У НАС НОВЕНЬКИЙ!
В
начале учебного года педагогам и психологам
приходится решать несколько задач адаптации:
учащихся к новому учебному году и вновь
пришедшего ученика или учеников к новому
коллективу. Ситуация перехода в новую школу, в
новый класс, на новую ступень обучения является
очень трудной для любого ребенка. Еще сложней
такая ситуация для того, кто вынужден
преодолевать трудности таких периодов жизни в
одиночку.
С помощью специальных игр, упражнений, занятий
взрослые в школе могут в значительной мере
смягчить, облегчить и ускорить процесс адаптации
нового ученика в классе, а также научить
одноклассников проявить понимание и сочувствие
новенькому. Легче не позволить появиться
негативным впечатлениям о школе и
одноклассниках, чем впоследствии корректировать
проблемы учеников.
Предлагаемое занятие проводится в начале
учебного года с учащимися начальной школы,
рассчитано на два-три урока. Проводить его
желательно психологу вместе с педагогом или
классным воспитателем.
Цели
• Помочь детям успешно и за более короткий срок
«пережить» летнее настроение и адаптироваться к
школьной жизни в новом учебном году.
• Создание благоприятных условий, организация
взаимодействия между детьми для знакомства и
принятия нового ученика коллективом класса.
ОПИСАНИЕ ХОДА ЗАНЯТИЯ
Разминка
Цели: создание дружеского расположения детей
друг другу, непринужденной радостной обстановки
после долгой разлуки; участие в играх нового
ученика.
Игра «Кто сказал «Бип»
Вся группа, за исключением водящего, сидит в
кругу на стульях. Водящий с завязанными глазами
ходит внутри круга, периодически садясь к
участникам на колени. Его задача — угадать, к
кому он сел. Ощупывать не разрешается, садиться
надо спиной — так, как будто садишься на стул.
Сидящий должен сказать «Бип», желательно не
своим голосом, чтобы его не узнали. Если водящий
угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член
группы начинает водить, а предыдущий садится на
его место.
Упражнение «Чуткие руки»
Организация упражнения такая же, как в игре
«Кто сказал «Бип». Отличие состоит в том, что
водящий трогает руки сидящих игроков и пытается
определить, кто это, и назвать их имена.
Работа по теме
1. Взаимодействие друг с другом. Первое
представление нового ученика
Цели: развитие навыков взаимодействия в группе;
обратить внимание на нового ученика, сообщить
группе некоторые сведения о нем; предоставление
новому ученику возможности включиться в работу
группы.
Ведущий предлагает вспомнить дни рождения
одноклассников и узнать день рождения нового
ученика.
Упражнение «День рождения»
Учащимся предлагается разбиться на 4 группы
так, чтобы в одной группе оказались те
одноклассники, дни рождения которых отмечаются в
одно и то же время года.
После игры обращается внимание на следующее:
• какое время года оказалось «богатым» на
именинников,
• в какой группе оказался новенький ученик
класса.
Затем каждая группа выполняет задание:
выбирает себе подарок на день рождения. Подарок
должен быть оригинальным и таким, от которого не
отказался бы ни один участник группы.
2. Рассказ о том, как каждый ученик класса
провел лето
Цели: предоставление возможности рассказать о
себе; формирование навыка рассказывать о
событиях кратко и понятно для остальных;
предоставление возможности проявить фантазию.
Упражнение «Интервью»
Дети сидят по кругу. В течение одной минуты
каждый игрок должен ответить на вопрос соседа,
сидящего справа: «Где побывали, что повидали?»
Игрок может или рассказать правдивую историю,
повествующую о событиях, происшедших с ним в
летние каникулы, или на минутку превратиться в
барона Мюнхгаузена. «Журналисту»
предоставляется право поверить или не поверить
рассказчику. Если он отгадал, то жетон достается
ему. Если нет, то рассказчику.
3. Презентация нового ученика
Цели: развитие понимания чувств другого
человека; создание условий для принятия нового
ученика в коллектив класса.
Упражнение «Знакомство с новым учеником»
Нового ученика просят назвать имя и фамилию и
ответить на вопрос, в какой школе он раньше
учился.
Детям класса предлагается представить себя на
месте новенького и ответить на несколько
вопросов:
— Какие чувства сейчас испытывает (Сережа, Таня
...)?
— О чем он сейчас мечтает, на что надеется?
— Какие предметы он любит больше всего?
— Какой деятельностью, представленной в нашей
школе, он захочет заниматься после уроков?
Новенький оценивает ответы учеников класса. А
те ответы, которые наиболее близки ему, он
отмечает каким-либо способом (словами или
раздает жетоны ученикам).
Следующий этап упражнения проводится только в
том случае, если новый ученик в предыдущих
упражнениях и играх был активен, спокойно
говорил о себе, у него не были замечено признаков
тревожного состояния.
Затем ребятам с разрешения нового ученика
предоставляется возможность задать по одному
вопросу. Ведущий предупреждает, что вопросы не
должны обидеть человека, а на некоторые из них
новый одноклассник имеет право не отвечать.
4. Настрой на учебные будни
Цель: настроиться на работу в новом учебном
году.
Упражнение «Мемуары»
Ведущий обращается к ребятам с рассказом о
предстоящем задании.
«Люди любят вспоминать то, что с ними
происходило в прошлом. В этом случае они пишут
книги, которые называются мемуарами. Представьте
себе, что вы тоже написали такую книгу о летних
каникулах. Рисунок на обложке несет в себе очень
много информации об авторе, а также о содержании
этой книги. Если на обложке нарисованы деревья,
море — то читателю становится понятно, что
автору наиболее близка природа и его к ней
отношение; если на обложке пистолет, искаженные
ужасом лица, то с героем, по всей видимости,
произошла детективная история. Так с помощью
символов на обложке можно узнать очень многое о
самом произведении и о чувствах автора в этот
период времени. А теперь вам предстоит создать
обложку для своей книги».
По окончании работы ученикам предлагается
устроить выставку рисунков, придумать ей
название.
Затем ведущий обращается к ребятам со словами
напутствия и пожеланий на предстоящий учебный
год: «Вы тепло простились с летом, подарили ему
рисунки. Впереди у нас — новый учебный год».
5. Диагностический этап
Ведущий обращается к детям с предложением
зафиксировать с помощью анкеты впечатления о
летних каникулах, о чувствах и настроении в
ожидании нового учебного года.
Каждому ребенку выдается листок с вопросами и
возможными ответами анкеты, в которой он
отмечает выбранные им варианты.
Анкета сентября
1. Ты хорошо отдохнул на каникулах?
• Да
• Так себе
• Отвратительно
2. Как часто на каникулах ты вспоминал
школьные дни?
• Часто
• Иногда
• Ни разу не вспомнил
3. С каким настроением ты ждал начала учебного
года?
• С радостным ожиданием
• Спокойно
• «Как жаль, что скоро в школу!»
• С отчаянием: «Опять учиться!»
4. С каким настроением ты:
• Включился в учебный процесс _________
• Встретился с одноклассниками _________
• Встретился с учителями _______________
5. Хочешь ли ты принять участие во внеучебной
деятельности:
• Театральных постановках ________________
• Танцевальном кружке ___________________
• Других кружках ________________________
|
Если ожидание радостное, то проставьте
знак «+», если настроение негативное — знак «–».
Затем решите, какой степени ваше настроение, и
проставьте рядом со знаком одну из цифр от 1 до 10.
Завершение работы
Цели: рефлексия занятия; создание ситуации
свободного общения; формирование навыка
говорить о своих чувствах и переживаниях.
Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.
Пожелания на новый учебный год себе,
одноклассникам, другу или подруге в классе.
Татьяна ЕВГРАФОВА,
педагог-психолог школы «Карьера»,
г. Москва
ЛИТЕРАТУРА
Анн Л. Психологический тренинг с
подростками. — СПб.: Питер, 2004.
Здравствуй, школа! / Под ред. Н.В. Пилипко. —
М.: УЦ «Перспектива», 2002. |