Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005
 

Этот номер посвящен «особому ребенку». Из безбрежного моря проблем, с которыми в этой связи может столкнуться психолог образования, мы решили выбрать, как нам кажется, наиболее важную — присутствие такого ребенка в массовом общеобразовательном учреждении: школе, детском саду, интернате. Ни для кого не секрет, что самых разных проблемных детей в наших массовых учреждениях много, и они учатся и воспитываются совсем даже не в особых классах.
Более того, в новых условиях нормативного финансирования образовательных учреждений, которое кое-где уже началось, где-то готово начаться, количество проблемных детей в массовом образовании будет неуклонно расти, и не только по причине увеличения числа детей с разного рода проблемами. В малокомплектных школах администрации учреждения станет даже выгодно взять того или иного особого ребенка в обычный класс. Некоторые школы и детские сады уже начали, хоть и осторожно, брать детей с неосложненными вариантами ДЦП, нарушениями речи, эмоциональными особенностями.
Каково же место психолога в этом пока еще неявном образовательном поле? Что он должен и чего он не может сделать в этой ситуации? На наш взгляд, именно психолог оказывается в подобной ситуации не столько «крайним», сколько центральным субъектом образовательного пространства. Именно от психолога тянутся межличностные нити, связывающие педагога и родителя проблемного ребенка, ребенка и различных специалистов вспомогательного плана, особого ребенка и других детей. Как он сможет (если позволят силы) организовать эту работу, это взаимодействие?
На страницах этого номера вы найдете не столько однозначные ответы, сколько размышления специалистов (психологов, логопедов, педагогов) о проблемах и рассказ о собственном опыте сопровождения особого ребенка в обычном классе, школе, детском саду.

Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук