Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Приключения IQ,
или
Кто на свете всех умнее

С.С. Степанов
М.: Ось-89, 2005

Что такое «ум» и кого можно назвать умным человеком? Существуют ли параметры и критерии для определения «количества ума»? Включает ли понятие «интеллект» творческие способности и практическую смекалку? Каково содержание терминов «эмоциональный интеллект», «продуктивный ум» и «коллективный разум»? Эти и многие другие вопросы можно прояснить для себя, прочитав книгу Сергея Степанова. Причем именно «прояснить», а не просто получить готовые ответы.
Достаточно сложный, информационно насыщенный текст разбит на двадцать маленьких главок (не считая предисловия). Каждая из них имеет собственное, часто полушутливое название, точно отражающее, однако, суть вопроса («Коллективный разум идет на штурм»). Очень украшают книгу эпиграфы, подобранные к некоторым главам из работ и высказываний великих психологов разных эпох.
Несомненным достоинством книги является популярно изложенная информация о зарубежных ученых-психологах. С.Степанов подробно рассказывает об отдельных выдающихся работах (например, о книге Р.Хернстайна и Ч.Мюррея «Колоколообразная кривая», вышедшей в 1994 г. и вызвавшей бурную полемику, суть которой также излагается).
Одна из глав названа «Вызов Дженсена» — по фамилии автора, статье которого полностью посвящена. В связи с этим представляется не вполне логичным, что глава, в которой подробно рассказывается не только о научной деятельности, но и о биографии Ганса Айзенка, этого имени в названии не содержит. Можно, конечно, предположить, что автор играет словами, называя главу «Измеритель ума». Ведь так можно обозначить не только разработанный Айзенком коэффициент интеллекта, о котором идет речь, но и самого ученого. Только в этой, четвертой по счету, главе Степанов впервые «расшифровывает» и сам термин IQ, который до этого не только многократно употребляется, но даже вынесен в заглавие всей книги.
Справедливости ради надо отметить, что большая часть специальных психологических терминов объясняется своевременно и в очень доступной форме (это относится к понятию «коэффициент эмоциональности» и соответствующему ему термину EQ, к термину «дивергентное мышление», понятию «квазикреативность» и т.д.).
Наряду с этим в книге встречается повторение (иногда дословное) одной и той же мысли. Это относится, например, к теории трех начал Р. Стернберга. И уж совсем странным выглядит полное совпадение последнего абзаца предисловия и прикнижной аннотации.
Думается, книга значительно выиграла бы, будь у нее традиционный именной указатель.
Своего рода приложением, хотя и включенным непосредственно в текст книги, являются тесты с расшифровкой. Они дают читателю возможность самостоятельно определить, талантлив ли его ребенок, каково соотношение чувства и рассудка в его собственном поведении, насколько развита его интуиция и каков в целом вектор, свойственный его активности.
Изданная в составе серии «Популярная психология», книга Степанова действительно выполняет просветительскую функцию, читается легко и, вопреки кокетливому заявлению самого автора, помещенному в предисловии, безусловно помогает стать пусть не намного, но умнее.

Майя БАБИЧЕВА