Этот номер посвящен «особому
ребенку». Из безбрежного моря проблем, с которыми
в этой связи может столкнуться психолог
образования, мы решили выбрать, как нам кажется,
наиболее важную — присутствие такого ребенка в
массовом общеобразовательном учреждении: школе,
детском саду, интернате. Ни для кого не секрет,
что самых разных проблемных детей в наших
массовых учреждениях много, и они учатся и
воспитываются совсем даже не в особых классах.
Более того, в новых условиях нормативного
финансирования образовательных учреждений,
которое кое-где уже началось, где-то готово
начаться, количество проблемных детей в массовом
образовании будет неуклонно расти, и не только по
причине увеличения числа детей с разного рода
проблемами. В малокомплектных школах
администрации учреждения станет даже выгодно
взять того или иного особого ребенка в обычный
класс. Некоторые школы и детские сады уже начали,
хоть и осторожно, брать детей с неосложненными
вариантами ДЦП, нарушениями речи, эмоциональными
особенностями.
Каково же место психолога в этом пока еще неявном
образовательном поле? Что он должен и
чего он не может сделать в этой
ситуации? На наш взгляд, именно психолог
оказывается в подобной ситуации не столько
«крайним», сколько центральным субъектом
образовательного пространства. Именно от
психолога тянутся межличностные нити,
связывающие педагога и родителя проблемного
ребенка, ребенка и различных специалистов
вспомогательного плана, особого ребенка и других
детей. Как он сможет (если позволят силы)
организовать эту работу, это взаимодействие?
На страницах этого номера вы найдете не столько
однозначные ответы, сколько размышления
специалистов (психологов, логопедов, педагогов) о
проблемах и рассказ о собственном опыте
сопровождения особого ребенка в обычном классе,
школе, детском саду.
Михаил СЕМАГО,
кандидат психологических наук
|