СКАЗОЧНАЯ ИНИЦИАЦИЯ В ПРОФЕССИЮ
Тренинг с молодыми учителями
Психолог в школе часто проводит
различные мероприятия по профессиональному
самоопределению учеников. Но и у учителей,
особенно молодых, тоже существует проблема
личностного самоопределения в профессии.
Предложенные занятия могут помочь не только
профессиональной инициации, но и осознанию себя
как педагога (при желании их можно адаптировать
под любую профессию).
Стадии инициации в учителя
1. Разведение ролей «Учитель» и «Всезнающий
педагог».
2. Отреагирование чувства обиды по отношению к
«Всезнающему педагогу».
3. Получение разрешения быть «Учителем».
4. Поиск своего учительского стиля.
5. Обозначение и защита своей профессиональной
территории.
6. Социальное одобрение.
ЗАНЯТИЕ 1
Разминка «Странный город»
Инструкция: «Жители странного города
отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым
боем часов они здороваются друг с другом разными
частями тела и каждый раз разными способами».
Ход работы. Участники группы свободно
передвигаются по классу. При каждом хлопке
ведущего они здороваются согласно инструкции.
«Сказочная реклама»
Придумать себе (как учителю) сказочную рекламу.
Затем в парах презентовать себя. Можно
использовать арт-материалы: бумагу, журналы,
краски, карандаши и т.д. «Сказочность» рекламы
позволит полнее отразить содержание
профессиональных качеств.
«Учитель — всезнающий педагог»
Необходимые материалы: бумага, краски,
кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, журналы,
ножницы, клей и пр.
Ход работы
1. Участники изготавливают из предложенных
материалов две маски: маску «Учитель» и маску
«Всезнающий педагог».
2. В микрогруппах по очереди каждый участник
представляет эти маски: надевает на лицо и
произносит монолог.
3. Каждый участник находит подходящее место в
классе и там, в уединении, проводит диалог масок.
Задача диалога — маскам договориться между
собой о сотрудничестве. Эту часть упражнения
можно проводить и в большем пространстве.
Например, найти в школе комфортное для себя место
и провести там диалог масок. Маски могут
обменяться необходимыми или недостающими друг
другу качествами.
«Педагогическая симфония»
Необходимые материалы: шумовые музыкальные
инструменты, ксилофоны, губные гармошки,
народные инструменты и пр.
Ход работы
1. В микрогруппах, используя музыкальные
инструменты, создать композиции на тему
«Учитель» и «Всезнающий педагог».
2. Групповая композиция на тему «Педагогическая
симфония».
При отсутствии музыкальных инструментов
участники могут имитировать их голосом или
подручными материалами.
ЗАНЯТИЕ 2
Разминка «Мне нравится»
Ход работы. Участники сидят в кругу.
Ведущий начинает со слов: «Мне нравится учитель
слева тем, что...» Далее называются значимые
профессиональные и личностные качества сидящего
слева участника. Упражнение продолжается по
кругу.
«Сказка о Всезнающем педагоге»
Каждый участник придумывает сказку о
Всезнающем педагоге по следующей схеме:
1. Место, время действия, основные персонажи.
2. Последовательное обозначение трех проблем в
порядке возрастания сложности.
3. Решение трех проблем.
4. Установление некой истины или нового порядка.
Готовые сказки зачитываются и анализируются в
микрогруппах.
«Окно роста»
Необходимые материалы: бумага, краски,
кисточки, карандаши, мелки и другие
изобразительные средства.
Ход работы
1. Лист бумаги формата А3 делится на 4 равные
части.
2. Каждая часть листа имеет отношение к одной из
ролей участников группы.
Студент Учитель
Ученик Ребенок
3. Необходимо отразить содержание каждой роли,
используя изобразительные средства (просто цвет
или конкретные образы).
4. Написать ассоциации к каждой роли.
5. Презентовать группе свое «Окно роста».
6. Обсуждение.
«Оживление»
Это упражнение может служить своеобразным
ритуалом освобождения от маски «Всезнающего
педагога». Участники стоят в кругу.
Инструкция: «Сейчас мы постараемся оживить
мир вокруг себя, сделать его ярким и заметным. Для
этого необходимо нежно и с любовью прикасаться к
тому, что будет называть ведущий. Оглянитесь
вокруг и выберите предмет, признаки которого я
буду называть. Прикоснитесь к тому, что является:
– самым хрупким,
– самым простым,
– цветущим;
– прозрачным» и т.п.
ЗАНЯТИЕ 3
Разминка «Хорошо-плохо»
Участники сидят по кругу. Начинает ведущий: «Я
учитель, и это хорошо...» – объясняя почему.
Следующий участник подхватывает: «Я учитель, и
это плохо...» – также объясняя причину. «Хорошо» и
«плохо» называются по очереди. Важно закончить
игру на «хорошо».
«Перформанс»
Необходимые материалы: музыкальные
инструменты, изобразительные средства и бумага
разного формата, костюмы или элементы костюмов,
грим, аудиозаписи и т.п.
Ход работы
1. Группа делится на две равные части.
2. Первая подгруппа получает тему «Учитель», а
вторая тему «Всезнающий педагог».
3. Используя имеющиеся средства, надо
подготовить по заданной теме мини-спектакль
любого жанра. Самое главное — полно раскрыть
содержание темы.
4. Время на подготовку перформанса — 25–30 минут.
5. Демонстрация спектаклей.
6. Обсуждение.
«Кривые цели»
Ход работы
1. На листе бумаги написать пять целей,
связанных с профессиональным становлением.
Между ними оставить пробелы в три-четыре
сантиметра.
2. В пробелах написать: что необходимо делать,
чтобы никогда не достичь этой цели.
3. Обсуждение.
«Цепь доверия»
Ход работы
Группа двигается по классу с закрытыми глазами
и выставленными на уровне талии руками (вперед
ладонями). При встрече рук происходит
рукопожатие, и дальше движение осуществляется в
паре, при этом каждый выставляет вперед уже одну
руку. Игра прекращается, когда вся группа
образует единую цепь.
ЗАНЯТИЕ 4
Разминка «Лавата»
Необходимые материалы: магнитофон и
ритмичная музыкальная композиция.
Ход работы
Группа образует круг. Ведущий говорит: «Это
необычный танец «Лавата». Когда его танцуют, то
берут своего партнера за разные части тела и так
двигаются по кругу. Итак, начали:
– за коленки;
– за уши;
– за пятки;
– за нос;
– за плечи;
– за кончики пальцев и т.д.
«Сказочные задачи»
Ход работы
1. Группа разбивается на подгруппы по три-четыре
человека.
2. Задание: каждая подгруппа должна придумать
сказочную задачу, отражающую проблемное поле
профессионального становления учителя, и
загадать ее другим подгруппам.
3. Подгруппы, получив сказочную задачу, должны
придумать как можно больше способов ее решения.
4. Обсуждение.
Групповая инсталляция
«Учитель-профессионал»
Необходимые материалы: 4 ватмана или оборотки
обоев, склеенные скотчем, общей площадью 2 x 2 м;
гуашевые краски, кисти, маркеры, журналы, ножницы,
фольга, пленка для бутербродов, картон для труда,
цветная бумага, бумага для рисования и т.п.
Инструкция: «Используя арт-материалы,
создать на ватманах всей группой композицию на
тему «Учитель-профессионал». Важно участие
каждого. Проявите творчество, элементы
композиции могут иметь объемные и плоскостные
формы. При желании используйте учительскую
атрибутику и оборудование кабинета (карты,
указки, учебники и др.), главное — вернуть потом
все на место».
Время работы: 20–25 минут.
Ход работы
1. Склеенный ватман размещается в центре класса.
Арт-материалы располагаются рядом на столе.
Можно включить активную музыку (или ту, которую
выберут участники).
2. Создание композиции. Психолог инициирует
активность участников, подбрасывает идеи.
3. Написать к готовой инсталляции стихи,
частушки, можно использовать «черный юмор»,
вспомнить афоризмы на тему или спеть песню.
Участвует каждый.
«Сказочный талисман»
Необходимые материалы: бумага, фломастеры,
цветная бумага, фольга, клей, шерстяные нитки
разного цвета, ножницы, открытки и пр.
Инструкция: «Сейчас у каждого участника
будет возможность сделать сказочный талисман,
помогающий в работе соседу слева. Постарайтесь
вложить в него то, что: поддержит, рассмешит,
напомнит, защитит, откроет ресурс».
Об этом задании необходимо предупредить
заранее, чтобы участники могли продумать формат
талисмана, сделать домашние заготовки.
Ход работы
1. Изготовление талисмана (можно включить
приятную мелодию). Время работы: 10–15 минут.
2. С готовыми талисманами участники садятся в
круг, каждый вручает талисман своему соседу
слева с пожеланиями и объяснениями.
3. Обсуждение.
Некоторые работы участников могут, по
согласованию с ними, использоваться в качестве
выствочного материала в учительской или фойе
школы. Особый интерес всегда представляют
учительские маски.
Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования, г. Минск
|