Педагогический
университет «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Ирина ЛЕВЧЕНКО,
доктор психологических наук
София ЗАБРАМНАЯ,
кандидат педагогических наук
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция 1. История
развития психолого-педагогических методов
диагностики в специальной отечественной и
зарубежной психологии |
18 |
Лекция 2. Теоретико-методологические
основы психолого-педагогической диагностики
нарушений развития у детей |
19 |
Лекция 3. Методологические
принципы и задачи психолого-педагогической
диагностики нарушений развития у детей
Контрольная работа № 1 (срок выполнения — до
15 ноября 2005 г.) |
20 |
Лекция 4. Комплексный подход
к изучению детей с нарушениями развития |
21 |
Лекция 5. Характеристика
методов психологического изучения
детей с нарушениями развития
Контрольная работа № 2 (срок выполнения — до
15 декабря 2005 г.) |
22 |
Лекция 6.
Организация и содержание деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума |
23 |
Лекция 7. Организация и
содержание деятельности
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) |
24 |
Лекция 8.
Психолого-педагогическая диагностика как основа
коррекционно-развивающей работы школьного
психолога с детьми |
Итоговая
работа, сопровождаемая справкой из учебного
заведения, должна быть отправлена в
Педагогический университет не позднее 28 февраля
2006 г. |
Лекция 6
Организация и содержание деятельности
психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк)
ФУНКЦИЯ ПСИХОЛОГА В ПМПк
В связи с расширением сети образовательных
учреждений, появлением альтернативных школ со
своими учебными программами, а также
предоставлением родителям права выбирать
учебное заведение для своего ребенка стало
возникать все больше проблем с обучением
некоторых детей. В одних случаях причиной
трудностей в обучении и появления особенностей в
поведении детей было несоответствие
педагогических требований их психофизическим
возможностям, не учитывался уровень умственного
развития, соматическое и нервно-психическое
состояние ребенка; в других такой причиной
являлась неготовность к школьному обучению
(несформированность отдельных психических
функций, навыков общения, незрелость
эмоционально-волевой сферы) и др. Все это стало
основанием для поиска новых путей помощи детям. В
90-е годы ХХ в. по инициативе педагогов и
психологов городские и окружные управления
образования стали открывать в массовых школах
психолого-медико-педагогические консилиумы. В их
функции входило обеспечение оптимальных условий
обучения детей с учетом их возрастных и
индивидуальных психофизических особенностей
развития.
Опыт работы ПМПк оправдал себя, и 27.03.2000 (приказ
№ 27/901-6) Министерство образования Российской
Федерации узаконило создание
психолого-медико-педагогических консилиумов в
образовательных дошкольных и школьных
учреждениях любого типа. ПМПк создаются приказом
руководителя образовательного учреждения при
наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк
входят: учителя и воспитатели школьного (или
дошкольного) образовательного учреждения,
имеющие большой опыт работы с детьми; учителя
(воспитатели) специальных (коррекционных)
классов (групп); психолог; педагог-дефектолог;
логопед; врач-педиатр (невропатолог, психиатр);
медицинская сестра. Председателем ПМПк является
заместитель руководителя образовательного
учреждения по учебно-воспитательной работе.
Общее руководство ПМПк возлагается на
руководителя образовательного учреждения.
ПМПк строит свою деятельность в соответствии с
уставом образовательного учреждения, договором
с родителями, договором с
психолого-медико-педагогической
консультацией-комиссией (ПМПК), куда в случае
необходимости можно направлять ребенка для
уточнения диагноза и решения вопроса о типе
образовательного учреждения, форме и программе
его дальнейшего обучения и воспитания.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПМПк
Основная цель ПМПк — обеспечение в
образовательном учреждении
дигностико-коррекционного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей с отклонениями в развитии, создание
условий для их обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение
следующих задач:
— своевременное выявление и всестороннее
комплексное обследование детей, имеющих те или
иные отклонения в психофизическом развитии;
— установление характера и причин выявленных
отклонений (девиантное поведение, конфликтные
ситуации во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);
— определение потенциальных возможностей
ребенка для оказания ему целенаправленной
специальной (коррекционной) помощи в условиях
данного образовательного учреждения либо
направление его в
психолого-медико-педагогическую комиссию для
решения вопроса о месте дальнейшего обучения и
воспитания (определение типа учреждения, формы
обучения, оптимальной для ребенка,
учебно-воспитательной программы);
— разработка комплексных целевых программ
индивидуального развития детей «группы риска»;
— прослеживание динамики развития (наблюдение,
диагностические «срезы» в начале и в конце
учебного года для уточнения образовательного
маршрута, внесение соответствующих корректив);
— профилактика физических, интеллектуальных и
эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
— консультативная работа с родителями.
Указанные задачи выполняются силами
педагогического коллектива школы и
специалистами ПМПк при их согласованном
взаимодействии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк
Как правило, изучение ребенка специалистами
ПМПк начинается с запроса педагогов или
родителей. За ребенком ведется целенаправленное
наблюдение на занятиях и в свободное время (игры,
прогулка). Проводится и индивидуальное
обследование с учетом возрастных и
психофизических особенностей ребенка. На основе
данных, полученных специалистами, на заседаниях
ПМПк обсуждаются результаты и составляется
коллегиальное заключение с рекомендациями об
образовательном маршруте в соответствии с
возможностями ребенка, а также о медицинской
помощи, если таковая требуется. В тех случаях,
когда образовательное учреждение, в котором
находится ребенок, не может обеспечить
необходимые условия или ребенок нуждается в
дополнительной диагностике, его направляют (с
согласия родителей) в
психолого-медико-педагогическую комиссию.
При выведении ребенка в другой вид
образовательных услуг (коррекционные классы
(группы), надомное обучение и др.) оформляется его
педагогическая характеристика, выписки из
индивидуальной карты развития, из заключений
специалистов ПМПк, итоговое заключение и
рекомендации консилиума. При направлении
ребенка на психолого-медико-педагогическую
комиссию копия коллегиального заключения
консилиума выдается родителям на руки, копии
заключений отдельных специалистов направляются
по почте или с представителем ПМПк. В другие
учреждения и организации копии заключения ПМПк
направляются только по официальному запросу.
В ПМПк ведется следующая документация:
— журнал записи и учета детей, прошедших
обследование специалистов консилиума;
— журнал регистрации заключений и
рекомендаций специалистов и коллегиального закл
ючения и рекомендаций ПМПк;
— карта (папка) развития обучающегося.
Необходимо отметить, что наряду с указанными
официальными документами в ряде специальных
(коррекционных) школ VIII вида успешно
используется «Дневник индивидуального
сопровождения», разработанный коллективом
учебно-воспитательного комплекса № 1836 г. Москвы.
Концепция «сопровождения» и методические
указания к ведению «Дневника» разработаны
специалистами Е.И. Капланской, А.В. Капланским и
С.Д. Забрамной. В «Дневнике» фиксируются
сведения, анализ которых позволяет осуществить
оказание своевременной и целенаправленной
помощи воспитаннику в его учебной деятельности
специальной адаптации. Особенно важны эти
сведения при подготовке ребенка к представлению
на психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственный за ведение дневника — классный
руководитель, контроль осуществляет заместитель
директора. В «Дневнике» содержатся следующие
разделы:
— Сведения социального характера.
заполняется классным руководителем на основе
документов, бесед с родителями (или лицами, их
замещающими), знакомства с бытовыми условиями
жизни и т.д.
— медицинские данные. заполняется классным
руководителем на основе медицинской карты,
другой медицинской документации, заключения
ПМПК (если ребенок был обследован комиссией).
Вносятся только данные о нарушениях,
симптоматике, особенностях психического и
физического здоровья, непосредственно влияющих
на успешность обучения и воспитания.
— психолого-педагогическая информация.
заполняется классным руководителем совместно с
психологом на основе обобщения заключений
дефектолога, логопеда, всех преподавателей и
воспитателей, работающих с ребенком. Эти
сведения вносятся в таблицу дважды в учебном
году, поэтому имеется возможность проследить
динамику развития ребенка.
— запись педагогических наблюдений.
содержит краткую фиксацию наиболее значимых для
педагогов сведений (в форме безоценочных
описаний).
— рекомендации. заполняется классным
руководителем на основе заключений и
рекомендаций ПМПк.
— сведения о работе с родителями.
фиксируются в форме безоценочного описания.
— характеристики. пишутся классным
руководителем (воспитателем) в произвольной
форме в конце каждого года пребывания (вносятся
дополнения, показывающие возрастные
новообразования и результаты проводимой
коррекционно-развивающей работы).
Содержание данного «Дневника» достаточно
информативно. Оно может явиться сигналом для
проведения углубленного всестороннего
обследования специалистами ПМПК и предоставляет
им полезные дополнительные материалы о ребенке.
Периодичность проведения ПМПк определяется
реальным запросом образовательного учреждения,
но не реже одного раза в квартал. Очень важно,
чтобы заседание было тщательно подготовлено,
поэтому ведущий специалист заранее (за один-два
месяца) уточняет, кто из детей нуждается в
углубленном обследовании, определяется
программа работы с ребенком и сроки
предоставления заключений всеми специалистами
ведущему специалисту (не позднее чем за три дня
до заседания ПМПк). В тех случаях, когда дети
обследуются на ПМПк повторно, необходимо особо
оценить результаты проведенной с ребенком
индивидуальной коррекционно-развивающей работы
(показать наличие и характер динамики) и наметить
дальнейшую программу такой работы.
ПМПк не только помогает ребенку и родителям, но
и повышает профессиональный уровень самих
педагогов, обеспечивая согласованность их
действий при решении проблем ребенка, и в этом
одно из важнейших предназначений ПМПк.
Таким образом, ПМПк — это первая помощь ребенку
в условиях учреждения, где он находится.
Приводим Примерное положение о
психолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения (№ 27/901-6 от 27.03.2000),
документ, знание которого необходимо школьному
психологу.
1. Общие положения
• Примерное положение о
психолого-медико-педагогическом консилиуме
образовательного учреждения регулирует
деятельность психолого-медико-педагогического
консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного
подразделения психолого-медико-педагогической
службы (далее ПМПС) в системе образования в
качестве ее низового звена, оказывающего помощь
детям со специальными образовательными
потребностями.
• ПМПк представляет собой объединение
специалистов данного образовательного
учреждения, составляющее ядро
психолого-медико-педагогической службы
образовательного учреждения, организуемое при
необходимости комплексного, всестороннего,
динамического диагностико-коррекционного
сопровождения детей, у которых возникают
трудности в адаптации к условиям данного
образовательного учреждения в связи с
отклонениями в развитии.
• ПМПк не является самостоятельным
учреждением и не имеет статуса юридического
лица. Специалисты ПМПк выполняют
соответствующую работу в рамках основного
рабочего времени, имеющихся у них функциональных
обязанностей, оплаты труда, корректируя
индивидуальный план работы в соответствии с
реальным запросом на участке в работе
консилиума. При наличии в образовательном
учреждении трех и более классов, групп
специалистов, коррекционно-развивающего
(компенсирующего) типа постоянные специалисты
ПМПк имеют право на 20%-ную надбавку к заработной
плате.
• ПМПк в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, решениями
соответствующего органа управления
образованием, настоящим Примерным положением,
уставом общеобразовательного учреждения,
договором между образовательным учреждением и
родителями (законными представителями)
обучающихся, воспитанников, Конвенцией ООН о
правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об
образовании».
2. Цель и задачи
Психолого-медико-педагогического
консилиума
• Целью ПМПк является определение и
организация в рамках данного образовательного
учреждения адекватных условий развития,
обучения и воспитания в соответствии со
специальными образовательными потребностями,
возрастными особенностями, диагностированными
индивидуальными возможностями ребенка в
зависимости от состояния соматического и
нервно-психического здоровья.
• В задачи ПМПк образовательных учреждений
входит:
— выявление и ранняя диагностика отклонений в
развитии детей;
— выявление актуальных и резервных
возможностей ребенка;
— разработка рекомендаций учителю,
воспитателю, родителям для обеспечения
индивидуального подхода в процессе
коррекционно-развивающего сопровождения;
— отслеживание динамики развития и
эффективности индивидуализированных
коррекционно-развивающих программ;
— определение готовности к школьному обучению
детей старшего дошкольного возраста,
поступающих в школу, с целью вычленения «группы
риска»;
— решение вопроса о создании в рамках данного
образовательного учреждения условий, адекватных
индивидуальным особенностям развития ребенка.
При необходимости — перевод в специальный
(коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.)
класс, выбор соответствующей формы обучения
(индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат;
домашнее и др.);
— при положительной динамике и компенсации
отклонений в развитии — определение путей
интеграции ребенка в классы, работающие по
основным образовательным программам;
— профилактика физических, интеллектуальных и
эмоциональных перегрузок и срывов, организация
лечебно-оздоровительных мероприятий и
психологически адекватной образовательной
среды;
— подготовка и ведение документации,
отражающей актуальное развитие ребенка,
динамику его состояния, овладение школьными
навыками, умениями и знаниями, перспективное
планирование коррекционно-развивающей работы,
оценку ее эффективности;
— организация взаимодействия между
педагогическим коллективом образовательного
учреждения и специалистами, участвующими в
работе психолого-медико-педагогического
консилиума, при возникновении трудностей
диагностики, конфликтных ситуаций, а также при
отсутствии положительной динамики в процессе
реализации рекомендаций ПМПк более высокого
уровня.
3. Организация деятельности
и состав ПМПк
• ПМПк организуется на базе образовательного
учреждения независимо от типа и вида.
• ПМПк утверждается приказом директора
образовательного учреждения.
• Общее руководство ПМПк возлагается на
директора образовательного учреждения.
• ПМПк работает во взаимодействии с
вышестоящими структурными подразделениями
Психолого-медико-педагогической службы.
• Обследование ребенка специалистами ПМПк
осуществляется по инициативе родителей или
сотрудников образовательного учреждения. В
случае инициативы сотрудников образовательного
учреждения должно быть получено согласие на
обследование родителей (иных законных
представителей).
При несогласии родителей (иных законных
представителей) специалистами ПМПк должна
проводиться работа по формированию у них
адекватного понимания проблемы, исходя из
интересов ребенка. Во всех случаях согласие
родителей должно быть подтверждено их
заявлением. Прием подростков старше 12 лет,
обратившихся к специалистам ПМПк, допускается
без сопровождения родителей.
• Обследование ребенка должно осуществляться
с учетом требований профессиональной этики.
Специалисты ПМПк обязаны хранить
профессиональную тайну, в том числе соблюдать
конфиденциальность информации, содержащейся в
заключении.
• Обследование ребенка проводится каждым
специалистом ПМПк индивидуально, при
необходимости — в присутствии родителей (иных
законных представителей).
• ПМПк имеет право затребовать следующие
документы:
— свидетельство о рождении ребенка;
— подробную выписку из истории развития
ребенка с заключениями врачей: педиатра,
невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда
(в зависимости от имеющихся отклонений в
развитии ребенка). При необходимости получения
дополнительной медицинской информации о ребенке
медсестра ПМПк направляет запрос
соответствующим медицинским специалистам;
— педагогическое представление
(характеристику);
— письменные работы по русскому (родному
языку), математике, рисунки и другие результаты
самостоятельной продуктивной деятельности
ребенка.
• Результаты обследования ребенка
протоколируются, отражаются в заключении,
которое составляется коллегиально и является
основанием для реализации соответствующих
рекомендаций по обучению, воспитанию, лечению,
при необходимости — по профориентации и
трудоустройству, а также социальной и трудовой
адаптации. Все сведения вносятся в журнал
регистрации консилиумов и Карту развития
ребенка.
• В диагностически сложных или конфликтных
случаях специалисты ПМПк направляют ребенка в
муниципальную ПМПК либо в другие
диагностико-коррекционные учреждения. Возможна
также организация пробного диагностического
обучения на базе уже существующих, а также вновь
создаваемых специальных классов данного
образовательного учреждения.
• В ПМПк ведется следующая документация:
— журнал предварительной записи детей на ПМПк;
— журнал регистрации плановых и внеплановых
консилиумов;
— карта развития ребенка с краткими
обобщенными заключениями специалистов,
окончательным коллегиальным заключением ПМПк,
дневником (листом-вкладышем) динамического
наблюдения, листами коррекционной работы
специалистов;
— список специалистов ПМПк;
— график плановых консилиумов (не реже одного
раза в четверть);
— списки классов (групп)
коррекционно-развивающей, иной специальной
образовательной направленности, находящихся под
динамическим наблюдением специалистов ПМПк;
— нормативные и методические документы,
регулирующие деятельность специалистов ПМПк.
• Рекомендуемый состав ПМПк: заместитель
директора по учебно-воспитательной работе
(председатель консилиума), прошедший
спецподготовку; учитель (классный руководитель)
или другой специалист, представляющий ребенка на
ПМПк; учителя с большим опытом работы; учителя
классов коррекционно-развивающего обучения;
учитель-логопед (и/или учитель-дефектолог);
педагог-психолог, врач (педиатр, невропатолог или
детский психиатр); медсестра. При отсутствии
специалистов они привлекаются к работе
консилиума на договорной основе.
• Дети, направленные классным руководителем на
обследование в ПМПк, а также все учащиеся
специальных классов (коррекционно-развивающих,
компенсирующих) находятся под наблюдением
специалистов ПМПк в течение всего периода
пребывания в данном образовательном учреждении.
Все изменения формы или вида обучения в рамках
одного и того же образовательного учреждения
фиксируются в Карте развития ребенка.
• Председатель и специалисты, участвующие в
работе ПМПк, несут ответственность за
конфиденциальность информации о детях,
проходивших обследование на ПМПк или
находящихся на коррекционно-диагностическом и
коррекционно-развивающем, ином социальном
обучении.
4. Подготовка и проведение ПМПк
• ПМПк подразделяются на плановые и
внеплановые.
• Периодичность ПМПк определяется реальным
запросом образовательного учреждения на
комплексное обследование детей с отклонениями в
развитии, но не реже одного раза в четверть
проводятся плановые ПМПк, на которых
осуществляется анализ состава, количества и
динамики развития учащихся, нуждающихся в
психолого-медико-педагогической
диагностико-коррекционной помощи.
• Деятельность плановых консилиумов
направлена на:
— анализ процесса выявления детей «группы
риска», а также ее количественного и
качественного состава (учащиеся классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения, дети с признаками школьной
дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие
дети);
— определение путей
психолого-медико-педагогического сопровождения
учащихся с трудностями адаптации в данных
образовательных условиях;
— профессиональную квалификацию динамики
развития ребенка в процессе реализации
индивидуализированной коррекционно-развивающей
программы, внесение необходимых изменений в эту
программу.
• Внеплановые консилиумы собираются по
запросам специалистов (в первую очередь —
учителей), непосредственно работающих с
ребенком.
Поводом для проведения внепланового ПМПк
является выявление или возникновение новых
обстоятельств, отрицательно влияющих на
развитие ребенка в данных образовательных
условиях.
Задачи внепланового консилиума следующие:
— решение вопроса о необходимости принятия
адекватных экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
— внесение изменений в индивидуализированные
коррекционно-развивающие программы при их
неэффективности.
• В течение 3 дней с момента поступления
запроса на диагностическое обследование ребенка
председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с
родителями (иными законными представителями) и
при отсутствии возражений с их стороны,
представленных в письменном виде, организует
проведение планового или внепланового ПМПк (в
соответствии с графиком плановых ПМПк).
• ПМПк проводится не позже 10 дней с момента
согласования вопроса с родителями (иными
законными представителями).
• Председатель включает в состав ПМПк кроме
постоянных специалистов сотрудников
образовательного учреждения, непосредственно
работающих с ребенком, направивших ребенка на
ПМПк, и др. Председатель ставит в известность
специалистов ПМПк о необходимости обследования
ребенка.
• В период с момента поступления запроса и до
ПМПк каждый специалист ПМПк проводит
индивидуальное обследование ребенка, планируя
время этого обследования с учетом реальной
возрастной и психофизической нагрузки.
• Каждый специалист ПМПк составляет
заключение по данным соответствующего
обследования и разрабатывает рекомендации.
• На период реализации рекомендаций,
разработанных специалистами ПМПк, ребенку
назначается ведущий специалист, отслеживающий
эффективность и адекватность индивидуальной
коррекционно-развивающей программы и
выступающий с инициативой повторных обсуждений
динамики развития ребенка на ПМПк.
• Решением ПМПк ведущим специалистом
назначается в первую очередь педагог (классный
руководитель) класса, в котором обучается
ребенок, но может быть назначен и другой
специалист, проводящий коррекционно-развивающее
обучение или внеурочную коррекционную работу.
• ПМПк проводится под руководством
председателя, а в его отсутствие — заместителя
председателя, назначаемого председателем или
руководителем образовательного учреждения.
• Ведущий специалист докладывает свое
заключение о ребенке на ПМПк и оформляет
протокол. Каждый специалист, участвующий в
обследовании и/или коррекционно-развивающей
работе с ребенком, в устной форме дает свое
заключение на ребенка. Последовательность
представлений специалистов определяется
представителем ПМПк. Заключение каждого
специалиста вкладывается в Карту развития
ребенка. Окончательное коллегиальное заключение
по результатам ПМПк с рекомендациями по оказанию
психолого-педагогической и медико-социальной
помощи ребенку также фиксируется в Карте
развития ребенка и подписывается представителем
и всеми членами ПМПк.
• Результаты ПМПк доводятся до сведения
родителей (иных законных представителей).
Предложенные рекомендации реализуются только
при отсутствии возражений со стороны родителей
(иных законных представителей).
• Не реже одного раза в четверть (плановые ПМПк)
на основании устных представлений специалистов,
непосредственно работающих с ребенком, в дневник
динамического наблюдения Карты развития ребенка
вносятся сведения об изменениях в его состоянии
в процессе реализации рекомендаций,
составляется краткое обобщенное письменное
заключение и перечень корректировок, внесенных в
рекомендации.
• При направлении ребенка на муниципальную или
региональную ПМПК заключение, составленное на
основании сведений, содержащихся в его Карте
развития, представляется одним из специалистов
ПМПк, сопровождающих ребенка вместе с
родителями, или отправляется по почте.
* * *
Необходимо отметить в заключение, что в
условиях массовой школы, где в
психолого-медико-педагогическом консилиуме не
всегда есть специалист-дефектолог, большая
ответственность и в то же время надежда на помощь
в установлении причин неуспеваемости или
особенностей в поведении ребенка возлагаются на
школьного психолога. Именно психолог раскрывает
характер и особенности в развитии ребенка. На
основе анализа результатов собственного
психологического обследования, а также изучения
материалов, собранных коллегами (учителем,
логопедом, врачом), и данных, полученных из бесед
с родителями, психолог представляет свое видение
проблем ребенка.
Как член ПМПк, психолог участвует в
коллегиальном решении вопросов дальнейшего
обучения ребенка; в выработке конкретных
рекомендаций по оказанию ему необходимой помощи;
в составлении индивидуальной программы развития
(ИПР), о содержании которой речь пойдет в
последней лекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психолого-медико-педагогическое
обследование ребенка. Комплект рабочих
материалов / Под ред. М.М.Семаго. — М., 1999.
2. Психолого-педагогическая диагностика / Под
ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003,
гл. 6.
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика
оценки психического развития ребенка.
Дошкольный и младший школьный возраст. — М., 2005.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие основные задачи решает ПМПк?
2. Кто входит в состав ПМПк в массовой школе?
3. Может ли ПМПк переводить учащегося в другой тип
образовательных учреждений?
4. Каковы функции психолога в ПМПк?
|