Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Легко ли быть молодым... специалистом?

Эта статья складывалась из бесед с коллегами (все мы когда-то были начинающими, да и в работе нашей мы навсегда ученики), а также собственных воспоминаний пятнадцатилетней давности. Мне, конечно, не удастся указать на все подводные камни, которые могут встретиться выпускнику психологического вуза, рискнувшему пуститься в плавание в безбрежном море образования. Но если брошенный мною спасательный круг поддержит на плаву хотя бы одного молодого коллегу, я буду считать свою задачу выполненной.

Хочу предупредить, что все факты являются достоверными, события — пережитыми, а суждения и идеи — дискуссионными. Но совпадение с плодами ваших размышлений вовсе не исключено!

ВЫБОР ТЕРРИТОРИИ

Итак, беззаботные институтские годы позади, и перед счастливым обладателем диплома встает вопрос: где же реализовать накопленный за годы учения багаж знаний и умений? Предположим, что ваш выбор — образовательное учреждение. Но и в этом случае диапазон возможных точек приложения сил достаточно широк: школа, детский сад, досуговый центр, детский дом, приют, ПМС или реабилитационный центр…

Многие выпускники хотят работать именно в консультационных учреждениях, шарахаясь от «полевой» деятельности на переднем крае образования. Но, конечно, попасть сразу в такое учреждение непросто, поскольку там нуждаются в людях опытных, а выпускников вуза к этой категории отнести пока нельзя. А если у вас и появилась вдруг такая возможность, не спешите ею воспользоваться: участь молодых в центре — это зачастую «черновая» работа. Готовьтесь к тому, что вас будут посылать с бумагами в управление, в школы на собрания, вы будете сидеть в регистратуре, подменяя заболевшего регистратора, и т.п.

По моему мнению, начинать карьеру нужно все-таки в «поле», где есть возможность самостоятельно выстраивать свой профессиональный путь, ориентируясь на ту микросреду, в которой ты оказался. И не надо бояться кажущейся тщетности своих усилий. Во-первых, добрые зерна пусть не все, но прорастают, а во-вторых, помните, что задача начинающего специалиста заключается в накоплении опыта. После института практическое профессиональное обучение только начинается, и это универсально для любой сферы человеческой деятельности.

Конечно, значительно выигрывают те вчерашние студенты, которые озаботились поиском работы заранее. У тех, кто начал трудиться в студенческие годы, к окончанию обучения уже накоплен некоторый практический опыт. У меня, например, к моменту окончания университета был опыт разработки и ведения тренинга, и это пригодилось. Но при выборе дальнейшего места работы решающим фактором оказалось то, что я там буду не один: моя однокурсница пригласила меня в Ленинградский дворец пионеров, где в то время уже работала.

Присутствие в коллективе знакомых тебе людей, особенно если это еще и психологи, помогает адаптироваться в профессиональной среде. При всех равных условиях всегда легче, когда есть на кого сразу опереться, кто расскажет тебе о принятых в данном коллективе правилах, об особенностях отношений и прочих неочевидных вещах. Это помогает избежать многих ошибок.

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

Впрочем, кто бы вас ни поддерживал, отношения за вас он построить не может. Мой коллега Виктор Медушевский замечательно сформулировал две ипостаси работающего человека (это относится к сфере отношений на работе): специалист в работе и человек в отношениях. И он же отметил, что для молодого специалиста вторая составляющая выходит на первый план: если ты не сможешь выстроить нормальных отношений с людьми — твоя ценность как специалиста не будет воспринята и востребована. Это краеугольный камень, от которого зависит успешное начало профессиональной карьеры.

В школе вы должны прежде всего выстроить отношения с учителями (в рамках данной статьи я не буду говорить об отношениях с администрацией, оставив эту тему профессору М.Р. Битяновой), в детском саду — с воспитателями, в детском доме — и с теми, и с другими. Если кроме вас есть и другие психологи, то очень важно построить отношения и с ними — человеческие и профессиональные.

Один из моих молодых собеседников озвучил такую проблему: «Как, находясь в новом статусе, общаться с опытными коллегами, «мэтрами», теми, у кого учился?» На это есть один ответ: молодой специалист должен признать, что любой педагог, администратор или психолог, работающий дольше, чем он, — это человек, у которого можно чему-то научиться.

Когда я пришел работать в школу, мне поручили заняться 6-м классом, где были проблемы в поведении. Встретившись с классным руководителем — сорокалетней учительницей немецкого языка, я сразу сказал ей, что готов и хотел бы опираться на ее опыт и знание детей, поскольку педагогический стаж — это серьезно. И хотя я обладаю некоторыми специальными знаниями, все же признаю ее преимущество в понимании детского поведения. Это был один из важнейших моментов в развитии отношений в школьном коллективе, поскольку эта учительница держалась особняком и не склонна была прислушиваться к чьему бы то ни было мнению. Ко мне же она отнеслась со вниманием, и мне кажется, что наше взаимодействие помогло смягчить ее педагогическую позицию, а это принесло облегчение и ей, и детям.

Безусловно, значение установления человеческих отношений с коллегами трудно переоценить. Но все же здесь стоит соблюсти некоторый баланс. Помните, что ваши отношения, будучи доброжелательными и даже теплыми, все-таки должны оставаться профессиональными. К сожалению, в отечественной традиции принято отождествлять школу с семьей, и это порой вредит профессиональной атмосфере. То, что вы хороший человек, все же не избавляет вас от необходимости быть достойным профессионалом — то есть уметь выполнять свои профессиональные функции, отстаивать свою точку зрения и идти на конфликт, если это необходимо.

Это очень тонкий момент и трудно передаваемый опыт. Ты либо пытаешься быть «хорошим для всех», и тогда остаешься один, а это не каждый может вынести, либо включаешься в какой-то круг, которых в школе, как правило, бывает несколько. Но тогда твои возможности реализации как профессионала оказываются ограниченными, поскольку вряд ли тебе будут доверять люди за пределами этого круга. Здесь два разных пути, и я не возьмусь судить, какой из них более правильный. И тот и другой допустимы, и в том и в другом случае у тебя есть возможности для профессиональной реализации. Может быть, стоит попробовать оба, однако вряд ли это возможно в рамках одного учреждения.

ДЕТИ, РОДИТЕЛИ, КОЛЛЕГИ...

Диада «человеческое — профессиональное» напрямую связана с проблемой принятия. От того, как тебя примут не только учителя и администрация, но и дети, родители, будет зависеть оценка тебя как профессионала.

Виктор Медушевский рассказал, что, когда он пришел устраиваться на работу в интегративный детский сад, ему предложили сначала походить на занятия и посидеть в группах — чтобы посмотреть, как его будут принимать дети, и чтобы он сам оценил, сможет ли работать в этой среде. И только когда стало ясно, что дети его приняли, разговор пошел о том, что бы он хотел и мог делать. Дети очень чувствительны к фальши, поэтому с ними надо быть искренним и открытым, ими надо интересоваться, поскольку лишь в этом случае можно рассчитывать на ответный интерес. А значит — и на принятие.

Отдельная проблема — это взаимодействие с родителями. В той или иной мере с ними приходится взаимодействовать любому психологу образования. Начинающему трудно верить в родителей, сочувствовать им. А ведь это именно то, что нужно для установления рабочего контакта, поскольку родители устали от обвинений со стороны учителей и не знают, что им делать. Им надо дать возможность высказаться. кроме того, необходимо показать, что вы их слышите, и тогда появится шанс и на то, что они услышат вас. И смогут увидеть и признать свое несовершенство, а может быть, попробуют измениться, чтобы помочь своему ребенку. Не стоит преувеличивать способность взрослых к изменению, но и отказывать им в этой способности тоже не стоит. Мы должны попытаться помочь им поверить в себя как в родителей, принять необходимость изменений и начать их осуществлять, не надеясь на быстрый успех. Наша задача — поддерживать их на этом нелегком пути.

Но как поддерживать и на что опираться в своей работе начинающему специалисту? Как показывает опыт коллег, у каждого в студенчестве были преподаватели, которые давали не только сухую теорию, но и практические картинки. Вспомните их уроки, и это станет первой опорой. Выберите себе в качестве руководства какую-то книгу (лучше одну) и пробуйте использовать в работе идеи ее автора, безусловно наполняя их своим, творчески переработанным содержанием. Затем, столкнувшись с проблемой, которую нельзя решить с помощью избранного подхода, обратитесь к другому автору. Или спросите у коллег.

Еще один необходимый ресурс для начинающего психолога — это возможность общения в профессиональной среде. Такая возможность важна для любого профессионала, но для молодого психолога образования — особенно. Поэтому ни в коем случае не замыкайтесь в себе, ищите коллег, задавайте им вопросы, пробуйте описывать свой опыт и представлять его где только можно. Не игнорируйте методические объединения, даже если их темы кажутся вам неинтересными. Зато это возможность увидеть коллег, обменяться координатами, чтобы потом общаться на интересующие вас темы. И конечно, у вас есть «Школьный психолог».

Счастливого плавания, коллеги!

Александр ШАДУРА