99 ПОПУЛЯРНЫХ ПРОФЕССИЙ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И АНАЛИЗ ПРОФЕССИОГРАММЫ
|
2-е изд.
Е.С. Романова
СПб.: Питер, 2004
|
Практический психолог,
работающий с подростками, сталкивается с
необходимостью решать весьма специфические
задачи, к которым в первую очередь относится
помощь в профессиональном самоопределении. При
этом недостаточно грамотно провести
диагностическое обследование или организовать
профессиональную игру, нужно иметь
представление о мире современных профессий.
Данное издание, в отличие от многих других
подобного рода, направлено на решение второй
задачи. Автор приводит всего один «Опросник
профессиональных предпочтений», построенный по
принципу: успех в профессиональной деятельности
зависит от соответствия типа личности и типа
профессиональной среды. Опросник позволяет
соотнести склонности, способности и интеллект
человека с различными профессиями.
Основное внимание в книге уделено описанию
профессиограмм (как следует из названия, их всего
99) наиболее популярных в настоящее время
профессий. Выбор именно этих профессий
осуществлен на основе анкетирования выпускников
школ. Следует отдать должное автору:
действительно, в издании представлены
разнообразные профессии, и наряду с хорошо
знакомыми всем нам профессиями врача, учителя,
бухгалтера, журналиста даются профессиограммы
таких «новых» профессий, как web-дизайнер,
имиджмейкер, менеджер по туризму, налоговый
инспектор и т.д.
Каждая профессиограмма включает в себя описание
психологических составляющих профессии:
доминирующий вид деятельности; психологические
качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности и, наоборот,
препятствующие эффективной профессиональной
деятельности; область применения
профессиональных знаний и др. Также приводится
список учебных заведений, обучающих данной
профессии.
Интересно, что автором также предлагается
профессиограмма психолога, так что читатель
имеет возможность, во-первых, проверить
правильность своего профессионального выбора, а
во-вторых, на примере собственной профессии
понять, что представляет из себя
профессиограмма.
Слабым местом всех профессиограмм является
анализ личностных и иных качеств, препятствующих
успешному решению профессиональных задач.
Перечисляемые автором личностные особенности —
безответственность, невнимательность,
неряшливость, неорганизованность — мешают в
любом виде деятельности, причем не только
профессиональной.
Не вызывает сомнения, что эта книга полезна
практикующим психологам, но не только им:
школьные психологи могут рекомендовать ее и
самим подросткам, и их родителям. Многих ошибок
можно было бы избежать, если бы старшеклассники
при осуществлении профессионального выбора
опирались не только на советы родных и
одноклассников, но и на собственные
представления о современных профессиях.
Последние могут быть сформированы в том числе на
основе сведений, содержащихся в этом издании.
Марина СТЕПАНОВА |