Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2005


ИГРОТЕКА

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

Развивающая игра для подростков

Цель: развитие познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления); формирование умения работать в группе; создание благоприятной атмосферы в классе.

Участники: подростки 10–12 лет, количество участников — 6–10 человек. Ведущим является психолог, у него могут быть помощники — кто-то из ребят или учитель.

Материалы и оборудование: нарисованные плакаты с надписями «Остров Внимания», «Таможня «Мышление», «Остров Воображения», «Крепость «Память»; рисунок герба (таблица с образами), карточки с образами рисунка герба, загадки, стихотворение-путаница, рисунок круга мышления, бумага, карандаши, кассета с записью шума моря (по ходу игры можно фоном включить запись с шумом моря).

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по интеллектуальному океану в страну Познание. В этой стране живут люди, которые много знают, умеют и хорошо учатся. Итак, давайте отправимся к ним, а для начала все вместе придумаем название нашему волшебному кораблю. (Из стульев конструируется корабль, дети все вместе придумывают ему название.) Молодцы, очень хорошее название! Отправляемся, полный вперед! (Наклонами рук и туловища из стороны в сторону дети имитируют качку.)

Ребята, впереди виден какой-то остров. Да ведь это остров Внимание! А вы знаете, что у нас тоже есть внимание? Как вы думаете, зачем оно нам нужно? (Выслушиваются ответы детей, ведущий при необходимости им помогает.) Ребята, а вы хотите, чтобы ваше внимание было устойчивым? Тогда давайте поиграем и потренируем ваше внимание. Я сейчас буду читать стихотворение, в котором кое-что перепутано, а вы скажете, что именно. (Зачитывается стихотворение, дети называют, что перепутано.) Вы молодцы, хорошо прошли это испытание. Ну, отправляемся дальше.

Теперь мы подплываем с вами к морской таможне под названием «Мышление». Чтобы плыть дальше, нужно выполнить следующие задания таможенников.

Первое задание: вы видите перед собой круг с буквами — это «Спасательный круг мышления» (на доске вывешивается нарисованный на плакате круг мышления). Вам необходимо, двигаясь по часовой стрелке, составить как можно больше слов (при затруднениях ведущий помогает). Молодцы, ребята!

Второе задание: отгадать загадки, которые вам прочитают таможенники. (Зачитываются загадки, дети отгадывают и получают пропуск на продолжение путешествия.) Поднимаем парус (дети поднимают руки вверх, опускают вниз — проводится разминка), но что-то ветер совсем стих. А ну-ка, ребятки, подуем на паруса (все вместе дуют). Молодцы! Теперь нужно плыть дальше. Но вот беда, заканчивается провизия и вода. Что же делать?

Впереди у нас виднеется остров Воображение. На этом острове живут древние племена «воображаки» (можно нарядить двух учеников), у них-то можно раздобыть еду и воду, но взамен провизии они потребуют от нас сочинить сказку про то, как «воображаки» встречали Новый год. Ну что, попробуем? (Дети совместно придумывают сказку и зачитывают ее.)

«Воображаки». Спасибо, ребята, очень нам понравилась ваша сказка. Но у нас есть к вам еще одна просьба. Наше жилье совсем обветшало, нужно строить новое. Может, вы поможете нам придумать проект нового жилья? (Ведущий дает детям задание всем вместе нарисовать проект нового дома для племени.) Как мы рады, спасибо вам большое. За это мы вас отблагодарим. (Детям раздаются конфеты.)

Ведущий. Подкрепились. Теперь можно плыть дальше.

Вот вдалеке показалась страна Познание, видна уже ее крепость «Память». Нам нужно проплыть через ее ворота. Чтобы их открыть, нам надо запомнить герб этой страны. Через 20 секунд он скроется, а мы должны будем по памяти при помощи карточек, которые я вам раздам, заполнить пустой трафарет герба. (Дети выполняют задание.) Молодцы!

Наконец-то мы с вами попали в страну Познание, теперь вы тоже будете много знать и уметь. В этом вам помогут ваше внимание, мышление, воображение и, конечно же, память. (Ребят можно наградить памятными сувенирами или специально приготовленными медальками.) Вот и закончилось наше путешествие, в нем мы узнали о познавательных процессах, которые помогают нам учиться. Назовите, какие это процессы? (Дети с помощью ведущего перечисляют процессы.)

Удачи вам, ребята, в стране Познание!

Примечание. Игра проводилась нами в рамках коррекционно-развивающего занятия. Необходимым условием является постоянная поддержка и стимулирование активного интереса подростков, а также поощрение работы ребят.

Светлана ХОРЛИКОВА,
педагог-психолог
специальной школы закрытого типа
для детей и подростков
с девиантным поведением,
г. Иркутск

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Стихотворение-
путаница

Наступило лето
яблочного цвета.
С неба капают снежинки,
А в пруду растут кувшинки.
Чистый воздух, теплота,
Вот такая красота.
Солнце по небу плывет
И ребят во двор зовет.
Во дворе растут цветочки,
Стулья, ягоды, горшочки.
Кот площадку сторожит,
Пес на дереве лежит.
Вот такое лето
яблочного цвета.
Что напутал тут поэт?
Поскорее дай ответ.

 

 

 

 

 

Загадки

1. Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.

(Книга)

2. Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес
Прохудился и исчез.

(Туча)

3. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Называюсь я...

(Тетрадь)

4. Я с собой ее ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка —
Самопишущая...

(Ручка)

5. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним —
прочь бегут

(Дождь)

6. Кто в году 4 раза
переодевается?

(Земля)