ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ:
СПРАВОЧНИК ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА
|
И.Г. Малкина-Пых
М.: Эксмо, 2004
|
Если вы озабочены
поиском практического пособия по
психодиагностике и психотерапии кризисов, то
вряд ли вам удастся найти более солидное и
основательное. Эта книга объемом почти в 900
страниц рассматривается автором как справочник
по психологическому консультированию,
психокоррекции и психотерапии в ситуации
возрастных жизненных кризисов. Рассматриваются
нормативные (бывают еще и ситуативные) кризисы,
которые хорошо знакомы большинству людей.
Однако универсальность издания производит
двойственное впечатление. С одной стороны,
привлекает возможность получения общих
представлений по данной проблеме, а с другой —
настораживает авторское стремление в одной
книжке изложить многочисленные теоретические
подходы и психотерапевтические техники: вряд ли
автор одинаково хорошо знаком со всеми. И
действительно, здесь встречается немало
неточностей, например утверждается, что термин
«психологическое здоровье» введен
И.В.Дубровиной.
Условно книга может быть разделена на две части:
небольшую теоретическую и основную
практическую. В теоретической части дается
анализ многочисленных психологических
концепций психического развития человека,
рассматриваются различные варианты
психологической коррекции, которые, увы, не
способствуют появлению представления о том, что
же такое возрастные кризисы. Изложение скорее
напоминает учебник по истории психологии, чем
практическое пособие.
Практическая часть также весьма эклектична:
например, в разделе «Возрастные кризисы
взрослости» предлагаются «тренинги по
психосинтезу», «тренинги по трансактному
анализу» и «тренинги по ритмо-двигательной
терапии». Можно только позавидовать автору —
психологу, доктору физико-математических наук,
оказавшемуся в состоянии собрать под одной
обложкой описание большого числа самых
разнообразных психотерапевтических техник.
Эта книга предлагается как руководство для
практикующих психологов и консультантов,
работающих в различных учреждениях, в том числе и
школах. Представляется, что проведение тренингов
и занятий предполагает специальную подготовку,
поэтому данное издание скорее может быть
рекомендовано лишь как справочное.
В целом хотелось бы предостеречь читателей от
недостаточно серьезного отношения к
коррекционным и психотерапевтическим занятиям.
Известно, что в некоторых школах и
психологических центрах подобная работа активно
ведется, но число нуждающихся почему-то не
уменьшается, и, значит, проблема преодоления
жизненных кризисов по-прежнему достаточно
актуальна.
Как отмечает автор, такое крайнее проявление
подросткового кризиса, как суицидальное
поведение, широко распространено в европейских
странах, где (добавим от себя) и психокоррекция, и
тренинги носят значительно более массовый
характер, чем в нашей стране. Все это косвенным
образом свидетельствует о том, что вопрос о
теоретических основаниях помощи и о грамотной ее
организации еще очень далек от окончательного
решения. Поэтому вывод о «полезности» подобного
рода пособий делайте сами.
Марина СТЕПАНОВА
|