Умственное развитие и обучение:
к обоснованию системно-
структурного подхода
|
Н.И. Чуприкова
М.: Изд-во МПСИ;
Воронеж: Изд-во
НПО «МОДЭК»,
2003
|
Одним из вечных, всегда
актуальных вопросов школьного обучения является
вопрос о его содержании и методах. Школьный
психолог, независимо от того, ориентирован ли он
на решение учебных проблем или нет, вынужден
иметь хотя бы самые общие представления об
особенностях протекания образовательного
процесса. Данная книга — одна из тех, которые
могут помочь практическому психологу
разобраться в некоторых вопросах усвоения
предметных знаний.
Книга адресована всем занятым в системе
образования — учителям, методистам, школьным
психологам. Автор исходит из того бесспорного
факта, что школьное обучение далеко не всегда
идет успешно, и опасается, что в будущем
неуспешность будет нарастать в связи с ростом
объема знаний, подлежащих усвоению. Поэтому
актуальной является задача разработки подхода,
который мог бы стать психологическим ориентиром
в деле усовершенствования педагогической
практики. Описанию одного из возможных подходов,
получившего название системно-структурного, и
посвящено это издание.
Обращает на себя внимание хорошо продуманная
логика изложения материала. Естественный путь
познания — как в науке, так и в ходе постепенного
овладения миром маленьким ребенком — идет по
пути от общего к частному, от целого к частям.
Этот принцип, по мнению автора, может быть
положен и в основу школьного обучения, что будет
способствовать умственному развитию учащихся и
обеспечивать эффективное усвоение достаточно
большого объема знаний. Данное теоретическое
заключение уже давно получило практическое
подтверждение, в частности, в системах
развивающего обучения. На страницах книги
подробно рассказывается о том, как принцип
движения от общего к частному реализован в
методиках преподавания языка и математики. Среди
прочего дается психологический анализ обучения
чтению по методике Д.Б. Эльконина, грамматике в
системе обучения В.В. Давыдова и Л.В. Занкова.
Все эти сведения, безусловно, не только интересны
школьному психологу, но и могут быть
использованы им, например, при выяснении
школьных трудностей. Однако следует оговориться,
что для понимания авторского подхода необходима
предварительная подготовка, так как автор
рассматривает вопросы обучения с теоретических
позиций и даже нередко обосновывает свою точку
зрения ссылками на работы философов. Поэтому
рекомендовать эту книгу в качестве настольной
для практических психологов образования не
совсем правильно: и проблема непростая, и
анализируется она в академическом, а не
практическом ключе. Но для выработки собственной
профессиональной позиции, обоснованного взгляда
на особенности учебного процесса и его влияние
на умственное развитие необходимы знания,
которые могут быть почерпнуты в том числе и из
этого издания.
Если вы настроены на серьезную самостоятельную
работу, то не пожалеете, что взяли в руки эту
книгу.
Марина СТЕПАНОВА
|