ОТКУДА БЕРЕТСЯ
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Одной из главных целей школьного
образования является создание и поддержание
психологических условий, обеспечивающих
полноценное психическое и личностное развитие
каждого ребенка. Большое значение для развития
личности имеет психическое здоровье, то есть
состояние душевного, физического и социального
благополучия. Если человек находится в ситуации
дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется
эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает
тревожность как ответную реакцию на стрессовую
ситуацию. Устойчивая тревожность порождает
вегетативные, неврозоподобные и психические
нарушения. Существует мнение, что в пятых классах
число детей с высоким уровнем тревожности
несколько выше, чем в других классах школы, и
связан этот факт с особенностями переходного
периода из начальной школы в основную.
Возможно,
ответ на вопрос, заданный в заголовке, кому-то
давно известен, и ответ лежит на поверхности:
школьная тревожность «берется» из школы. Мой
интерес к этому вопросу появился не сразу и не
случайно, а изучение его на протяжении
нескольких лет привело к интересным результатам,
которые я хочу представить в этой статье.
Некоторое время назад (лет 5–6) мы обследовали
пятиклассников в период адаптации к средней
школе, используя «Тест школьной тревожности»
(Филлипса). Нам, психологам, да и новым учителям и
администрации было важно знать, кто из учеников
испытывает наибольший стресс и нуждается в
помощи. Тест действительно позволяет определить,
кто из детей испытывает стрессы в разных
школьных ситуациях.
Напомню, что это:
1 — общая тревожность в школе,
2 — переживание социального стресса,
3 — фрустрация потребности в достижении успеха,
4 — страх самовыражения,
5 — страх ситуации проверки знаний,
6 — страх несоответствия ожиданиям окружающих,
7 — низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу,
8 — проблемы и страхи в отношениях с учителем.
Мы получали почти одну и ту же кривую на
диаграмме по восьми факторам в течение трех лет и
предполагали, что высокий уровень тревожности по
некоторым параметрам связан именно с переходом в
среднее звено школы.
Однако обследование учеников в 6-м классе
показало, что «тревожный» процент практически не
изменяется. Изучение школьной тревожности у
девятиклассников дало практически такую же
кривую: повышенный уровень тревожности всегда
проявляется по параметрам: «страх ситуации
проверки знаний», «страх самовыражения», «страх
несоответствия ожиданиям окружающих», «страхи в
отношениях с учителем».
Правда, в последние три года наметилась
тенденция к снижению уровня школьной
тревожности у пятиклассников по всем восьми
параметрам.
Не стану оспаривать заслуг современной школы,
содействующей сбережению здоровья учащихся. И
все же складывается впечатление, что на наших
глазах формируется новое поколение: с лучшими
адаптивными механизмами, с иными ценностями и
чем-то еще, что помогает им испытывать меньшую
тревожность в школе. Особенно значительный
прогресс происходит во взаимоотношениях с
учителями. Хотя очевидно и без теста, что дети
перестают «бояться» преподавателей, и эта
смелость, — простите за эмоцию — к сожалению,
нередко граничит с пренебрежением.
Не получив ответа на свой вопрос, откуда
берется школьная тревожность, действительно ли
она постепенно нарастает и связана особенно с
переходом в 5-й класс, я решила проверить, с какими
показателями ученики выходят из стен начальной
школы, и провела тест среди учеников 4-х классов,
чтобы иметь возможность сравнить с результатами
через год, когда они будут учиться в 5-м классе.
Оказалось, что четвероклассники, независимо от
того, в какой системе они обучаются, у какого
учителя, в той или иной степени испытывают
тревогу по одним и тем же параметрам: «страх
ситуации проверки знаний», «страх
самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям
окружающих».
Следующим шагом в исследовании явилось
изучение школьной тревожности во 2-м и 3-м классах.
Оговорюсь, что формулировки теста, конечно,
пришлось упрощать и разъяснять. Тем не менее
интерес к результатам был так велик, что усилия
того стоили. Я намеренно проводила диагностику в
классах, где были неравные условия обучения:
оценочная и безоценочная, традиционная и
экспериментальные системы обучения, стиль
учителя «демократичный» — «авторитарный»,
разный возраст и пол учителей. Я обнаружила
некоторые отличия в проявлении школьной
тревожности, однако достоверно не смею
утверждать, с чем именно эти различия
связаны. Так, к примеру, учитель П. — очень мягкий
человек, четыре года назад 29% ее выпускников
испытывали «страхи в отношениях с учителем».
Сейчас у нее новый класс, где данный показатель
равняется нулю.
Полагаю, что школьная тревожность зависит от
множества других факторов. Это и уровень
личностной тревожности, и стиль взаимоотношений
в семье, и ценностные установки самого ребенка.
Все эти факторы потребовали бы дополнительного,
более глубокого исследования. С большой долей
уверенности говорить о той или иной зависимости
мы могли бы, только поместив детей одного класса
в условия другого, проведя затем диагностику и
сопоставив результаты. Конечно, в реальной жизни
невозможно прожить дважды один и тот же отрезок
времени, поэтому оставлю гипотетические
рассуждения на тему «А что было бы, если бы...» и
вернусь к основной теме.
Итак, независимо от наличия всех
вышеупомянутых факторов ведущими в проявлении
тревожности остаются всё те же три параметра:
«страх ситуации проверки знаний», «страх
самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям
окружающих».
Как видно, уже у второклассников проявляются
характерные страхи. Причем у них «страх
несоответствия ожиданиям окружающих»
значительно выше, чем у учеников 3-х и 4-х классов.
Кажется, школьная тревожность формируется не
только в школе, но и за ее пределами. Или, может
быть, еще до школы?
Оставался один главный вопрос, с которого,
собственно, и начался поиск: как выявить
учеников, испытывающих наибольшее напряжение
именно в связи с переходом в 5-й класс.
Хотелось иметь под рукой методику, позволяющую
сделать это быстро и объективно. Просмотрев
несколько различных методик («Шкала самооценки»
Спилбергера, «Личностная шкала проявлений
тревоги» Тейлор, «Шкала депрессии» НИИ им.
Бехтерева), я решила на их основе создать
экспресс-методику, которая была успешно мною
использована и прилагается к моим размышлениям.
Возможно, кому-то из практических психологов она
сослужит добрую службу, а может быть, кто-то
применяет другие, интересные, удобные и
информативные методики и захочет поделиться
своим опытом.
В январе проводилась повторная диагностика в
одном из 5-х классов, так как в период адаптации в
указанном классе было самое большое количество
детей с высокой тревожностью. Была дана
информация учителям, группа учеников посещала
занятия с психологом, направленные на повышение
самооценки и развитие коммуникативных навыков.
В диагностике приняли участие 25 человек.
Обследование показало, что уровень тревожности
по сравнению с результатами октября заметно
снизился у 52% учеников, в то же время 11 человек
испытывают повышенную тревожность.
Необходимо учитывать эти данные в работе с
учащимися, поскольку нормальная тревожность
мобилизует психическую деятельность, а
повышенная оказывает противоположное
воздействие, препятствуя нормальным
взаимоотношениям и обучению.
Оксана ХМЕЛЬНИЦКАЯ,
педагог-психолог,
лицей № 9 им. А.С. Пушкина,
г. Зеленодольск, Республика Татарстан
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА
ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У
ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Детям предлагается оценить изменения в своем
самочувствии, произошедшие в последнее время.
Положительное утверждение принимается только в
том случае, если произошло изменение. Например,
ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше
устает сейчас, в этом случае ответ будет
отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует
начинать с фразы «В последнее время…»
1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых
ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились
головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да,
нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да,
нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да,
нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да,
нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние
учителя (да, нет).
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на
вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы
— 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень. |