Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2005
 

Каждый учебный год похож на предыдущий… Эта внешняя повторяемость порой играет с нами злую шутку: она словно подталкивает нас к тому, чтобы не мудрствуя лукаво пройти вновь по тому же привычному кругу. Переписать пункты из прошлогоднего плана работы в новый, стряхнуть пыль с конспекта проведенного тренинга и взять уже слегка пожелтевшие листы с записями для доклада на педсовете. Разве нельзя повторить то же самое, что уже делал когда-то? Ведь все уже отработано, выверено, неплохо получалось…
И все-таки — нет, нельзя.
Потому что бездумное повторение сделанного — это первый шаг к тому, что в психологии называется профессиональной стагнацией. Остановкой в развитии. Остановкой, после которой скорее всего — откат.
А если не хочется этого допускать, значит стоит внести в свой план мероприятия, которых еще не было, придумать новые упражнения для тренинга и выбросить старый конспект доклада, чтобы написать совершенно другой. При этом не надо думать, что сделанное когда-то — плохо и достойно только забвения. Ни в коем случае! Свои достижения надо помнить, опыт — копить, находки бережно сохранять. Просто почивать на лаврах — занятие для психолога неприемлемое. Мы должны все время находиться в движении. Такая уж у нас профессия. А накопленный опыт будет фундаментом новых построений, опорой для новых взлетов.
Недавно я случайно натолкнулся на следующую притчу.
Однажды Акбар начертил отрезок и, обратившись к министрам, спросил:
— Как сделать этот отрезок короче, не прикасаясь к нему?
Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и начертил рядом с этим отрезком другой отрезок, но более длинный, тем самым умалив достоинство первого…

Игорь ВАЧКОВ