, будет расширяться, но лучше, если они будут вводиться последовательно. Например, вы уже умеете работать с одной из диагностических методик, то есть сам процесс проведения не вызывает у вас проблем. Именно в этом случае можно заметить, ЧТО и КАК делал ребенок, отличается ли его способ работы или результаты выполнения от обычных и в какую сторону. В случае диагностической работы — обязательно учитесь вести протоколы обследования, опираясь на которые вы позже будете анализировать особенности развития ребенка. Именно с таких позиций необходимо проанализировать и используемый вами диагностический инструментарий.

Шаг четвертый. В самом начале работы чрезвычайно важно договориться о том, что вы будете не только регулярно посещать занятия других специалистов (например, логопеда, дефектолога, социального педагога), но и обсуждать тех детей, с которыми вам уже приходилось сталкиваться в работе. Если в школе или детском саду уже есть психолог, то, безусловно, имеет смысл «попроситься» к нему на прием. В случае если вы начинаете работу в ППМС-центре, стоит посещать не только приемы коллег-педагогов, но и врачей — психиатра, невролога. Поначалу будет казаться, что вы ничего не понимаете, но ваша настойчивость и ваши вопросы должны помочь.

А если в вашей школе действует школьный консилиум, то вы сразу попадаете в поле междисциплинарных обсуждений. Не бойтесь, с одной стороны, ошибаться, а с другой — отстаивать то, в чем вы уверены.

Если же в том учреждении, где вы начинаете работать, нет никаких специалистов, а вы вообще один (одна) на весь район — придется через некоторое время научиться выбивать деньги на стажировку на рабочих местах у специалистов с большим опытом в районных или окружных ППМС-центрах, их аналогах или ПМПК.

Шаг пятый. Возьмите себе за правило методично вести хотя бы свои внутренние записи, опираясь на которые вы сможете заполнять необходимую документацию. Старайтесь в этих внутренних, пока еще почти личных журналах записывать не только то, «что» и «с кем» вы делали, но и те мысли, которые возникают по этому поводу. (То же самое можно делать и в протоколах обследования.) Учитесь писать психологические заключения. О технологии написания и структуре психологических заключений уже рассказывали в «Школьном психологе» и мы, и другие авторы.

Шаг шестой. Периодически связывайтесь со своими сокурсниками — это нужно и для того, чтобы поплакаться в жилетку понимающему человеку, и для обмена профессиональной информацией в широком смысле слова. Часто именно однокурсники могут подбросить идею, как выйти из той или иной конфузной ситуации, посоветуют нужные книжки, поделятся простыми методиками, дадут размножить нужные бумаги. Не думайте, что только у вас так паршиво, а остальные (если, конечно, продолжают работать психологами) — «в шоколаде». Уверяем вас — почти всем неуютно на первых порах!

СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ —
ПОЧТИ ТИПИЧНАЯ

В этом случае психолог, выпущенный из стен вуза, имеет преимущественно теоретические представления о развитии и о детях. У него, как правило, совсем нет опыта работы, как консультативной, так и диагностической, не говоря уже о коррекционной. Даже во время прохождения практики он больше сидел и смотрел, как работает психолог. Возможно, ему немного дали повозиться с детьми, но основное время он был занят тем, что просто честно заполнял дневник практики.

В этой, наиболее типичной, ситуации у психолога есть представление о диагностических процедурах и самих диагностикумах. А может быть, в организации, где он будет работать, уже есть диагностические комплекты. О коррекционной работе он слышал (скорей всего, о каких-нибудь экзотических видах, например таких, как моторная коррекция, аналитическая терапия и т.д., и т.п.), но реальной коррекции «не щупал», а уж о методиках проведения тех или иных коррекционных занятий и не подозревает.

В этом случае, параллельно с началом работы в качестве психолога, вам необходимо найти место стажировки и обучения хотя бы минимуму технологий — диагностических или коррекционных, которые вам жизненно необходимы. Естественно, что придется много читать, разбираться, наверстывая упущенное, но вполне возможно, что читать придется то, что вы уже «проходили».

Причем, как мы уже говорили, все это надо делать практически одновременно!

Вот наиболее адекватные шаги в такой ситуации.

Шаг первый остается без изменений (см. выше).

Шаг второй, как мы уже отметили, – это поиск места стажировки и специалиста, готового вам помочь. Это может быть психолог из другой школы или ДОУ, психолог центра, психолог, работающий в ПМПК и др.

Шаг третий. Вам необходимо уже в процессе стажировки обучиться конкретным технологиям и процедурам работы с теми или иными диагностиками или коррекционными приемами. То есть пройти тот этап, который в предыдущей ситуации психолог прошел в вузе. Для этого лучше не начинать сразу с «проблемных» детей. Посидите в классе, понаблюдайте за детьми и возьмите доброжелательного, спокойного ребенка, который, по словам педагога, учится легко. Как мы уже говорили, лучше, чтобы это был не первоклассник: ему в начале сентября еще хуже, чем вам, – и не подросток: он вам может устроить много фокусов. И только таким образом, именно с таким ребенком вы поймете, КАК и ЧТО можно определить с помощью той или иной диагностической методики, как подавать тот или иной развивающий материал, на чем вам ставить смысловые и эмоциональные акценты.

До определенного времени, с нашей точки зрения, лучше не работать с группой детей, а тем более с целым классом: подобная работа требует умения владеть группой, распределять свое внимание и удерживать детей в «рабочем» режиме. Всему этому, как правило, не учат, да и опыт такой есть только у бывших педагогов, которые получили вторую профессию психолога. Если говорить о коррекционной работе, то для молодого психолога лучше начать с индивидуальной развивающей работы и лишь после «набора высоты» — приобретения определенного навыка — понемногу переходить к коррекционной, а затем уже к групповой работе, постоянно (но до разумного предела) увеличивая количество детей на занятиях.

Для этих же целей необходимо искать специальную литературу, учиться разрабатывать методику и саму структуру каждого занятия, прописывать хотя бы «зачатки» программ. Ведь, к великому сожалению, психолог практически лишен методического сопровождения своей деятельности, которое есть у любого педагога-предметника в виде методистов, методцентров и методобъединений, постоянных методических совещаний, завуча по учебно-воспитательной работе и многого другого.

Только когда ваш технологический арсенал обогатится и за счет собственного опыта, и с помощью стажировок у специалиста, вы сможете выбрать из имеющегося арсенала методик те, которыми вы владеете лучше всего, чтобы в процессе работы со сложным ребенком или его семьей чувствовать себя более уверенно.

Шаг четвертый. После этого имеет смысл определиться с возрастом детей, с которыми вы начнете уже более осознанную практическую работу (выше оговорено, для чего это нужно). Помимо прочего, это поможет соотнести ваши теоретические представления о развитии с практическим опытом и сделать определенные выводы.

Именно следующим, пятым шагом должно стать общение с сокурсниками!

Вам уже есть что сказать им, у вас уже не так все плохо. А как они выходят из положения, ведь учили-то вас одинаково? Где и чему учатся они? С какими методиками работают? Какие программы им даются легче? В чем они более уверены?

Шаг шестой. Параллельно с обучением процедурам проведения тех или иных методик вы должны научиться составлять и заполнять протоколы. В ряде диагностикумов уже предлагаются готовые бланки протоколов к диагностическим методикам (в частности, в комплекте Н.Я. и М.М. Семаго — на СD-дисках), это отчасти помогает структурировать и работу с самой методикой. После этого пора учиться заполнять необходимую документацию. К ней в первую очередь относится журнал регистрации видов работ.

Так же постепенно надо учиться писать различные заключения по результатам диагностики, формулировать достигнутые в процессе развивающей и коррекционной работы результаты и в конце года составлять статистический и аналитический отчеты, исходя из которых вы начнете планировать свою деятельность уже на следующий учебный год.

Шаг седьмой. Когда у вас уже накопился какой-то багаж, написаны первые два-три десятка психологических заключений на тех детей, которых вы посмотрели с помощью нескольких методик (имеется в виду индивидуальная диагностика особенностей развития), пролистайте свои заключения «на свежую голову». Не получилось ли так, что большинство детей похожи друг на друга как близнецы? Если нет, то вас можно совершенно серьезно поздравить с настоящим профессиональным успехом! А если большинство заключений очень схожи — возвращаемся ко второму шагу, ну в крайнем случае — к третьему.

СИТУАЦИЯ ТРЕТЬЯ —
ВСТРЕЧАЮЩАЯСЯ НЕЧАСТО,
НО ВСЕ-ТАКИ ВСТРЕЧАЮЩАЯСЯ

В основном в этой ситуации оказываются те, кто учился заочно или, что еще хуже, «по переписке», по специальности во время учебы не работал и вообще никогда не сталкивался в своей профессиональной деятельности с детьми.

Шаг первый. Не оформляйтесь в учреждение как психолог, а попробуйте пойти окольными путями, например – поработать как социальный педагог. Его функционал неизвестен почти никому, должностные обязанности прописаны едва-едва, но это позволит вам много времени проводить с детьми, знакомиться с их «делами», то есть документами, встречаться с родителями, беседовать с учителями и т.п. Таким образом, определенные навыки работы с детьми и в образовании вы получите.

Администрация не сможет упрекнуть вас в бездействии, а вы в свободное от работы время (а вернее, в свой методический день) будете усиленно учиться, то есть в первую очередь найдете место и конкретного человека, который согласится с вами возиться. Понятно, что тут придется работать много и очень напряженно. По сути дела, придется учиться заново. Только после такого обучающего периода можно, оставаясь пока в роли социального педагога, пробовать работать с детьми психологическими методами.

Мы отдаем себе отчет, что ставки социального педагога может и не оказаться, тогда устраивайтесь хоть педагогом дополнительного образования, хоть воспитателем группы продленного дня. Я встречала людей, которые на общественных началах выполняли самую непрестижную, бумажную работу, чтобы иметь возможность учиться у профессионалов.

Как вариант — можно честно договориться с администрацией, что какое-то определенное время вы не сможете работать как психолог (пока, по сути, учитесь заново), но готовы выполнять другие функции. Если вы готовы пойти именно на этот, самый тяжелый шаг, то дальше будет существенно легче. А именно — надо сделать третий, четвертый... шестой шаги, описанные для второй ситуации.

В противном случае — работать психологом с детьми вы просто НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА! Несмотря на цвет вашего диплома и название вуза на внутренней его стороне.

Не хотелось бы заканчивать на столь категоричной и раздраженной ноте, но правда именно такова: слишком много за последнее время хлынуло в нашу профессию полу-, а вернее, абсолютно безграмотных «искателей счастья», думающих, что быть психологом очень престижно и «денежно», а усилий для этого требуется приложить гораздо меньше, чем в другой профессии. То есть любая кухарка... (прошу прощения) специалист с любым образованием может «по-скоренькому» начать управлять государством (читай — душами). Такие «заочно-переписочные», с позволения сказать, «психологи» опускают престижность нашего труда в глазах педагогов ниже самого низкого уровня.

Будем все же надеяться, что последняя ситуация в скором времени полностью исчезнет, уступив место первому варианту.

В заключение еще раз подчеркнем, что все описанное выше разобрано нами исключительно для одного из направлений деятельности молодого психолога — непосредственной работы с детьми, и только с детьми.

Наталья СЕМАГО,
кандидат
психологических наук