Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005
 

Едва ли не с момента появления психолога в школе возник вопрос, к настоящему времени уже набивший оскомину, но не ставший от этого менее актуальным: а зачем ты вообще здесь?
Вопрос этот задается (не обязательно вслух) всеми, с кем школьному психологу приходится вступать в профессиональное взаимодействие. И по мере сил психолог на него отвечает, разъясняя коллегам — смежным специалистам, родителям, а порой и детям — смысл своей деятельности, ее цели и содержание. Однако в последнее время вопрос этот звучит со все более и более грозными интонациями и все более явственно со стороны тех, от кого как раз и зависит, быть психологу в школе или не быть, — от чиновников.
Сейчас — увы! — наступил момент, когда крайней остроты достигла проблема доказательства педагогом-психологом своей нужности образованию. Переход школ с нового года на «подушевое» финансирование может привести чиновников образования и школьную администрацию к решению избавиться от «лишних», с их точки зрения, специалистов. Ситуация крайне опасная. Я верю, что умный администратор этого не допустит и в большинстве школ России удастся избежать таких решений, но недооценивать серьезности сложившегося положения нельзя.
Привычный тезис: «Работай хорошо, и никто тебя не сократит» — к сожалению, уже не выдерживает критики. Анализ ситуации во многих регионах России (да и в Москве тоже) показывает, что чиновников качество работы психолога волнует мало. Поэтому порой и талантливых, и много работающих специалистов сокращают, заставляют заниматься деятельностью, весьма далекой от их профессии, или попросту не допускают до решения реальных проблем образования.
Тут необходима принципиальная позиция нашего профессионального сообщества. Возможно, потребуется коренным образом пересмотреть цели и смысл нашей деятельности. Главное, чтобы всем стало ясно: без психолога и психологической службы современное образование уже немыслимо.

Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор газеты
«Школьный психолог»