Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНУ

В начале своего пути педагог-психолог, как правило, сталкивается с необходимостью провести психологический тренинг. То отвечая на запросы педагогов, столкнувшихся с конфликтом в подростковом классе, то выполняя просьбу директора, обеспокоенного неумением учителей уберечься от «эмоционального сгорания», то осознав самостоятельно, что без тренинговых занятий изменить позицию родителей в отношении своих чад не удастся.

Так или иначе, начинающий школьный психолог приходит к решению попробовать себя в качестве ведущего тренинговой группы. Чаще всего в такой ситуации он начинает рыться в собственных записях (если сам когда-то был участником сходного по тематике тренинга) или искать в литературе готовый сценарий (если собственного опыта нет), чтобы воспроизвести чей-то продукт. В случае удачных поисков неофит честно пытается в точности репродуцировать найденное. Ему невдомек, что психологический тренинг — это такая штука, в которой «личностное вложение» играет первостепенную роль. А значит, сделать точную копию, повторить «тютелька в тютельку» придуманный кем-то сценарий тренинга или даже одного занятия практически никогда не удается. Психологический инструмент оказывается «заточен» под другую личность и порой ведет себя непредсказуемо в неумелых руках, плохо слушается.

Так что же делать? Ведь при отсутствии опыта ведения тренинговой группы психолог-практик не может придумать собственный сценарий и собственные упражнения, а чтобы провести тренинг, он должен иметь этот сценарий и эти упражнения, причем свои собственные! Неужели эта проблема неразрешима и замкнутый круг нельзя разорвать?

Можно, конечно, просто-напросто довериться судьбе, полностью отказаться от подготовки тренинга и провести его по наитию, создавая сценарий и упражнения, что называется, по ходу...

Один из известных психологов-тренеров как-то заметил, что не готовиться к предстоящему тренингу может себе позволить: а) очень опытный специалист, имеющий не менее двадцати лет стажа ведения групп; б) ведущий, тиражирующий абсолютно стереотипные, совпадающие до мелких деталей тренинговые программы; в) крайне самоуверенный новичок, свято верящий в чудо импровизации.

По поводу этого суждения следует заметить, что в первом случае (а) подготовка необходима, по крайней мере, в двух аспектах: в плане внутреннего настроя на предстоящую работу (сам ведущий при этом напоминает музыкальный инструмент — чтобы музыка была красивой, без настройки перед выступлением ему не обойтись), и в плане знакомства со спецификой группы.

Во втором случае (б) ведущий оказывается в плену заблуждения, что можно транслировать одну и ту же программу на любые группы. Увы, это не так. Полное и точное соблюдение технологии в отношении живых людей вовсе не гарантирует постоянного получения одинаковых результатов.

Ну и наконец, в третьем случае (в) стоит вспомнить старую истину, что хороша только тщательно подготовленная импровизация. Джаз могут играть только настоящие мастера. Вытащить кролика из шляпы в нужный момент можно лишь тогда, когда этого кролика заранее туда положили.

Во всех трех случаях отсутствие подготовки к проведению тренинга повышает риск провала до 50%. А эффективность ОБЯЗАТЕЛЬНО будет ниже возможной.

Значит, готовиться все-таки надо. Пусть на начальном этапе своей работы молодой тренер вряд ли сумеет разработать абсолютно оригинальные авторские психотехники, но создать сценарный план тренинга «под себя» на основе известных упражнений ему вполне по силам. Кстати, не только под себя, но и под конкретную группу, с которой ему предстоит работать. В этом ему может оказаться весьма полезной «Психологическая матрица тренинга» (см. приложение 1). Мой опыт ее использования, а также опыт коллег, с которыми я поделился идеей, свидетельствует о том, что опора на «матрицу» позволяет наполнить тренинг именно тем содержанием, которое необходимо для решения проблем конкретных участников. Разумеется, это далеко не единственный способ подбора необходимого содержания тренинга и, может быть, не универсальный, но вы можете сами оценить его удобство в работе: ведь все основные техники, применяемые в тренинге, будут отражены на одном листочке.

Прежде чем объяснить методику использования этой матрицы, нужно очень кратко остановиться на теоретических основаниях ее разработки. Этими основаниями являются положения субъектного подхода.

Будучи субъектом, каждый человек реализует себя в трех реальностях — реальности познания, реальности отношения и реальности преобразования. Иначе говоря, сущность субъектного проявления заключается в познании предметов окружающего (и внутреннего) мира, в выработке отношения к этим предметам и в их преобразовании. Исходя из этого, можно определить важнейшую цель психологического тренинга как развитие субъектности, которое происходит в результате конструктивных изменений системы знаний (представлений) человека, его отношений и его умений по преобразованию каких-либо объектов. То есть ведущий должен помочь участникам тренинговой группы осознать свои представления о каких-то вещах, отрефлексировать свое отношение к ним и в случае понимания необходимости трансформации представлений и отношения провести такую трансформацию и сформировать навыки нового поведения. Следовательно, важнейшие области психологической реальности участников, с которыми работает тренер, – это системы представлений, отношений и умений.

Допустим, в вашей школе возникла ситуация непринятия и агрессии шестиклассников в отношении новичков, пришедших в их класс и по какому-либо признаку отличающихся от них (особенностью внешности, манерой вести себя, одеваться и т.п.). Среди мероприятий по разрешению этой ситуации есть и психологический тренинг (а таких мероприятий должно быть достаточно много и реализовать их необходимо одной командой, в которую входят учителя, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе и другие специалисты).

Итак, каким образом можно спланировать тренинг с шестиклассниками с использованием «Психологической матрицы тренинга»?

Давайте рассмотрим возможную последовательность шагов подготовки к тренингу.

Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата.

Часто ведущий хочет провести тренинг по теме, которая интересна ему самому. Он придумывает завлекательное название, разрабатывает программу, подбирает великолепные (как ему кажется) психотехники... А на тренинг никто не приходит, группу сформировать не удается.

Все же исходить надо не только из собственных интересов (впрочем, их надо тоже обязательно соблюсти, иначе тренинг получится скучным), но и из реальных запросов и трудностей реальных людей.

Ответьте себе на простые вопросы:

Что хотят получить будущие участники группы?
Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь?
Что я смогу и должен для этого сделать?
Каков будет конечный результат нашей работы?

Чем более ярким, конкретным и правдоподобным будет образ будущего результата, тем больше шансов, что вы этот результат получите.

Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.

Кто будет в группе? Сколько человек? Каково будет соотношение мальчиков и девочек? В чем заключаются психологические особенности участников?

Постарайтесь заранее встретиться с будущими членами группы, познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей тренинговой работы. Обязательно позаботьтесь об ограничении числа участников и «сверху», и «снизу». Желательно, чтобы число участников не превышало 18 человек. Но и слишком малое число — 3–4 человека — потребует коренного пересмотра содержания тренинговой программы: многие упражнения будет невозможно провести. Кроме того, психологическая атмосфера группы из трех или, скажем, пятнадцати человек сильно отличается, что вынуждает ведущего использовать разную стилистику ведения. По мнению многих специалистов, оптимальное количество участников в группе – 12 человек (без ведущего).

Шаг третий. Определение временных ресурсов

Нужно сразу спланировать, сколько всего будет проведено тренинговых занятий. Как часто будут проходить встречи? Сколько времени будет длиться каждое занятие? Можно ли проводить тренинг в течение нескольких месяцев?

Следует определиться с темпом тренинговых занятий и выбрать, что является в данном случае оптимальным: «марафонный» стиль или короткие встречи в течение длительного времени.

Шаг четвертый. Формулировка проблем.

Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Что такое проблема? Это вопрос, на который в данный момент не существует однозначного ответа. Следовательно, и формулировать проблемы нужно в вопросительной форме — для этого предназначена первая пустая строка матрицы. В образце оставлено место для обозначения пяти проблем. Их может быть больше или меньше (все же, по моему мнению, больше пяти проблем ставить не следует: дай бог в тренинге хотя бы с пятью справиться...).

В нашем гипотетическом случае проблемы можно сформулировать, например, так:

1. Что нужно сделать, чтобы развить толерантность в отношении непохожих на тебя людей?

2. Как снизить уровень агрессии подростков по отношению друг к другу?

3. Каким образом повысить коммуникативную компетентность подростков?

4. Как сделать класс сплоченным?

На этих четырех проблемах можно и остановиться. В конце концов, можно сосредоточиться и на какой-то одной и тренинг нацелить именно на ее решение в надежде, что изменение в одной области потянет за собой и все остальные (впрочем — не факт, мне кажется более оправданным работать со всем вышеназванным...).

Шаг пятый. Формулировка задач.

Если проблема — это не решенный пока вопрос, то задача — это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу надо формулировать не вопросительно, а утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по определению искомого.

Например, для решения первой из обозначенных выше проблем задачи можно сформулировать в соответствующих ячейках матрицы следующим образом.

Для работы в системе представлений участников тренинга — помочь подросткам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком и кого они считают чужим.

Для работы в системе отношений участников тренинга — дать подросткам опыт личного проживания ситуации общения с «похожими» и «непохожими» на них людьми для изменения привычно негативного отношения к «непохожим».

Для работы в системе умений участников тренинга — предложить модель конструктивного взаимодействия с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как непохожие, чужие, и сформировать необходимые умения такого взаимодействия.

Легко увидеть, что поставленные задачи охватывают все сферы субъектности подростков, и если мы максимально продуктивно реализуем эти задачи, то в целом будет решена и проблема развития толерантности (в реальности, конечно же, только средствами одного психологического тренинга реализовать названные задачи достаточно трудно).

Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.

В идеале при создании авторского тренинга игры и упражнения должны бы быть авторскими разработками. Но начинающему тренеру обычно приходится обращаться к профессиональной литературе и пользоваться уже известными психотехниками. Важно, чтобы эти психотехники работали на решение поставленных задач. Обычно в книгах и сборниках указываются цели описываемых упражнений; если же указания нет, тренеру придется самому оценить их пригодность для своего тренинга.

Для заполнения первого столбца в каждой из оставшихся ячеек нужно записать названия упражнений — по три для каждой задачи, и желательно, чтобы эти упражнения были разных типов (требовали разных способов активности — вербальной, двигательной, образной). Возможно, в тренинг вы включите только одно упражнение, но у вас обязательно должен быть запас, чтобы при необходимости легко осуществить замену. В случае если тренинг планируется достаточно длительный, то применение всех подобранных психотехник будет уместным.

В нашем примере для решения задачи об осознании своего отношения к «своим» и «чужим» можно применить, скажем, групповую дискуссию на тему «Кто такие «свои» и «чужие»?». Вторым приемом может стать рассказ подходящей притчи и ее последующее обсуждение. В качестве таковой можно, допустим, привести знаменитую притчу о слепцах и слоне.

Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
— Слон похож на толстый шланг.
— Слон похож на столб, — откликнулся другой, нащупав ногу слона.
Третий коснулся слоновьего живота и заявил:
— Слон похож на огромную бочку.
— Он похож на циновку, — потрогав слона за ухо, возразил четвертый.
— Что вы говорите! — воскликнул пятый, державший животное за хвост. — Слон похож на веревку!

Все они были правы. И не был прав никто...

В результате обсуждения можно прийти к выводу о том, что и мы часто видим в другом человеке только одну какую-то сторону и не замечаем другие, что любой человек сложнее, чем нам кажется на поверхностный взгляд.

Третьей психотехникой при работе с системой представлений может стать, скажем, создание рисунка на тему «Люди, похожие и не похожие на меня».

Для решения второй из сформулированных выше задач — задачи об изменении отношений — можно использовать, например, игру, которая была описана на страницах «Школьного психолога»: «Однажды в созвездии Лебедя...» (№ 15, 2002). В финале этой игры необходимо привести участников тренинга к мысли о том, что агрессия, проявленная в отношении якобы враждебной цивилизации, была на самом деле направлена на собственных одноклассников. Сильное эмоциональное переживание, обычно сопровождающее завершение этой игры, позволяет членам группы изменить отношение к тем, кто стереотипно воспринимается как «чужой». Кроме того, можно разыграть сценки «Я и незнакомец», провести конкурс на лучший выход из ситуации «Встреча с необычным существом».

И наконец, третью задачу в рамках проблемы толерантности, связанную с формированием соответствующих умений, можно решить, используя игры, также впервые представленные читателям именно благодаря «Школьному психологу»: «Радужный камень» (№ 35, 2002), «Волшебный кристалл» (№ 40, 2002) и многие другие. Именно здесь уместно предложить участникам также конкретные жизненные ситуации и «отрепетировать» оптимальные способы поведения в этих ситуациях.

Аналогичным образом заполняются и другие столбцы матрицы.

Важное замечание: одно и то же тренинговое упражнение может встретиться в разных ячейках матрицы. Это бывает в тех случаях, когда упражнение настолько емкое, многоаспектное, содержательное, что его применение может успешно решить несколько из сформулированных задач.

Итак, основное содержание тренинга для одного блока отобрано.

Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок.

В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами можно определить те блоки (или модули), которые должны быть в тренинге. В нашем примере блочная система тренинга может выглядеть следующим образом (см. приложение 2). Справа на схеме указаны примерные стадии динамики развития тренинговой группы в соответствии с выделенными блоками. Это довольно традиционная схема, в которой границы стадий развития группы обозначены достаточно условно.

Следует учесть, что полная реализация всех блоков значительно увеличит длительность тренинга. Каждый блок может быть превращен в отдельный тренинг, то есть данная программа имеет модульный характер. Вместе с тем в каждом модуле группа будет проходить те же стадии, что и в целостной тренинговой программе. Иными словами, имеет место «голографический эффект»: отдельная часть содержит в себе все свойства целого.

Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок. При этом рекомендуется учесть возможные перерывы в занятиях, вызванные праздниками, каникулами и т.п. Скажем, если вы начинаете тренинг во второй половине сентября и проводите занятия раз в неделю, то, вероятно, до весенних каникул вам удастся провести не более семи занятий. Тогда можно, например, два занятия посвятить первому блоку, то есть мотивированию участников, «разогреву» перед глубокой работой, а пять — включить в блок развития толерантности.

Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.

Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных техник по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:

1) важнейшая решаемая техникой задача;

2) время, которое необходимо затратить на технику;

3) совместимость техник друг с другом;

4) стадия групповой динамики, когда будет применена техника;

5) тип и степень активности участников, инициируемые техникой (подвижные игры или «сидячая» работа в кругу);

6) уместность применения психотехники в данный момент (готовность к ней участников).

С первого раза оптимальным образом распределить тренинговые психотехники при недостаточном опыте ведения групп бывает довольно сложно. Но это не страшно: в процессе тренинга надо будет каждый раз перед тем, как начать упражнение, спросить себя: подойдет оно сейчас или нет? Допустим, по вашему плану сейчас должна быть групповая дискуссия, но участники уже полтора часа сидят на стульях и начинают ерзать от утомления. Они нуждаются в физической активности — значит, надо провести подвижную игру! Чтобы не растеряться в ситуации необходимости замены одной техники другой, следует заранее позаботиться о запасных упражнениях — иных по форме, но направленных на решение тех же задач.

Кроме того, нужно обязательно включить в каждое занятие такие техники, которые направлены не на решение групповых задач, а на развитие социальной структуры группы, на активизацию групповой динамики, поддержку необходимого темпоритма. Это могут быть игры типа «Самый-самый!», «Ранжирование по качествам», различные социометрические процедуры. Нельзя забывать об этой линии развития тренинговой группы.

Шаг девятый. Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.

Стоит записать сценарий тренинга максимально подробно, не поскупившись на детали при описании упражнений (тогда вы представите их очень ярко — так, будто вы их уже действительно провели). Отдельно приготовьте план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Это будет ваша шпаргалка, которая поможет на тренинге. весь подробный сценарий на занятие брать не рекомендую: пачка бумаги в руках будет сильно сковывать вашу активность.

Все перечисленные в сценарии занятия материалы приготовьте заранее в тренинговом зале. Позаботьтесь и о том, чтобы во время занятия вам никто не помешал: техничка, пришедшая мыть полы, или настырный руководитель кружка мягкой игрушки, которому тоже как раз понадобилось это помещение. Подстрахуйтесь и напомните завучу, чтобы потенциальным участникам именно на время тренинга не поставили дополнительные занятия.

Желаю успеха! У вас все получится!

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА ТРЕНИНГА

Области
психологической
реальности
участников

Важнейшие проблемы, с которыми надо работать на тренинге

1 2 3 4 5
Система
представлений
Задача — Задача — Задача — Задача — Задача —
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Система
отношений
Задача — Задача — Задача — Задача — Задача —
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Система
умений
Задача — Задача — Задача — Задача — Задача —
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.
Техники и приемы, направленные
на решение
этой задачи:
1.
2.
3.