Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2005


ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

ОТКУДА БЕРЕТСЯ
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ?

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения. Существует мнение, что в пятых классах число детей с высоким уровнем тревожности несколько выше, чем в других классах школы, и связан этот факт с особенностями переходного периода из начальной школы в основную.

Возможно, ответ на вопрос, заданный в заголовке, кому-то давно известен, и ответ лежит на поверхности: школьная тревожность «берется» из школы. Мой интерес к этому вопросу появился не сразу и не случайно, а изучение его на протяжении нескольких лет привело к интересным результатам, которые я хочу представить в этой статье.

Некоторое время назад (лет 5–6) мы обследовали пятиклассников в период адаптации к средней школе, используя «Тест школьной тревожности» (Филлипса). Нам, психологам, да и новым учителям и администрации было важно знать, кто из учеников испытывает наибольший стресс и нуждается в помощи. Тест действительно позволяет определить, кто из детей испытывает стрессы в разных школьных ситуациях.

Напомню, что это:

1 — общая тревожность в школе,
2 — переживание социального стресса,
3 — фрустрация потребности в достижении успеха,
4 — страх самовыражения,
5 — страх ситуации проверки знаний,
6 — страх несоответствия ожиданиям окружающих,
7 — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,
8 — проблемы и страхи в отношениях с учителем.

Мы получали почти одну и ту же кривую на диаграмме по восьми факторам в течение трех лет и предполагали, что высокий уровень тревожности по некоторым параметрам связан именно с переходом в среднее звено школы.

Однако обследование учеников в 6-м классе показало, что «тревожный» процент практически не изменяется. Изучение школьной тревожности у девятиклассников дало практически такую же кривую: повышенный уровень тревожности всегда проявляется по параметрам: «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих», «страхи в отношениях с учителем».

Правда, в последние три года наметилась тенденция к снижению уровня школьной тревожности у пятиклассников по всем восьми параметрам.

Не стану оспаривать заслуг современной школы, содействующей сбережению здоровья учащихся. И все же складывается впечатление, что на наших глазах формируется новое поколение: с лучшими адаптивными механизмами, с иными ценностями и чем-то еще, что помогает им испытывать меньшую тревожность в школе. Особенно значительный прогресс происходит во взаимоотношениях с учителями. Хотя очевидно и без теста, что дети перестают «бояться» преподавателей, и эта смелость, — простите за эмоцию — к сожалению, нередко граничит с пренебрежением.

Не получив ответа на свой вопрос, откуда берется школьная тревожность, действительно ли она постепенно нарастает и связана особенно с переходом в 5-й класс, я решила проверить, с какими показателями ученики выходят из стен начальной школы, и провела тест среди учеников 4-х классов, чтобы иметь возможность сравнить с результатами через год, когда они будут учиться в 5-м классе.

Оказалось, что четвероклассники, независимо от того, в какой системе они обучаются, у какого учителя, в той или иной степени испытывают тревогу по одним и тем же параметрам: «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих».

Следующим шагом в исследовании явилось изучение школьной тревожности во 2-м и 3-м классах. Оговорюсь, что формулировки теста, конечно, пришлось упрощать и разъяснять. Тем не менее интерес к результатам был так велик, что усилия того стоили. Я намеренно проводила диагностику в классах, где были неравные условия обучения: оценочная и безоценочная, традиционная и экспериментальные системы обучения, стиль учителя «демократичный» — «авторитарный», разный возраст и пол учителей. Я обнаружила некоторые отличия в проявлении школьной тревожности, однако достоверно не смею утверждать, с чем именно эти различия связаны. Так, к примеру, учитель П. — очень мягкий человек, четыре года назад 29% ее выпускников испытывали «страхи в отношениях с учителем». Сейчас у нее новый класс, где данный показатель равняется нулю.

Полагаю, что школьная тревожность зависит от множества других факторов. Это и уровень личностной тревожности, и стиль взаимоотношений в семье, и ценностные установки самого ребенка. Все эти факторы потребовали бы дополнительного, более глубокого исследования. С большой долей уверенности говорить о той или иной зависимости мы могли бы, только поместив детей одного класса в условия другого, проведя затем диагностику и сопоставив результаты. Конечно, в реальной жизни невозможно прожить дважды один и тот же отрезок времени, поэтому оставлю гипотетические рассуждения на тему «А что было бы, если бы...» и вернусь к основной теме.

Итак, независимо от наличия всех вышеупомянутых факторов ведущими в проявлении тревожности остаются всё те же три параметра: «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих».

Как видно, уже у второклассников проявляются характерные страхи. Причем у них «страх несоответствия ожиданиям окружающих» значительно выше, чем у учеников 3-х и 4-х классов. Кажется, школьная тревожность формируется не только в школе, но и за ее пределами. Или, может быть, еще до школы?

Оставался один главный вопрос, с которого, собственно, и начался поиск: как выявить учеников, испытывающих наибольшее напряжение именно в связи с переходом в 5-й класс. Хотелось иметь под рукой методику, позволяющую сделать это быстро и объективно. Просмотрев несколько различных методик («Шкала самооценки» Спилбергера, «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им. Бехтерева), я решила на их основе создать экспресс-методику, которая была успешно мною использована и прилагается к моим размышлениям. Возможно, кому-то из практических психологов она сослужит добрую службу, а может быть, кто-то применяет другие, интересные, удобные и информативные методики и захочет поделиться своим опытом.

В январе проводилась повторная диагностика в одном из 5-х классов, так как в период адаптации в указанном классе было самое большое количество детей с высокой тревожностью. Была дана информация учителям, группа учеников посещала занятия с психологом, направленные на повышение самооценки и развитие коммуникативных навыков.

В диагностике приняли участие 25 человек.

Обследование показало, что уровень тревожности по сравнению с результатами октября заметно снизился у 52% учеников, в то же время 11 человек испытывают повышенную тревожность.

Необходимо учитывать эти данные в работе с учащимися, поскольку нормальная тревожность мобилизует психическую деятельность, а повышенная оказывает противоположное воздействие, препятствуя нормальным взаимоотношениям и обучению.

Оксана ХМЕЛЬНИЦКАЯ,
педагог-психолог,
лицей № 9 им. А.С. Пушкина,
г. Зеленодольск, Республика Татарстан

 


ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА

ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.

Оценка уровня тревожности:

1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.