Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

99 ПОПУЛЯРНЫХ ПРОФЕССИЙ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И АНАЛИЗ ПРОФЕССИОГРАММЫ

2-е изд.
Е.С. Романова
СПб.: Питер, 2004

Практический психолог, работающий с подростками, сталкивается с необходимостью решать весьма специфические задачи, к которым в первую очередь относится помощь в профессиональном самоопределении. При этом недостаточно грамотно провести диагностическое обследование или организовать профессиональную игру, нужно иметь представление о мире современных профессий. Данное издание, в отличие от многих других подобного рода, направлено на решение второй задачи. Автор приводит всего один «Опросник профессиональных предпочтений», построенный по принципу: успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Опросник позволяет соотнести склонности, способности и интеллект человека с различными профессиями.
Основное внимание в книге уделено описанию профессиограмм (как следует из названия, их всего 99) наиболее популярных в настоящее время профессий. Выбор именно этих профессий осуществлен на основе анкетирования выпускников школ. Следует отдать должное автору: действительно, в издании представлены разнообразные профессии, и наряду с хорошо знакомыми всем нам профессиями врача, учителя, бухгалтера, журналиста даются профессиограммы таких «новых» профессий, как web-дизайнер, имиджмейкер, менеджер по туризму, налоговый инспектор и т.д.
Каждая профессиограмма включает в себя описание психологических составляющих профессии: доминирующий вид деятельности; психологические качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности и, наоборот, препятствующие эффективной профессиональной деятельности; область применения профессиональных знаний и др. Также приводится список учебных заведений, обучающих данной профессии.
Интересно, что автором также предлагается профессиограмма психолога, так что читатель имеет возможность, во-первых, проверить правильность своего профессионального выбора, а во-вторых, на примере собственной профессии понять, что представляет из себя профессиограмма.
Слабым местом всех профессиограмм является анализ личностных и иных качеств, препятствующих успешному решению профессиональных задач. Перечисляемые автором личностные особенности — безответственность, невнимательность, неряшливость, неорганизованность — мешают в любом виде деятельности, причем не только профессиональной.
Не вызывает сомнения, что эта книга полезна практикующим психологам, но не только им: школьные психологи могут рекомендовать ее и самим подросткам, и их родителям. Многих ошибок можно было бы избежать, если бы старшеклассники при осуществлении профессионального выбора опирались не только на советы родных и одноклассников, но и на собственные представления о современных профессиях. Последние могут быть сформированы в том числе на основе сведений, содержащихся в этом издании.

Марина СТЕПАНОВА