ПОЧТА ДОВЕРИЯ
Большинство психологов знает,
что запрос на психологическую работу с младшими
школьниками обычно поступает от родителя или
педагога и лишь в самом исключительном случае —
от самого ребенка. Этому находится вполне
естественное объяснение: дети 6–7 лет не обладают
достаточно развитой рефлексией, чтобы осознать,
а тем более дать запрос на решение своей личной
проблемы. Однако использование «почты доверия» в
работе с первоклассниками показало обратное:
дети не только могут осознать свои трудности, но
и способны обратиться за помощью к тому, кому доверяют.
Небольшое
отступление о том, как возникла идея создать
подобную почту в начальной школе. Надо отдать
должное детям: на идею натолкнули именно они. В
первом классе назревал конфликт между девочками:
три первоклассницы не могли определиться, кому с
кем дружить. Больше всех в этой ситуации
досталось одной из них — Юле, ведь именно с ней
хотели общаться две другие одноклассницы. На
одном из групповых занятий по психологии Юля
вдруг попросила меня поговорить с ней. В беседе
она открыто рассказывала о своих переживаниях,
спрашивала, как ей себя вести, чтобы не обидеть
обеих подруг. Я была немало удивлена, поскольку
ранее Юля зарекомендовала себя закрытой и
недоверчивой.
В завершение нашей беседы мы решили
встретиться еще раз и поговорить всем вместе: с
Юлей и двумя другими участницами конфликта.
Стоит подчеркнуть, что это не было для детей
«вызовом на разговор» с психологом. Юля сама
попросила девочек прийти, их решение было
добровольным. Коллективный разговор принес свои
плоды: дети заключили договор, где каждый
принимал на себя определенную долю
ответственности за изменение своего поведения.
Конфликт постепенно сошел на нет, а другие
ученики в классе по примеру Юли все чаще стали
обращаться ко мне с «личными» разговорами. Тут и
пришла в голову идея создать «почту доверия»,
чтобы, используя игровой момент, мотивировать
детей на обращение за помощью. Так и родилась
наша «почта».
Итак, «почта доверия» — это особый прием, форма
работы, заключающаяся в том, что дети сами дают
запрос на беседу (консультацию) с психологом. Это
довольно просто организовать в рамках обычной
школы — необходимо лишь приспособить небольшую
коробку под почтовый ящик с прорезью для писем.
Желательно оформить ее ярко и красочно и
повесить либо в классе, либо у кабинета
психолога. Дети на маленьких листочках пишут
свои пожелания встретиться, подписывают их и
кидают в почтовый ящик. А психолог в конце
каждого учебного дня проверяет свою почту и на
следующий день организует встречу с ребенком.
Во избежание недопонимания перед началом
функционирования «почты доверия» в том или ином
классе психолог проводит презентацию новой
формы работы, объясняя детям, как пользоваться
почтовым ящиком, для чего он нужен и т.д. В этот
момент необходимо особенно подчеркнуть правила
пользования почтой.
ПРАВИЛА
• Конфиденциальность. Каждый, кто
присылает письмо, может рассчитывать на то, что
разговор останется только между ним и
психологом.
• Добровольность. Бывает, что
ребенок, стремясь уладить свой конфликт с
одноклассником, просит психолога: «Позовите его
тоже на разговор». Не стоит поддаваться на
детские манипуляции, ведь именно здесь вступает
в силу принцип добровольности. Если другой
участник конфликта захочет прийти, пусть
приходит, но самостоятельно.
• Честность — достаточно тонкий и
деликатный принцип. Дело в том, что некоторые
демонстративные дети специально придумывают
причины, по которым им якобы необходимо
побеседовать с психологом. Их запросы могут быть
неправдивыми. С другой стороны, самому психологу
порой реальная детская проблема (например,
влюбленность в одноклассницу) может показаться
смешной и надуманной, и он будет склонен
рассматривать ее как ненастоящую. Следует иметь
в виду эти аспекты, стараясь проявлять максимум
такта в общении с ребенком, чтобы не задеть его
чувства. |
«Почта доверия» велась в нескольких
первых классах на протяжении всего учебного
года. Ее использование в работе с
первоклассниками оказалось связанным с
развитием двух важнейших личностных феноменов:
рефлексии и доверия. Очевидно, что рефлексия у
младших школьников формируется неравномерно:
кто-то уже готов обсуждать свои чувства,
переживания, стремления, а кто-то еще далек от
этого. Поэтому возможности «почты» достаточно
широки: ее можно использовать и как
диагностический инструмент, позволяющий
выявлять уровень развития рефлексии, и как
развивающее детскую рефлексию средство.
Безусловно, подобная форма работы сама по себе
стимулирует самосознание ребенка, но через нее
можно формировать также чувство ответственности
за себя и свои действия, эмпатию к другим людям,
эмоциональную децентрацию и др.
Феномен доверия особенно ярко проступает в тех
случаях, когда «по почте» обращаются очень
закрытые или «трудные» дети. «Почта»
способствует установлению доверительного
контакта с ними, что является своеобразной
победой для психолога. Но и в том случае, когда
пишут открытые и общительные дети, доверие с их
стороны не менее ценно и важно.
Стоит очертить некоторые ограничения данного
метода. Он, как и любой другой, имеет оборотную
сторону. Как уже упоминалось выше, «почта» может
стать для демонстративных детей средством
привлечения к себе внимания взрослых. Кроме того,
некоторые дети могут слишком привыкнуть к
постоянной помощи психолога и перестать делать
самостоятельные волевые усилия в преодолении
трудностей. Поэтому, как и в консультировании
взрослых людей, помощь должна быть по
возможности в форме рекомендаций; психологу не
стоит решать проблему за ребенка, лучше, если он
сам сделает шаги по ее преодолению.
Безусловным плюсом «почты доверия» является
возможность работы непосредственно «на
ребенка», руководствуясь его запросами и
потребностями. К сожалению, зачастую работа
школьного психолога сводится к диагностике и
коррекции по запросам взрослых на «трудного»
ребенка. Мы забываем о том, что у детей могут быть
свои личные проблемы, серьезные или не очень, но
которые они способны самостоятельно осознавать
и по возможности решать. Пожалуй, это является
основным достоинством подобной формы работы.
Кроме того, она столь же удобна, сколько и
эффективна: повышает мотивацию детей, снижает
тревожность, стимулирует к самоанализу,
развивает эмпатию и способствует установлению
доверительных отношений со взрослым.
В качестве идеи на перспективу рекомендуем
использование «почты доверия» в работе с
подростками, но уже в форме анонимной переписки с
психологом. Поскольку подростки уже способны
подробно описать свою проблему на бумаге, часто
стесняясь признаться в ней напрямую, переписку
можно осуществлять под вымышленными именами и с
последующими письменными ответами —
рекомендациями от психолога.
Надеюсь, что опыт использования «почты
доверия» в психологических целях окажется
полезным и найдет свое применение в работе
коллег.
В заключение хочется привести расшифровку
слово «почта» теми принципами и смыслами,
которые несет подобная работа с детьми.
ПОЧТА — это:
Понимание
Ответственность
Честность
Таинственность
Анонимность
Любовь НОВИКОВА,
психолог НОУ
«Ломоносовская школа»,
г. Москва
|