ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
И.В. Макарова,
Ю.Г. Крылова
Самара:
БАХРАХ-М, 2004
|
Не вызывает сомнения,
что многочисленные психолого-педагогические
пособия значительно помогают практикующим
психологам и в постановке задач, и в выборе
адекватных методов их решения. Однако многие из
них рассчитаны на подготовленного читателя,
имеющего хотя бы небольшой опыт работы и
представляющего, каких знаний и в каких областях
ему не хватает. Главной особенностью данного
издания является то, что оно предназначено,
прежде всего, для начинающих психологов и
содержит сведения, которые не только полезны, но
и необходимы молодому специалисту.
Во-первых, в книге получили отражение как
содержательные, так и формальные стороны работы.
Авторами дается общая характеристика основных
направлений работы психолога в школе, а также
приводятся нормативные данные о службе
практической психологии.
Во-вторых, данное практическое пособие, которое
вышло в серии «Мастерская практического
психолога», органично сочетает в себе
необходимые теоретические и практические
сведения. Например, глава «Методы
психологического воздействия» начинается с
описания основных форм организации
психологической коррекции и принципов
построения соответствующих программ. Далее
авторы иллюстрируют все сказанное на примере
составления программы психологической
коррекции внимания у младших школьников. То же
самое касается и социально-психологического
тренинга, при описании которого авторы не
ограничиваются изложением одной из возможных
тренинговых программ, а приводят краткие
историко-психологические сведения и знакомят с
принципами организации тренинговой работы.
Безусловно, эти сведения весьма отрывочны, но они
помогают получить обобщенное представление о
собственно психологическом содержании тренинга.
Кроме того, в некоторых разделах, наряду с
практическими рекомендациями общего характера,
приводятся конкретные примеры, что также
способствует лучшему пониманию содержания
психологической работы в школе.
В то же время не вся предоставленная авторами
информация имеет непосредственное практическое
значение. В главе «Анализ результатов
психологического исследования» совершенно
справедливо утверждается, что нормативные
данные тестовых методик рассчитаны на
определенные выборки учащихся и поэтому, прежде
чем работать с той или иной методикой, необходимо
ее адаптировать к условиям конкретной школы. Для
этого авторы предлагают определить так
называемую норму выработки. Все сказанное не
вызывает возражений, за исключением одного:
подобные расчеты по всем используемым методикам
— весьма трудоемкое занятие, и не лучше ли
потратить время на качественный анализ
полученных данных?
Очевидно, что ни одно издание не может выступить
в роли универсального при организации
практической работы, но данное пособие окажется
весьма полезным, если его использовать в
качестве источника некоторых необходимых
сведений, особенно в том случае, когда психолог
оказывается в школе единственным представителем
психологической науки и практики.
Вера ПРАВДИНА
|