Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игра «Цыганка-гадалка»

Игра рассчитана на старших подростков. Количество участников — 20–25 человек. Желательно (но не обязательно) участие ассистента, им может быть классный руководитель, учитель, воспитатель. Игра не требуют специально оборудованного помещения, главное — возможность разместить участников на стульях по кругу.

Цели и задачи игры: развитие способности наблюдать и понимать своеобразие других людей, интерпретировать и прогнозировать их поведение; формирование умения убеждать собеседника, занимать активную, конструктивную позицию в общении; формирование умения противостоять давлению группы, выявлять манипуляторов; расширение сферы самопознания.

Продолжительность игры: 40 мин.; 20 мин. — организационный момент, 5–7 мин. — инструктаж участников, 15 мин. — обсуждение результатов (рефлексия).

Материал и оборудование. Игровые жетоны для распределения ролей: желтые (4 шт.) — продавцы; зеленый (1 шт.) — цыганка; синие (2 шт.) — люди «Х», красные (13–18 шт.) — покупатели. Инструкция ведущего для покупателей, карточки-инструкции для продавцов, цыганки, людей «Х», текст «гадания» для цыганки, бонусы (денежная единица), «товары», надписи для торговых отделов: «парфюмерия», «продукты», «одежда (обувь)», «бытовая техника» или др., бумага, фломастеры.

Для игры потребуется 4 стола (торговые лотки), для этапа обсуждения — стулья по числу участников.

Участники получают жетоны: продавцов — 4 чел., цыганки — 1 чел., людей «Х» — 2 чел.; покупателей — остальные участники.

Ведущий просит участников не разглашать без указания доставшуюся роль и сам не называет ролей, оперирует только названием цвета. Сначала он просит подойти тех, кому достались жетоны желтые, синие и зеленые. «Желтым» выдаются фломастеры, бумага, надписи с названиями отделов, «товары» (можно использовать рисунки из рекламных журналов), инструкции, предлагается выбрать место в помещении. Затем выдается инструкция владельцам зеленого и синих жетонов.

Затем ведущий раздает условные деньги (бонусы) владельцам красных жетонов. К этому времени обычно продавцы заканчивают оборудование рабочих мест.

Инструкция для покупателей

Итак, мы начинаем игру. Представьте себе городской рынок. Кроме продавцов и покупателей там могут быть и служители порядка, и зеваки, и гости города, и люди, пришедшие с какими-то своими целями. У кого есть деньги — тот может купить, у кого нет — просто посмотреть, прицениться.

Задача покупателей (это все, кто получил условные деньги) — уйти с рынка с покупкой. Не торопитесь сразу покупать товар. Денег у вас хватит на одну покупку (любую). Присмотритесь, выберите то, что вам больше понравится. Решив купить, вы говорите слово «беру» и уже не можете изменить решение.

Инструкция для продавцов (4 шт.)

Оборудовать рабочее место — лоток, разложить товар, разместить вывеску, рекламу товара (использовать фломастеры, бумагу, готовые надписи), убедить покупателя купить именно ваш товар. Заработать как можно больше денег. Продать все товары. Только вы знаете цену товара — 3 бонуса. Бонусы со знаком «+» поддельные, их не принимать. Цену покупателю сообщать только после окончательного решения о покупке, сопровождаемого словом «беру». Товар отдавать только после проверки бонусов.

Инструкция для цыганки

Склонить покупателя к гаданию любым способом до принятия им решения о покупке, пока у него есть деньги. Убедить, что вы можете дать что-то гораздо более важное, чем покупка. Выманивать деньги в процессе гадания. Действовать можно по следующей схеме:

— мотивировать клиента любым способом; деньги за гадание вначале можно не просить;

— выбрать способ гадания: карты, линия руки, форма ушей, цвет глаз и т.д.;

— прочитать текст гадания.

В процессе общения выманить у клиента минимум один бонус, поставить на нем знак «+».

Приблизительный текст гадания

Ты — человек добрый и отзывчивый, но не всегда другие оценивают это должным образом. Ты стремишься к свободе и независимости, но тебе иногда ставят препятствия на пути. В последнее время ты испытываешь какое-то напряжение (ощущаешь, что потерял(а) что-то важное). Но наберись сил. Следующая неделя принесет тебе долгожданную удачу, которая приблизит исполнение твоего желания.

Но опасайся человека с голубыми глазами, имеющего черную шнуровку. Он где-то рядом... Есть способ его обезоружить... Для этого положи белую бумажку на свою ладошку. Пусть в нее войдет проклятье. Это проклятье я сейчас сниму. (Нарисовать ручкой знак «+» на бонусе. С этого момента он ваш. Можете вернуть бонус владельцу.)

Инструкция для людей «Х» (2 шт.)

Ваша задача — под благовидным предлогом вынудить владельца денег сделать добровольное пожертвование в пользу «организации», которую вы рекламируете, представляете. Проявите максимум изобретательности. Вы можете предлагать даже участки на Луне или на другой планете. Вы можете организовать фонд поиска Атлантиды и ее несметных богатств или фонд защиты тушканчиков. Вы можете действовать в одиночку или объединиться. Можете искать себе союзников среди покупателей. Пожертвованные деньги можно не забирать, достаточно пометить их знаком «+».

Ход игры

После инструктажа продавцы занимают свои места. Игра начинается. Она идет спонтанно. Как только у кого-либо из продавцов будет реализована половина товара, можно начать обсуждение.

Игра заканчивается этапом обсуждения. Вначале предоставляется слово продавцам (по очереди), затем покупателям, цыганке, людям «Х». Опыт игры показывает, что если на явного вымогателя (обманщика) — цыганку у многих есть «иммунитет», то относительно людей «Х» картина несколько меняется. Здесь можно выйти на различные проблемы молодежи. Обсуждение дает участникам информацию о себе, ценный опыт независимо от итога (успеха–неуспеха) каждого игрока. Ведущий направляет обсуждение таким образом, чтобы каждый участник говорил о своих впечатлениях, чувствах, открытиях, избегая оценочных суждений относительно других участников.

Татьяна СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог,
МОУ лицей № 1, г. Волжский,
Волгоградская обл.