Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


ГИЛЬДИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Лучший способ добиться успеха —
следовать советам,
которые мы даем другим.

Гаролд Тейлор

Хорошо знакомые слова нашего классика о том, что «все работы хороши, выбирай на вкус», верны лишь отчасти. Действительно, мир профессий настолько разнообразен, что только ленивый человек не найдет себе дела по душе. Однако одного желания заняться тем или иным делом недостаточно — необходимо учитывать те требования, которые предъявляет профессия к человеку. Ни у кого не вызывает сомнения, что хирургу и портному необходимо острое зрение, а строителю — физическое здоровье; водителю автобуса — знание правил дорожного движения, а музыканту — нотной грамоты. Но порой не учитывается такой важный компонент профессиональной пригодности, как психологическая совместимость человека с выбранной профессией. Психологи убедительно показали, каким важным для профессионального успеха является умение, а главное — желание соблюдать некоторые нехитрые психологические правила. Мы охотнее идем на прием к врачу, который лечит не только таблетками, но и словом; нахамившего нам продавца мы в следующий раз обойдем стороной; ребенка отдаем в руки доброй воспитательницы.

На страницах «Школьного психолога» неоднократно обсуждался вопрос о недостаточной психологической грамотности педагогов и тех досадных промахах, которые мешают им установить добрые отношения с детьми и коллегами. Психологи с готовностью дают им советы по поводу того, как следует общаться с учениками и друг с другом, как реагировать на детские шалости, что можно и что недопустимо говорить подросткам и т.д. Но так ли уж безупречны в отношениях с людьми (и школьниками в том числе) сами психологи? Как-то само собой разумеется, что полученное психологическое образование избавляет от подобных ошибок. На самом деле выражение «сапожник без сапог», к сожалению, нередко относится и к ним.

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

Наблюдения показывают, что молодые психологи, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, способные подобрать адекватные методики обследования и провести развивающие занятия, демонстрируют при этом психологическую неграмотность, строя отношения со школьной администрацией, педагогами и детьми. В частности, они нередко слишком рьяно заботятся о том, чтобы произвести впечатление всемогущих профессионалов, которым любые проблемы по плечу.

Типичной является ситуация, когда молодой специалист, готовый к профессиональным свершениям, с энтузиазмом приступает к работе и отказывается признать ограниченность собственных возможностей. В результате он составляет план работы на предстоящий учебный год, рассчитанный на целый штат практических психологов (насколько это оправданно — предмет отдельного разговора). Он внимательно выслушивает все пожелания директора и учителей — нетрудно представить, сколько их накопилось, вспоминает все, чему его учили в вузе, и вот уже готов перспективный план. Он пытается оценить, все ли направления работы получили отражение, и, удовлетворенный, приступает к работе.

По ходу дела постоянно возникают непредвиденные ситуации — старшеклассники прогуливают уроки, приходят озабоченные родители и т.д. К концу первой учебной четверти становится ясно, что поставленные задачи невыполнимы. Да и педагоги явно рассчитывали на большее. За этим нередко приходят мысли о собственной профессиональной несостоятельности и — как следствие — о неверно выбранной профессии.

Подобные ситуации возникают, как правило, когда молодому специалисту приходится работать в одиночку и потому не у кого поучиться. Их можно было бы избежать при условии правильно сделанных первых шагов в школе. Понятно, что начинающему психологу хочется все попробовать и показать себе и другим, как много всего он умеет и какая от него может быть польза. Однако залогом успеха при этом выступают конкретные практические результаты, а не количество проведенных мероприятий и положенных на стол директора таблиц и графиков. В связи с этим главным видится решение психологом посильных для него задач. Может быть, с аналогичными задачами ему приходилось сталкиваться во время студенческой практики в школе или при проведении дипломного исследования. Имеющийся опыт в данном случае является решающим условием успеха.

Иначе говоря, начинать профессиональную карьеру целесообразно с выбора заведомо достижимых целей. Вряд ли стоит первоначально планировать разные виды работ, достаточно сделать что-то небольшое, но очевидно нужное и заметное с точки зрения результата. При этом желательно учитывать готовность учеников и педагогов принять соответствующую помощь. Например, прежде чем планировать тренинги, неплохо узнать, насколько в них заинтересованы дети. Вполне допустимо проведение среди подростков опроса, направленного на определение того, чего они ждут от психолога.

Известно, что педагоги нередко рассчитывают на помощь психолога во всех трудных ситуациях и готовы полностью переложить ответственность за собственные профессиональные промахи на его плечи. Поэтому психологу следует найти в себе смелость сразу же заявить, что, во-первых, не все психологические проблемы лежат в компетенции школьного психолога и, во-вторых, подмена медицинских или педагогических проблем психологическими не способствует их решению.

ВОЗМОЖНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Очевидно, что не представляется возможным назвать конкретные виды деятельности, в которых все начинающие психологи были бы одинаково успешными, и поэтому сказанное далее — не руководство к действию, а лишь некие ориентиры для выбора тех задач, которые школа надеется решить совместно с психологом. Тем не менее в качестве таковых могут быть названы следующие.

Во-первых, когда позади первый учебный месяц, становится ясно, какие дети испытывают выраженные трудности адаптации и потому нуждаются в психологической поддержке. Особенно актуальной эта задача является для первоклассников, пятиклассников, а также для учащихся профильных классов в тех школах, где такой набор проводится. Например, в нашей гимназии дети учатся с пятого класса, и, как показывает практика, всегда находятся ученики, которые с трудом привыкают к новым условиям. Получив согласие родителей на проведение дополнительных занятий, можно приступать к делу. Надежным помощником в данном случае выступит книга Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе».

Во-вторых, тот, кому приходится иметь дело с подростками, хорошо знает, насколько для них важно получить помощь в профессиональном самоопределении. К началу учебного года не все одиннадцатиклассники, а тем более десятиклассники имеют четкие представления о том, чем они хотели бы заняться после окончания школы. Поэтому они всегда готовы поучаствовать в разного рода профессиональных играх, заполнить опросники или просто поговорить о мире профессий. Среди относительно новых — с точки зрения содержания — изданий, посвященных вопросам профессиональной ориентации, можно выделить книгу Е.С. Романовой «99 популярных профессий», в которой приводятся профессиограммы 99 профессий.

В третьих, молодой специалист в силу прежде всего собственного юного возраста легко может найти общий язык со старшеклассниками и организовать с ними цикл бесед о явных и тайных сторонах человеческой психики. Книг соответствующей тематики в последнее время издано достаточно, в качестве примера можно привести работу Р. Чалдини «Психология влияния». Подобные беседы нередко перерастают в постоянно возобновляемый диалог, когда подростки с помощью психолога узнают не только об особенностях поведения человека вообще, но и учатся разбираться в причинах собственных поступков. Правда, в данном случае следует обратить внимание на необходимость для психолога соблюдения при общении с подростками определенной дистанции. Дружеские отношения не должны перерастать в панибратские, когда психолог перестает быть в глазах учеников носителем неких знаний, а становится «своим парнем». Последнее приводит к падению авторитета психолога в глазах как подростков, так и педагогов.

Кроме того, полезно во всех отношениях с самого первого дня в качестве одной из первостепенных поставить задачу установления контакта с педагогами. Расчет на то, что учителя — особенно имеющие многолетний опыт работы — проявят инициативу, может не оправдаться, поэтому пришедшему в школу психологу не стоит дистанцироваться от педагогов. Посещение уроков с их последующим обсуждением будет способствовать если не полному взаимопониманию, то хотя бы появлению доверительных отношений с педагогами. Тем более что и начинающему психологу есть чему поучиться у педагога — и неким общим правилам поведения с детьми, и манере ведения занятий.

ВЫВОДЫ
В ДУХЕ БИХЕВИОРИСТОВ

Успешное решение этих, а также многих других задач имеет двойной позитивный результат, или, говоря языком бихевиористов, двойное подкрепление.

С одной стороны, получившие реальную помощь подростки, а может быть, и педагоги поверят психологу. Причем в данном случае наивно ожидать, что у всех детей, с которыми работал психолог, обнаружатся ожидаемые изменения. Тем не менее появление хотя бы у одного пятиклассника чувства уверенности в себе можно считать профессиональной победой. То же самое касается и старшеклассников: хорошо, если несколько подростков сумеют определить для себя круг предпочтительных профессий.

С другой стороны, и психолог, увидевший, что его усилия не напрасны, обретет уверенность в себе. Эти маленькие успехи в дальнейшем спасут его от разочарования в выбранной профессии и помогут пережить поражения, от которых не застрахованы даже подкованные в психологии специалисты.

Марина СТЕПАНОВА,
московская гимназия 1541

Статья подготовлена при поддержке сайта для женщин www.TaynaLady.Ru. Случаются ситуации, когда молодой маме или деловой женщине требуется совет. Решить эту проблему они смогут, посетив сайт www.TaynaLady.Ru. Перейдя по ссылке: «Психология парней», вы сможете, не потратив много времени, прочитать интересные статьи о психологии, а так же кухне, моде, красоте, материнстве и женских прическах. Сайт постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти свежую информацию о насущных проблемах красивой половины человечества.