Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Умственное развитие и обучение:
к обоснованию системно-
структурного подхода

Н.И. Чуприкова
М.: Изд-во МПСИ;
Воронеж: Изд-во
НПО «МОДЭК»,
2003

Одним из вечных, всегда актуальных вопросов школьного обучения является вопрос о его содержании и методах. Школьный психолог, независимо от того, ориентирован ли он на решение учебных проблем или нет, вынужден иметь хотя бы самые общие представления об особенностях протекания образовательного процесса. Данная книга — одна из тех, которые могут помочь практическому психологу разобраться в некоторых вопросах усвоения предметных знаний.
Книга адресована всем занятым в системе образования — учителям, методистам, школьным психологам. Автор исходит из того бесспорного факта, что школьное обучение далеко не всегда идет успешно, и опасается, что в будущем неуспешность будет нарастать в связи с ростом объема знаний, подлежащих усвоению. Поэтому актуальной является задача разработки подхода, который мог бы стать психологическим ориентиром в деле усовершенствования педагогической практики. Описанию одного из возможных подходов, получившего название системно-структурного, и посвящено это издание.
Обращает на себя внимание хорошо продуманная логика изложения материала. Естественный путь познания — как в науке, так и в ходе постепенного овладения миром маленьким ребенком — идет по пути от общего к частному, от целого к частям. Этот принцип, по мнению автора, может быть положен и в основу школьного обучения, что будет способствовать умственному развитию учащихся и обеспечивать эффективное усвоение достаточно большого объема знаний. Данное теоретическое заключение уже давно получило практическое подтверждение, в частности, в системах развивающего обучения. На страницах книги подробно рассказывается о том, как принцип движения от общего к частному реализован в методиках преподавания языка и математики. Среди прочего дается психологический анализ обучения чтению по методике Д.Б. Эльконина, грамматике в системе обучения В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.
Все эти сведения, безусловно, не только интересны школьному психологу, но и могут быть использованы им, например, при выяснении школьных трудностей. Однако следует оговориться, что для понимания авторского подхода необходима предварительная подготовка, так как автор рассматривает вопросы обучения с теоретических позиций и даже нередко обосновывает свою точку зрения ссылками на работы философов. Поэтому рекомендовать эту книгу в качестве настольной для практических психологов образования не совсем правильно: и проблема непростая, и анализируется она в академическом, а не практическом ключе. Но для выработки собственной профессиональной позиции, обоснованного взгляда на особенности учебного процесса и его влияние на умственное развитие необходимы знания, которые могут быть почерпнуты в том числе и из этого издания.
Если вы настроены на серьезную самостоятельную работу, то не пожалеете, что взяли в руки эту книгу.

Марина СТЕПАНОВА