ПРЕДШКОЛЬНОЕ ИЛИ ДОШКОЛЬНОЕ?
Пожалуй, ни одно из направлений
реформы российского образования не вызвало
столь бурной реакции в сообществе психологов,
как идея предшкольного образования, появившаяся
на свет в кабинетах Министерства образования и
науки РФ.
Напомню, что в проекте «О приоритетных
направлениях развития образовательной системы
Российской Федерации» есть параграф 3.3, где
говорится: для обеспечения одинаковых стартовых
возможностей детей из разных социальных групп и
слоев населения целесообразно «создание условий
для массового образования детей старшего
дошкольного возраста («предшкольное
образование»)», которое будет ориентировано на
«формирование успешности ребенка, развитие его
индивидуальных способностей».
При этом «предшкольное образование» не носит
обязательного характера и может быть
рекомендовано гражданам как эффективный способ
выравнивания стартовых возможностей детей,
идущих в первый класс начальной школы. В основе
его «должны лежать игровые формы и методы
обучения. При соблюдении соответствующих
условий занятия целесообразно проводить на базе
сети учреждений дошкольного образования, с
использованием возможностей
общеобразовательных учреждений, учреждений
дополнительного образования и пр.».
Повод для беспокойства
На первый взгляд все сказанное в документе не
должно вызвать бурного несогласия. Тем не менее
привыкшие к тому, что у нас благими пожеланиями
вымощена дорога известно куда, работники
отечественного образования не на шутку
обеспокоились. На страницах профессиональных
изданий, в Интернете (не говоря уже о различных
совещаниях и семинарах) с критикой в адрес
нововведения в едином строю выступили ученые,
практики и управленцы. Волнение это, на мой
взгляд, вполне обоснованно.
|
И.И. Калина
|
Начнем с того, что не вызывают особого
доверия уже первые шаги реформы образования.
Кроме того, всем памятна потерпевшая неудачу
попытка массового обучения детей пятилетнего
возраста. Смущает и стойкое стремление родителей
к раннему обучению своих чад чтению и письму,
вызванное во многом жестким отбором в престижные
школы. К сожалению, ни к чему кроме ухудшения
здоровья и потерь учебной мотивации это, как
правило, не приводит.
Да и большинство из «выпускников» детских
садов приходят в первый класс с навыками чтения и
счета. Но при этом у 35–40% из них не развита мелкая
моторика, у 60% — устная речь. У 70% первоклашек не
сформированы навыки организации
самостоятельной деятельности. Основная причина
этого — отсутствие единых правил подготовки
детей к началу обучения.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Ру-диван.РУ" в Москве. Большой выбор диванов - для кухни, для офиса, выкатные диваны, детские диваны-игрушки, угловые, модульные, универсальные, нераскладные, а также софы, тахты и кушетки, кресла, кресла-кровати, пуфы. Высокое качество, только проверенные производители, низкие цены, распродажа мебели со склада. Переходите на сайт магазина https://www.ru-divan.ru - диваны на любой вкус!
Наученная горьким опытом введения ЕГЭ (не
вызвавшего в свое время должного отпора со
стороны ученых и практиков), психологическая и
педагогическая общественность на этот раз
решила активно вмешаться в процесс
законотворчества. 7 июня состоялось заседание
Дискуссионного клуба Федерации психологов
образования России «Предшкольная подготовка:
возможности и проблемы». Его участники (среди
которых были ведущие специалисты: педагоги,
психологи, физиологи, социологи, представители
органов управления образованием) пришли к
мнению, что система дошкольного образования в
России переживает серьезный кризис, внешним
проявлением которого является резкое сокращение
числа детских образовательных учреждений по
всей стране. Сейчас детские сады посещают 57,6%
детей. Специалистов настораживает тот факт, что в
течение последних 10 лет этот показатель
продолжает неуклонно снижаться (к примеру, в 1995
году дошкольным образованием было охвачено 64%
детей).
В представленном проекте настороженное
отношение специалистов вызвала, прежде всего,
сама формулировка основной цели предшкольного
образования: «выравнивание стартовых
возможностей» будущих школьников. По мнению
участников дискуссии, она требует уточнений,
поскольку допускает различные (часто
противоположные) толкования.
Участники дискуссии говорили о
нецелесообразности создания еще одного
специального образовательного учреждения —
«предшколы», нацеленной на быструю подготовку
детей к началу обучения. Правильнее (по мнению
большинства выступавших) говорить о разработке
эффективной системы дошкольного образования
детей 5–7 лет. Для этого необходим целый ряд
шагов, включающий комплексный анализ
существующих образовательных программ,
исследование причин неуспешности детей в
начальной школе, мониторинг состояния здоровья
детей, разработку образовательных программ для
подготовки и переподготовки специалистов для
работы с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста.
Второе серьезное обсуждение проекта
предшкольного образования было организовано
издательским домом «Первое сентября». Кроме
ведущих специалистов, ученых и управленцев на
этом мероприятии (которое прошло 5 сентября)
присутствовали учителя, воспитатели, родители,
ну и конечно, журналисты ряда газет нашего
издательского дома.
Тональность обсуждения задал А.С.Соловейчик,
главный редактор издательского дома «Первое
сентября», который во вступительном слове
сориентировал участников на отстаивание
интересов простых педагогов и воспитателей,
которым, в конечном счете, и предстоит
реализовать все начинания. Основными
действующими лицами обсуждения стали И.И.Калина
(директор Департамента по государственной
политике в сфере образования Министерства
образования и науки РФ), В.В.Рубцов (доктор
психологических наук, профессор, академик РАО,
директор Психологического института РАО,
президент Федерации психологов образования
России) и А.С.Соловейчик, представлявшие,
соответственно, органы управления, науку и
независимую прессу.
Сохраним традиции
Первым на обсуждение был вынесен волнующий
всех вопрос: что же реально стоит за термином
«предшкольное образование»? А.С.Соловейчик
высказал мнение, что для нашей системы
образования традиционным и понятным является
термин «дошкольное образование». Понятие
«предшкольное образование» вернулось к нам
бумерангом (именно так было в свое время
переведено на английский язык наше «дошкольное
образование»). В чем тогда отличие предшкольного
образования от дошкольного?
Если меняется только термин, а суть остается
без изменения, то это не вызывает опасений. Хуже,
если детей действительно начнут учить, причем не
в соответствии с их возрастными особенностями.
Главное, считает Артем Симонович, решить для
себя: что это — ранняя начальная или поздняя
дошкольная подготовка?
|
В.В. Рубцов и А.С. Соловейчик
|
Профессор В.В.Рубцов отметил желание
Минобрнауки (в лице И.И.Калины) идти навстречу
психологическому и педагогическому сообществу и
вместе обсуждать будущее российского
образования. Виталий Владимирович считает
оптимальным, если предшкольное образование
сохранит лучшие традиции дошкольного воспитания
и дошкольного образования. Большие опасения у
него, как психолога, вызывает перспектива
присоединения «предшкольного» года к
общеобразовательной школе без учета возрастных
особенностей детей. Ведь предпосылкой успешного
обучения является не формирование знаний, умений
и навыков, а развитие у малышей любознательности,
инициативности, самостоятельности.
Если предшкольное образование будет строиться
с учетом этого подхода, то никто не станет
возражать против того, чтобы добавить еще один
год к среднему образованию. Тогда
психологическое сообщество готово предоставить
необходимый научно-методический инструментарий,
которым можно вооружить учителей, методистов и
воспитателей. Но в любом случае остается
нерешенной проблема педагогических кадров. «В
результате перед нами стоят два самых важных
вопроса: чему учить и кому учить. И нам надо
вместе давать на них ответы. Мы должны
договориться и решить, кто и за что несет
ответственность», — сказал В.В.Рубцов.
Если министерство доверяет психологам как
людям, которые знают детей, понимают, как надо с
ними работать в этом возрасте, то
психологическое сообщество готово взять на себя
разработку критериев готовности детей,
необходимого научно-методического обеспечения.
Важным звеном в этой работе должна стать система
подготовки и переподготовки специалистов,
которые смогут работать с детьми в соответствии
с их возрастными и познавательными
возможностями.
Не барьер, а мостик!
Многие пришедшие на обсуждение специалисты
«рвались в бой», стремясь во что бы то ни стало
донести до высшего начальства свои опасения и
несогласие. Но И.И. Калина быстро пресек эти
попытки, переведя разговор в конструктивное
русло. Он объяснил, что никто не цепляется за
термин «предшкольное» (во всех документах он
публикуется в кавычках) и что для него главное не
термин, а тот интерес к дошкольному возрасту,
который возник в результате многочисленных
разговоров и обсуждений. Многие начальники
управлений образования озаботились открытием и
восстановлением детских садов, чего не
наблюдалось очень давно.
Анализируя современное состояние дошкольного
и школьного образования, И.И.Калина отметил, что
сейчас нет преемственности между дошкольным и
школьным обучением, поэтому при переходе с одной
ступени на другую дети испытывают сильнейший
стресс. Хотелось, чтобы предшкольное образование
стало не еще одним барьером между ними, а
мостиком, по которому ребенок сможет спокойно
перебраться с одного «берега» на другой.
По мнению чиновника, это не ребенок не готов к
школе, а школа не готова к встрече с ребенком.
Может быть, именно этот год даст возможность
педагогам лучше понять детей и подстроиться под
них? Калина обратил внимание на то, что часто мы
не учитываем, в каком информационном
пространстве растут современные дети. И говорить
о том, что малыш, который с раннего возраста
прекрасно освоил компьютер, не умеет читать и
считать, — лукавство.
В завершение обсуждения И.И.Калина отметил, что
у ребенка, как и у взрослого человека, есть два
основных ресурса: время и здоровье. Часто мы не
учитываем этого, считая, что у маленького
человечка этих ресурсов очень много. А это не так.
И если кто-то знает, как эффективно использовать
время ребенка, сохраняя при этом его здоровье, то
министерство ждет именно таких конструктивных и
конкретных предложений.
Следующая встреча должна состояться тогда,
когда такие предложения будут готовы и вынесены
на обсуждение. Одно тревожит директора
департамента Минобрнауки: смогут ли
договориться между собой психологи и педагоги
разных школ и направлений?..
Главным же итогом этой «трехсторонней» встречи
стало то, что все стороны «наконец-то стали
слышать и понимать друг друга». А это,
согласитесь, уже немало!
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Поскольку этот круглый стол с самого
начала рассматривался и как встреча с
журналистами «Первого сентября», то смело можно
сказать, что обращение И.И. Калины к его
участникам непосредственно адресовано всем
нашим читателям.
Мы будем рады не только узнать различные мнения
коллег-психологов по проблеме предшкольной
подготовки детей, но (и это главное!) получить от
вас конкретные конструктивные предложения по
организации этого процесса. И.И. Калину, например,
больше всего заинтересовал рассказ о том, как в
одном из отдаленных сел учителя по собственной
инициативе работают с будущими первоклашками,
просто играя с ними в различные игры на
территории школы. Наверняка и вам есть о чем
рассказать. Пишите нам, а с наиболее интересными
письмами мы познакомим специалистов
министерства. |