КАК НАЛАДИТЬ КОНТАКТ
Из опыта практического психолога
В
этой статье я предлагаю анализ феномена
идентификации игрового психотерапевта с
клиентом. Моя цель — привлечь внимание к
обсуждению идентификации как центрального
средства в понимании психики, в наибольшей
степени соответствующего субъективной природе
психических явлений. Процесс идентификации
позволяет преодолеть ограниченность
собственного опыта.
Приведу пример применения метода идентификации
в работе с ребенком.
ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ
Ко мне обратилась учительница первоклассника.
назовем его Дима. Ее беспокоило поведение
мальчика, который на протяжении трех месяцев
учебы ни с кем в классе не разговаривал, закрывал
лицо руками или прятался под парту, когда
кто-нибудь приближался к нему и хотел поговорить.
Учительница не могла понять, как он воспринимает
учебный материал, и наладить контакт с ним.
Наблюдения и попытки наладить общение показали,
что Дима избегает общения с незнакомыми людьми.
Мать мальчика подтвердила, что ребенок не
говорит с чужими, тогда как много болтает с нею и
с сестренками. Она рассказала, что ребенок часто
оставался один дома и она запрещала ему впускать
чужих и разговаривать с ними, объясняя такую
осторожность тем, что незнакомые люди могут
причинить ему зло. Я приняла решение заняться с
ним игровой терапией.
Первоначально Дима вставал у входной двери и
практически не двигался. На мое предложение
играть, как ему хочется, с любыми игрушками, не
реагировал. Подобное поведение продолжалось на
протяжении первых двух занятий. Я оказалась в
трудной ситуации: как войти в контакт, если
ребенок не двигается и не говорит? Временами я
ощущала, что поведение ребенка меня утомляет,
вызывает у меня самой тревогу и дискомфорт. Я
фиксировала в сознании негативное отношение к
поведению Димы, убеждала себя, что уникальность
ребенка достойна уважения, потенциал развития и
жизненные силы мальчика помогут ему преодолеть
барьер в общении, а мне нужно создать условия для
развития, и прежде всего понять и принять Диму
таким, какой он есть.
Из описания первой стадии общения видны
условия входа в идентификацию. Изначально это
трудности во взаимодействии: я хочу общаться с
ребенком в игровом пространстве, а ребенок не
идет на привычный для меня контакт, и согласовать
условия взаимодействия, проще сказать —
договориться, не удается. Вторым условием
является открытость со стороны терапевта: в
данном случае — это способность фиксировать
свои состояния, не способствующие пониманию,
например, негативную оценку замкнутости ребенка.
Третье условие — самоопределение в процессе
понимания состояния ребенка.
Я замечала, что моя внутренняя борьба мотивов —
организовать общение приемлемым способом, с
активными действиями и коммуникацией, или понять
поведение ребенка — вызывала настороженность во
взгляде Димы. В результате, преодолев свою
негативную оценку поведения мальчика, я
сосредоточилась на идентификации с ребенком. Я
стала меньше говорить с ним, общаться взглядом,
меньше двигаться, оставаясь при этом
ненапряженной, не испытывая дискомфорта. По
мелким движениям, мимике, взглядам я старалась
уловить силу энергетического напряжения эмоций
мальчика. Я ощущала, как приближаюсь к его
энергетике, ритмам. Возникало мое особое видение
ребенка. Переживая по-своему и, как мне казалось,
очень сходно с Димой, я уже не могла это «свое»
отвергнуть.
Его взгляды в мою сторону стали более
продолжительными, в отличие от настороженных
вначале, когда я оценивала его поведение. Для
себя я приобрела опыт невербального общения.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ
Таким образом я перешла к первым этапам
идентификации, заключающимся в имитации внешних
проявлений ребенка. Я постепенно воссоздавала
собственными ресурсами сходное с переживаниями
мальчика психическое состояние. Реакции Димы на
мои попытки «жить по-другому» можно
рассматривать как функцию контроля в
идентификации. Более открытые и
доброжелательные взгляды со стороны ребенка в
этом случае могут рассматриваться как
подтверждение правильности идентификации.
Я считаю, что мои усилия по идентификации с
Димой оказались решающими: он смог перейти к
нетипичным для него проявлениям в общении с
незнакомым человеком. Этому способствовало
также возникшее у него в результате нашего
общения чувство безопасности. Затем, очень
постепенно, с постоянным «вчувствованием» с моей
стороны, он позволил себе сначала играться
собственными пальцами в моем присутствии, потом
с машинкой у себя в кармане, то есть перешел к
более разнообразным и открытым действиям, но
пока не вступал в коммуникативное пространство.
Для начала Дима ограничился более
разнообразными невербальными ресурсами общения.
И уже на четвертом занятии, когда долго и с явным
интересом рассматривал танк, в нерешительности
глядя на меня, я сказала: «Тебе хочется поиграть с
ним, но ты не решаешься, я думаю, что ты с ним
можешь поиграть». При этом мои слова я
сопроводила улавливаемым в поведении Димы
напряжением нереализуемой потребности.
Дима приблизился к танку и начал с ним играть.
Потом еще много раз мне приходилось помогать ему
преодолевать скованность и нерешительность в
ситуации, когда он хотел поиграть в моем
присутствии. По прошествии некоторого времени он
проявил свою потребность разговаривать сначала
со мной, а потом с учительницей и детьми.
А начались наши беседы с тихого «алло» по
игрушечному телефону, после чего Дима поспешно
положил трубку. Снова я отразила ему то
состояние, когда хочется пообщаться, но
одновременно боязно, и ты не уверен, что у тебя
что-то получится. Потом он сам осуществлял выбор
и говорил: «Я хочу рисовать», «Я буду
конструировать», «Давай поболтаем по телефону».
КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Хочется остановиться на одном
кульминационном моменте игротерапевтического
процесса. После игры со старушкой, которая в
Диминой режиссуре суетливо и с паническим ужасом
пыталась убежать от наезжавшей на нее машинки,
Дима рассказал о смерти своей любимой сестренки,
которая трагически погибла пол колесами машины.
Он говорил о возникающем чувстве страха при
посещении могилы сестры, рассказывал, что видел в
ветках сосен, шумящих над могилой, темное,
бестелесное, как тень, с длинными и цепкими
руками, чудовище, которое забирает детей к себе
навсегда и которое никто не может остановить.
Каждый раз, когда Дима приходил к сестренке, он
испытывал страх.
Я представила себе мальчика, неподвижно
стоящего рядом с матерью, боящегося
пошевелиться, и вершины сосен, в которых кроется
всесильное существо. Это чудовище реально
существовало в сознании ребенка и угадывалось им
в качании веток. Меня охватывали мимолетный ужас
и растерянность. В определенный момент Дима стал
сопереживать мне. Страх, который был виден в его
широко раскрытых глазах, исчез. Он приободрился и
стал успокаивать меня, а заодно и себя, что это
чудовище не должно его забрать и оно редко
забирает детей. Он решил, что это просто смерть, а
так как он еще маленький, он не должен умереть.
Потом еще на протяжении нескольких занятий мы
говорили о Боге, о злых и добрых людях. Ребенок
смог преодолеть страх перед чужими людьми, хотя в
общении с ними и сохранял известную долю
застенчивости.
В приведенном примере идентификации с чувством
страха у ребенка очень показательно, что
идентифицирующийся отвечает не за правомерность
состояний (то есть губительны или полезны они для
человека), а лишь за полноту и точность их
воссоздания. Так, образ чудовища важен не с точки
зрения существования этого явления в
действительности, а для понимания субъективной
жизни ребенка. Причем идентифицирующийся,
демонстрируя свою версию понимания состояния
человека, дает возможность этому человеку
взглянуть на свое состояние со стороны.
ВСТРЕЧА С САМИМ СОБОЙ
Осознание своих эмоций, потребностей,
переживаний и действий открывает путь к
управлению ими и освобождению от их незримой
власти. Этот процесс по-настоящему терапевтичен.
Ребенок, увидев себя со стороны в ситуации страха
смерти, овладел гнетущим его состоянием,
расщепил его на сознательную и ощущаемую части и
таким образом ослабил власть страха над собой.
Процесс идентификации стимулирует самосознание,
и мотивационные процессы становятся
осознанными.
Начать управлять собственными психическими
состояниями не просто, путь лежит через общение с
терапевтом и трансляцию им клиенту мысли о том,
что быть самим собой безопасно. Таким образом
происходит процесс аккумуляции душевных сил для
встречи с самыми пугающими уголками собственной
души. В результате идентификации мы имеем новое
знание о человеке, определяем для себя образ
клиента.
В моем случае изначальная версия понимания
ребенка как просто замкнутого и чересчур
стеснительного не давала ответа на вопрос: а как
включить его в общение? В процессе идентификации
вскрылись основания его поведения, причины его
страха. И это была не умозрительная, а доказанная
в проживании психотерапевтом версия понимания
поведения ребенка. Версия была подтверждена
самим ребенком, и таким подтверждением стали
появление искреннего интереса к происходящему,
открытость Димы и конструктивные изменения в его
поведении.
Людмила КАСАТКИНА,
педагог-психолог,
школа № 2, пос.Воротынск,
Калужская обл.
leda@kaluga.ru
|