С 4 по 9 октября
гостеприимные хозяева Всероссийского детского
центра «Орленок»
во второй раз принимали у себя участников
Всероссийской недели школьной психологии
ВОСХОЖДЕНИЕ
Говорят, что нельзя
возвращаться туда, где тебе когда-то было хорошо,
чтобы не разочаровываться. Это мнение было
категорически опровергнуто на Второй
всероссийской неделе практической психологии.
Прошедшая в прошлом году неделя стала для ее
участников настоящим событием, эмоционально
ярким, насыщенным и душевно теплым.
Организаторам (Центру психологического
сопровождения образования «Точка ПСИ»,
издательскому дому «Первое сентября» и
Всероссийскому детскому центру «Орленок»)
удалось задать такую высокую планку, что
соответствовать ей, а уж тем более ее поднять,
казалось, будет очень сложно.
Тогда многие, уезжая домой, бросали в море
монетку, чтобы вернуться в «Орленок» на
следующий год…
КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ
|
С напутственного слова
М.Р. Битяновой
начинался каждый
рабочий день
|
Первая неделя носила название «Открытие». И
она действительно стала открытием — причем не
только для участников, но отчасти и для самих
организаторов, всего сообщества психологов
образования. Мы поняли, что у нас достаточно
знаний и ресурсов, чтобы всем вместе стать
творцами чего-то действительно нужного и
полезного. Наше общение было не только
профессиональным, но и радостным — оказалось,
что рядом есть люди, готовые понять и поддержать
тебя.
Многие основные идеи нынешней Недели родились
в «Орленке» еще год назад. Тогда мы поняли, что
нам не хватает не только и не столько современных
технологий, сколько осмысления того, что и зачем
мы делаем. Хотелось смотреть и слушать коллег и
«мэтров», соучаствовать, обсуждать, осмысливать.
В этом году состав организаторов расширился. К
основным «творцам» присоединилась
Общероссийская общественная организация
«Федерация психологов образования России». Ее
активное участие в подготовке мероприятия
придало ему более высокий статус и позволило
заручиться поддержкой Министерства образования
и науки России.
Для многих психологов письмо за подписью
директора Департамента по государственной
политике в сфере образования Минобрнауки РФ
И.И.Калины, адресованное управленцам от
образования, сыграло решающую роль. В некоторых
субъектах федерации появилась возможность
профинансировать участие в Неделе не только
одного или двух специалистов, а целых делегаций,
куда вошли как психологи, так и руководители
психологических служб, крупных психологических
центров, директора школ, ученые и преподаватели
вузов.
Публикация статьи произведена при поддержке салона косметологии "Love Studio". В салоне Вы можете записаться на следующие процедуры - увеличение губ, ботокс, биоревитализация гиалуроновой кислотой, микроблейдинг бровей, мезотерапия, шугаринг, инъекции в носогубные складки и другие. Гарантия качества, высококвалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту. Посмотреть подробную информацию о салоне и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://viplifting.ru.
Участниками Второй недели школьной психологии
стали 260 человек из различных городов и
населенных пунктов России, а также Украины и
Беларуси. А разрезать ленточку на торжественном
открытии было доверено педагогу-психологу
детского дома из таежного поселка Бирюса
Тайшетского района Иркутской области Галине
Андреевне Агафоновой.
Дружная семья психологов образования
пополнилась коллегами из Чеченской республики,
которые принимали самое активное участие в
работе Недели. А специалисты из Беслана не только
приехали сами, но и привезли выставку рисунков
детей, пострадавших во время захвата школы
террористами.
Большую помощь в подготовке и проведении
Недели оказали также Психолого-педагогический
институт воспитания «Искусство тренинга» и
Сетевое методическое объединение школьных
психологов (http://som.fio.ru).
ПРЕОДОЛЕНИЕ
Название Второй недели — «Восхождение» —
заранее настраивало участников на серьезную и
интенсивную работу. Ведь любой подъем — это
преодоление. Преодоление себя, своих страхов,
неуверенности, опасений, непрофессионализма.
Коллеги обсуждали различные аспекты работы
психолога в системе образования. Тематика
каждого дня задавалась во время традиционного
«Пролога», который проводила руководитель
центра «Точка ПСИ» М.Р. Битянова. Названия тем:
«Психолог и учебный процесс», «Психолог и
кризисные ситуации», «Психолог и личностное
развитие ребенка», «Психолог образования:
профессиональный рост и личностная деформация».
В соответствии с тематикой строились все
мероприятия: утренние монологи «мэтров»,
мастер-классы, мастерские, дискуссионные клубы и
круглые столы, проблемные лекции.
|
Грамотой была награждена
Татьяна Алексеевна Буланова
(директор школы пос. Свободный
Свердловской области),
которая привезла на Неделю
необходимое
компьютерное оборудование
|
На мой взгляд, статус Недели повысился и за
счет более тщательного подхода организаторов к
разработке программы. В течение года проводилась
серьезная работа по поиску специалистов, имеющих
интересные и значимые для практического
применения наработки. Участники получили
уникальную возможность учиться у таких мастеров,
как М.Р.Битянова, Е.В.Бурмистрова, И.В.Вачков,
А.И.Савенков, Н.Я. и М.М.Семаго, А.В.Шувалов,
О.В.Хухлаева, А.Ф.Шадура (все — Москва), Т.Н.Клюева
(Самара), Л.Д.Лебедева (Ульяновск), Н.А.Сакович
(Минск).
Ряды психологов-практиков, блестяще проявивших
себя на прошлой Неделе в качестве ведущих
мастерских и мастер-классов: Н.А.Болсуновская
(Красноярск), О.С.Головнева (Минск), Л.Д.Мардер
(Северодвинск) — существенно пополнились за счет
победителей городских и региональных конкурсов
«Психолог года», специалистов компании
«Институт тренинга», а также дипломантов II
дистанционной олимпиады психологов образования,
организованной сетевым методическим
объединением школьных психологов.
Настоящим событием стало участие в Неделе
школьной психологии таких «классиков»
психологии, как И.В.Дубровина и В.И.Слободчиков.
НОВЫЕ ФОРМЫ
В нынешнем году появилось много интерактивных
форм работы. Серьезную конкуренцию мастерским и
мастер-классам создали дискуссионные клубы и
круглые столы. Причем проблемы, которые
поднимались на них, были более чем серьезными.
Приведу лишь некоторые: «Служба практической
психологии образования и вызов современности»
(ведущий А.В.Шувалов), «Психологическая помощь
ребенку: смысл, возможности и границы»
(А.Ф.Шадура), «Психолог как «инструмент» помощи:
поиск собственных ресурсов» (Е.В.Бурмистрова),
«Возможности и ограничения внешней оценки
профессионализма психолога образования»
(С.В.Алехина).
Была использована и такая весьма интересная
форма работы, как проблемная лекция. Отрадно, что
самое активное и заинтересованное участие в
обсуждении принимали рядовые психологи.
Согласитесь, нечасто предоставляется
возможность «на равных» побеседовать с такими
учеными, как И.В.Дубровина, В.И.Слободчиков,
М.М.Безруких, Н.Я. и М.М.Семаго, С.Д.Поляков,
А.И.Савенков.
Новой формой, которая также давала возможность
активно обсуждать представляемые технологии,
стали мастерские. На них ведущие не только
знакомили собравшихся со своими наработками, но
и размышляли вместе со слушателями о
возможностях и «подводных камнях» той или иной
техники. Изменилось отношение к работе самих
участников: если в прошлом году во время
обсуждения они, в основном, задавали вопросы, то в
этом — высказывали собственные мнения,
сомневались, вступали в полемику.
НЕПРОСТОЙ ВЫБОР
Программа Второй недели была насыщена до
предела. Участникам ежедневно приходилось
делать непростой выбор, ведь параллельно шли
шесть мастер-классов, затем такое же количество
мастерских или проблемных лекций, нескольких
дискуссионных клубов и круглых столов. Но это еще
не все. Для желающих представить свои технологии
«вне программы» был организован
«психологический Гайд-парк», где каждый имел
возможность обсудить с коллегами собственный
проект.
|
Проектная деятельность
была одной из популярных
форм работы
|
Несмотря на то что на этот раз в «Орленке»
собралось в четыре раза больше участников, чем в
прошлом году, удивительная атмосфера единения
сохранилась. 260 человек, в полном соответствии с
пионерскими традициями, пришлось разбить на
отряды, каждый из которых жил своей особой
жизнью. Вечерами каждый отряд под руководством
модераторов из Московского института тренинга
собирался на «послесловие», во время которого
проходили «разборы полетов», обмен
впечатлениями и просто задушевные разговоры
«при свечах».
Деление на отряды не помешало всеобщему
сближению, чему способствовали, кроме прочего, и
ежедневно проводимые психологические акции
«Интервью», «Настроение дня», «Тайный друг»,
«Дерево вопросов», «Гора», направленные на то,
чтобы лучше узнать и понять друг друга.
Несмотря на интенсивный график, у участников
хватило времени на многое, включая столь
необходимое неформальное общение, подготовку
«капустников», организацию издательского дома
«ПсиАльтернатива», а также морские купания,
катание на яхте и даже поход в горы!
РЕШАЕМ СВОЮ СУДЬБУ
|
Арт-терапия пользовалась
заслуженной популярностью
|
В рамках Недели прошло Всероссийское
семинар-совещание «Организация и содержание
деятельности психолога образовательного
учреждения и ППМС-центра на современном этапе
развития российского образования», где, кроме
ответственных за психологические службы в
регионах, смогли принять участие все желающие.
Хочется напомнить, что это третье за последний
месяц крупное мероприятие подобного рода. Первым
было межрегиональное совещание 22–23 сентября в
Министерстве образования и науки России,
рекомендовавшее начать разработку современной
нормативно-правовой базы для структурных
подразделений службы, включая внесение
изменений и дополнений в Положение о
деятельности службы практической психологии
Минобрнауки России.
Конкретные предложения на эту тему были
внесены и на Всероссийском семинаре-совещании
«Управление службой практической психологии
образования на региональном и муниципальном
уровне», которое было проведено Министерством
образования и науки РФ совместно с Федерацией
психологов образования России 27–28 сентября.
На совещании в «Орленке» после длительной и
оживленной дискуссии представителями 49 регионов
были утверждены основные виды деятельности
психологической службы образования на разных
уровнях управления. После доработки и уточнений
они станут составной частью нового Положения о
службе практической психологии в системе
образования.
* * *
|
Творческая натура психолога
проявляется и во время
капустника
|
Очередная Неделя школьной психологии
состоялась. В течение шести дней ее участники
совершали своеобразное восхождение к вершинам
профессионального мастерства и личностного
развития. «Восхождение» укрепило силы, очистило
от сомнений», «Спасибо Неделе за открытие себя,
людей, профессии!», «Чувствую большой
энергетический подъем, бодрость и желание
действовать!», «Очень важны открытость, доверие,
готовность учиться и немного рабочего куража»,
«Мне показали, как не складывать крылья» —
именно так оценили Неделю ее участники. По-моему,
этим все сказано. Но нельзя забывать и о том, что
самое трудное впереди — ведь поднявшись на
вершину, надо на ней удержаться!
Хочется верить, что «Восхождение» станет для
всех нас импульсом к дальнейшему творчеству и
развитию.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
С методическими материалами,
представленными на Неделе,
можно познакомиться на сайте Центра
психологического сопровождения образования
«Точка ПСИ», www.tochkapsy.ru |