Каждый учебный
год похож на предыдущий… Эта внешняя
повторяемость порой играет с нами злую шутку: она
словно подталкивает нас к тому, чтобы не
мудрствуя лукаво пройти вновь по тому же
привычному кругу. Переписать пункты из
прошлогоднего плана работы в новый, стряхнуть
пыль с конспекта проведенного тренинга и взять
уже слегка пожелтевшие листы с записями для
доклада на педсовете. Разве нельзя повторить то
же самое, что уже делал когда-то? Ведь все уже
отработано, выверено, неплохо получалось…
И все-таки — нет, нельзя.
Потому что бездумное повторение сделанного —
это первый шаг к тому, что в психологии
называется профессиональной стагнацией.
Остановкой в развитии. Остановкой, после которой
скорее всего — откат.
А если не хочется этого допускать, значит стоит
внести в свой план мероприятия, которых еще не
было, придумать новые упражнения для тренинга и
выбросить старый конспект доклада, чтобы
написать совершенно другой. При этом не надо
думать, что сделанное когда-то — плохо и достойно
только забвения. Ни в коем случае! Свои
достижения надо помнить, опыт — копить, находки
бережно сохранять. Просто почивать на лаврах —
занятие для психолога неприемлемое. Мы должны
все время находиться в движении. Такая уж у нас
профессия. А накопленный опыт будет фундаментом
новых построений, опорой для новых взлетов.
Недавно я случайно натолкнулся на следующую
притчу.
Однажды Акбар начертил отрезок и, обратившись к
министрам, спросил:
— Как сделать этот отрезок короче, не прикасаясь
к нему?
Бирбал считался самым мудрым человеком в
государстве. Он подошел и начертил рядом с этим
отрезком другой отрезок, но более длинный, тем
самым умалив достоинство первого…
Игорь ВАЧКОВ
|