Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР

Большая психологическая игра для старшеклассников

Окончание. Начало в № 18/2005

4 этап. «Загадки Амтхауэра» (окончание)

Ведущий. А теперь загадка вторая. Суть заданий, которые вам будут предложены, состоит в том, что в ряду из пяти слов надо выделить «лишнее», не подходящее по смыслу к остальным четырем словам.

Пример 1: 1) стол; 2) стул; 3) синица; 4) шкаф; 5) кровать. Ответ: 3) синица.

Четыре слова (стол, стул, шкаф, кровать) по смыслу подходят друг к другу, так как это предметы мебели, а слово «синица» является лишним в ряду этих слов.

Пример 2: 1) сидеть; 2) лежать; 3) стоять; 4) идти; 5) стоять на коленях. Ответ: 4) идти.

Четыре суждения (сидеть, лежать, стоять, стоять на коленях) характеризуют неподвижность, а слово «идти» не подходит к ним, оказывается лишним, так как характеризует движение.

Заданий такого типа будет семь. Отвечать на них следует в табличке II (см. № 18). В каждом задании слова пронумерованы: 1, 2, 3, 4, 5. Номер «лишнего» слова и надо записать в пустой клеточке под номером соответствующего задания. Работать следует быстро. Время выполнения заданий ограничено. Если ошиблись, можно исправить.

ВТОРАЯ ЗАГАДКА АМТХАУЭРА

ДЛЯ СОЮЗА "ЧЕЛОВЕК"

1. 1) писать; 2) рубить; 3) ковать; 4) шить; 5) читать.

2. 1) скоро; 2) вскоре; 3) в скором времени; 4) завтра; 5) сейчас.

3. 1) клиент; 2) компаньон; 3) подзащитный; 4) покупатель; 5) пациент.

4. 1) существенный; 2) примечательный; 3) важный; 4) характерный; 5) типичный.

5. 1) различный; 2) отличающийся; 3) иной; 4) неодинаковый; 5) измененный.

6. 1) туманный; 2) морозный; 3) ветреный; 4) хмурый; 5) дождливый.

7. 1) разговор; 2) доклад; 3) дискуссия; 4) конференция; 5) совещание.

ДЛЯ СОЮЗА "ГЕРОЙ"

1. 1) перелистывать; 2) повернуть; 3) перевернуть; 4) переворачивать; 5) обходить.

2. 1) нервный; 2) трепещущий; 3) беспокойный; 4) возбужденный; 5) неуверенный.

3. 1) лепить; 2) ломать; 3) гнуть; 4) тянуть; 5) растягивать.

4. 1) пересматривать; 2) предусмотреть; 3) выглядеть; 4) обозревать; 5) посмотреть.

5. 1) полный; 2) массивный; 3) толстый; 4) дородный; 5) большой.

6. 1) похожий; 2) одинаковый; 3) идентичный; 4) близкий; 5) совпадающий.

7. 1) стабильный; 2) непрерывный; 3) постоянный; 4) устойчивый; 5) константный.

ДЛЯ СОЮЗА "СУПЕРГЕРОЙ

1. 1) подать; 2) вручать; 3) давать; 4) преподносить; 5) присвоить.

2. 1) лифт; 2) лестница; 3) вертолет; 4) стремянка; 5) парашют.

3. 1) общительный; 2) доброжелательный; 3) дипломатичный; 4) разговорчивый; 5) вежливый.

4. 1) миграция; 2) движение; 3) развитие; 4) переселение; 5) изменение.

5. 1) новатор; 2) изобретатель; 3) рационализатор; 4) первопроходец; 5) передовик.

6. 1) распространенный; 2) типичный; 3) привычный; 4) простой; 5) обыденный.

7. 1) дипломатично; 2) обдуманно; 3) тактично; 4) внимательно; 5) искусно.

Ключ к второй загадке

(одинаков для загадок всех союзов)

Номера заданий 1 2 3 4 5 6 7
Правильные ответы 5 5 2 3 5 4 2

Ведущий. Пришло время третьей загадки. В каждом задании будет по шесть слов. Вам нужно выбрать два таких слова, которые можно объединить, так как они однородны, относятся к одной классификационной группе, могут быть подведены под одно, более общее понятие. Между словами не должно быть никаких других связей, например функциональных, причинно-следственных и пр.

Пример 1: 1) нож; 2) яблоко; 3) газета; 4) хлеб; 5) сигара; 6) браслет. Ответ: 2, 4 (яблоко и хлеб).

Слова «яблоко» и «хлеб» однородны, относятся к одной группе «продукты питания», между собой никак не связаны. Нельзя, например, выбрать «нож» и «хлеб», так как эти слова связаны функционально (ножом режут хлеб), но не являются однородными, так как к общей группе их не отнести.

Пример 2: 1) трава; 2) рожь; 3) пирог; 4) мука; 5) пшеница; 6) дерево. Ответ: 2, 5 (рожь, пшеница).

Слова «рожь» и «пшеница» однородны, относятся к одной классификационной группе «зерновые растения», между собой никак не связаны. Нельзя, например, выбрать слова «мука» и «пирог», так как эти слова связаны функционально (из муки пекут пирог), но ни в какую общую классификационную группу не входят. Также не являются ответом слова «трава» и «дерево», хотя они не связаны между собой и входят в одну классификационную группу «растения». Дело в том, что и рожь, и пшеница тоже растения, и получается, что в выделенную группу попадает четыре слова, а не два, как требуется. Всегда надо искать такую классификационную группу, чтобы в нее попадало только два слова.

Номера выбранных вами двух слов нужно записывать через запятую в одну клеточку в табличке III (см. № 18) под номером соответствующего задания. Если ошиблись, можно исправить.

ТРЕТЬЯ ЗАГАДКА АМТХАУЭРА

ДЛЯ СОЮЗА "ЧЕЛОВЕК"

1. 1) квартира; 2) улица; 3) парк; 4) дворец; 5) фонтан; 6) дом.

2. 1) корень; 2) дуб; 3) роза; 4) лес; 5) листва; 6) тюльпан.

3. 1) дельфин; 2) корабль; 3) море; 4) песок; 5) водоросль; 6) медуза.

4. 1) мастерская; 2) стадион; 3) магазин; 4) ресторан; 5) школа; 6) ателье.

5. 1) автомобиль; 2) финиш; 3) асфальт; 4) старт; 5) шины; 6) трек.

6. 1) губная помада; 2) золото; 3) часы; 4) сережки; 5) браслет; 6) маятник.

7. 1) электрический; 2) жидкий; 3) горючий; 4) газообразный; 5) пенистый; 6) стабильный.

ДЛЯ СОЮЗА "ГЕРОЙ"

1. 1) гребля; 2) метание копья; 3) верховая езда; 4) футбол; 5) борьба; 6) хоккей.

2. 1) аэропорт; 2) чемодан; 3) самолет; 4) стюардесса; 5) проездной билет; 6) железнодорожный вагон.

3. 1) пиво; 2) крышка; 3) молоко; 4) закусочная; 5) хмель; 6) кружка.

4. 1) простой; 2) простодушный; 3) одинокий; 4) молчаливый; 5) приятный; 6) несложный.

5. 1) платежная ведомость; 2) акция; 3) вексель; 4) облигация; 5) квитанция; 6) сберегательная книжка.

6. 1) гостиная; 2) елка; 3) выключатель; 4) свеча; 5) торшер; 6) телефон.

7. 1) дальность видимости; 2) фотоаппарат; 3) бумага; 4) полевой бинокль; 5) объектив; 6) снимок.

ДЛЯ СОЮЗА "СУПЕРГЕРОЙ

1. 1) зима; 2) карманные часы; 3) лед; 4) чулок; 5) автомобиль; 6) шапка.

2. 1) банка; 2) петля для пуговицы; 3) пробка; 4) узел; 5) колесо; 6) крышка.

3. 1) фехтовальщик; 2) специалист; 3) альпинист; 4) практикант; 5) секретарша; 6) лейтенант.

4. 1) строить; 2) щипать; 3) сожалеть; 4) мерзнуть; 5) оставаться; 6) сочинять музыку.

5. 1) дом; 2) силосная башня; 3) зал; 4) сейф; 5) корабль; 6) мастерская.

6. 1) бедность; 2) опасность; 3) болезнь; 4) голод; 5) жажда; 6) страх.

7. 1) прикосновение; 2) аромат; 3) нос; 4) вкус; 5) раздражение; 6) духи.

Ключ к третьей загадке

(одинаков для загадок всех союзов)

Номера заданий 1 2 3 4 5 6 7
Правильные ответы 4,6 3,6 1,3 1,6 2,4 4,5 2,4

Ведущий. Представители союзов! Время вышло. Избранные, вас ждут в Совете.

Представители союзов сдают карточки в Совет старейшин. С помощью ключей подсчитываются результаты. В зависимости от набранных баллов за 2-й конкурс Совет старейшин выдает союзам кусочки карты.

5 этап. Проект «Мой будущий мир»

Ведущий. Совет старейшин колеблется: достойны ли вы жить. У вас есть шанс доказать это. Совет хочет увидеть ваш будущий мир. Пусть каждый из союзов разработает проект «Мой будущий мир». При этом надо вспомнить ключевые слова, которые были расшифрованы вами на третьем этапе игры. Их необходимо использовать при разработке проекта.

В течение двадцати минут участники готовят свой проект, а затем представляют его Совету старейшин, который оценивает проекты в соответствии с приведенной выше системой критериев. Затем по итогам 3-го конкурса выдаются кусочки карты.

Ведущий. У вас в руках кусочки карты. Настало время собрать ее.

Звучит музыка. Участники игры из всех трех союзов, объединившись, собирают карту мира. Здесь возможны два варианта продолжения игры.

Первый вариант: карта собрана не полностью (не хватает кусочков).

Второй вариант: карта собрана.

В первом случае ведущий заявляет: Карты нет! Готовьтесь к уничтожению! Вы хотите что-нибудь сказать?.. (От участников звучит просьба о сохранении мира и предоставлении возможности получить еще один шанс). Вы не убедили Совет. Докажите все вместе, что ваш мир имеет право на существование и карта мира будет собрана!

Участники готовят проект в защиту своего мира. Совет старейшин выдает недостающие кусочки карты мира.

Во втором случае сразу происходит переход к завершающему этапу игры.

6 этап. Завершение игры

Ведущий. Итак, карта собрана. Вы доказали свое право на жизнь. Живите в этом мире! И делайте его лучше! Совету старейшин есть что сказать вам.

Представитель Совета старейшин вручает представителям всех союзов Доверенность на владение миром.

Доверенность на владение миром

Настоящая доверенность выдана в городе__________ ____________________области «___» ________ 200_ года.

Совет старейшин, именуемый в дальнейшем доверитель, действующий на основании правил, настоящей доверенностью уполномочивает Союз управлять Миром по своему усмотрению, не нанося ущерба другим мирам.

Доверенность выдана сроком на 1 год.

Полномочия по настоящей доверенности могут быть переданы другим мирам.

Подписи: ____________________

____________________

____________________

Затем отличившиеся участники игры награждаются индивидуальными грамотами примерно следующего содержания:

Уважаемый ________________________________________

Поздравляем с тем, что ты остался жив.

Твой результат совсем неплохой, но еще есть над чем работать.

В игре ты проявил мужество и упорство, волю к победе, хорошие интеллектуальные способности.

или

Уважаемый ________________________________________

Поздравляем с тем, что ты остался жив.

Ты — лучший!

В игре ты проявил мужество и упорство, волю к победе, незаурядные интеллектуальные способности.

Гаснет свет. Участники Совета старейшин и хранители уходят или снимают атрибутику. Постепенно свет включается.

Происходит обсуждение игры.

В заключение участников просят заполнить специальные анкеты.

Анкета участника игры

Спасибо большое за участие. Нам очень важно ваше мнение об игре:

1. Оцените полезность игры для вас лично (обведите цифру)

1  2  3  4  5  6  7  8  9 1 0

2. Что больше всего понравилось___________________

3. Что не понравилось_____________________________

4. Что было трудным _____________________________

5. Что было важным, значимым_____________________

6. Что нового о себе узнал _________________________

7. Как ты думаешь, для чего нужна эта игра __________

8. Как она может
помочь при подготовке к экзамену___________________

Подпись____________________

Группа педагогов-психологов
под руководством Л.М. КУЗНЕЦОВОЙ,
г. Череповец, Вологодская область
ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. — СПб.: Питер, 2002.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.

3. Вайнер М.Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. — 2004. — №1 .

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.

5. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. — М.: ЦГЛ, 2002.

6. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. Петрусинского В.В. — М.: Новая школа, 1994.

7. Кларк Мустакас. Игровая терапия.— СПб.: Речь, 2000.

8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия — искусство отношений. — М.: МПА, 1994.

9. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии // Игровое моделирование. Методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1989.

10. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. — М.: Академия, 2003.

11. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976.

12. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. — СПб.: ГП «Иматон», 2002.

13. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах. — СПб.: ГП «Иматон», 2002.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.