ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦАКстати говоря, прообраз терапевтического сообщества существовал в России в первой половине прошлого века. Именно его опыт послужил основой для создания сообществ: «Школа Макаренко могла бы быть для нас примером одной из наиболее успешных организаций терапевтического сообщества», — пишет М. Роуз. Однако если в школе Макаренко работало немало энтузиастов, не имеющих специального педагогического образования, то в сообществах требования к квалификации кадров чрезвычайно высоки. Для поступления на работу в сообщество психолог, имеющий высшее образование (по российской терминологии) и определенный опыт работы с трудными детьми и подростками, должен обязательно пройти дополнительный курс по специальному образованию. После этого будущего работника ждут непростой многоступенчатый конкурс и обязательный испытательный срок. Интересно, что нагрузка (по количеству воспитанников на одного сотрудника) в сообществе весьма невелика. Психолог одного из таких учреждений очень удивился вопросу, с каким количеством детей он работает. С доброжелательной готовностью англичанин ответил, что практически не работает с детьми, исключая самые трудные случаи или работу с новенькими. — Дело в том, — пояснил он, — что в нашем сообществе проживает почти сто человек. Конечно же, я совершенно не в состоянии охватить всех. Поэтому в основном я сотрудничаю с педагогами, так как большую часть своего школьного времени ребенок проводит во взаимодействии с ними, именно педагоги — главные действующие лица в работе с детьми. Хочется обратить особое внимание на этот момент, иллюстрирующий важную вещь: психологи и психиатры работают в британских школах для детей с «особыми потребностями», ориентируясь в первую очередь на педагогов. При этом в своей работе персонал постоянно ощущает поддержку — финансовую, социальную, психологическую — от психологической службы, администрации учреждения, вышестоящих инстанций. Кстати, периодическая супервизия является обязательным атрибутом работы как терапевтического сообщества, так и любой специальной школы. ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГУЛКИПродуманная свобода действий позволяет педагогу (или психологу) проводить целый день с одним ребенком. Такой специалист называется «ключевым работником» («key worker») и работает с новичками, а также с детьми, имеющими серьезные проблемы. Вот пример такого «наставничества». Один из воспитанников терапевтического сообщества был изгоем в обычной школе: не имевший друзей, легко возбудимый, он постоянно терпел издевательства и побои со стороны других школьников. Неблагоприятная обстановка сложилась и дома (отец — пьяница). Начались прогулы, бродяжничество, кражи. В сообществе мальчик категорически отказывался учиться. Ключевой специалист, в данном случае психолог, предложил вместо уроков прогулки, благо гулять мальчик любил. Взяв пакеты с едой, они часами бродили по окрестностям, разговаривая на самые разные темы. Выяснилось, что мальчик любит рисовать, и после очередной прогулки психолог предложил ему нарисовать что-то из увиденного. Давая во время прогулок не слишком трудные и интересные задания (нарисовать, описать, найти, сравнить), ключевой специалист постепенно затрагивал новые темы, так или иначе связанные с ботаникой и зоологией, историей и литературой, другими науками. Процесс адаптации продвигался успешно, и через несколько недель мальчик смог влиться в коллектив сообщества. С хорошей завистью остается добавить, что в этом сообществе на 13 взрослых приходится 13 воспитанников. Конечно, в каждой системе имеются свои недостатки, есть они и в британской системе специального образования. В 1990-х гг. в некоторых терапевтических сообществах, стремясь раскрепостить подростков, администрация позволяла им очень многое, в том числе курение. Мягко говоря, удивила картина, когда, соблюдая пресловутую политкорректность, седовласый воспитатель давал прикурить девочке или мальчику. Проводить в жизнь тезис «не всепрощение, а бесконечное терпение» можно, обладая огромным педагогическим опытом и чувством меры, что под силу не каждому. Так, в отчете по проверке некоторых специальных школ Великобритании отмечалось: «Многие уроки характеризовались неверными методами обучения и стереотипным подходом к процессу обучения со стороны учителей». Следует иметь в виду, что малейшая психолого-педагогическая неточность может привести к настоящей катастрофе. В 1992 г. в сообществе Торнби Холл (Thornby Hall) в один из летних дней воспитанники устроили настоящий бунт, разгромили стоянку автомобилей, били стекла в домах, а на вежливые увещевания педагогов отвечали оскорблениями и бранью. Ни о каком учебно-воспитательном процессе в эти дни не могло быть и речи, а самое главное — был нарушен и отброшен к нулевой точке весь ход психотерапевтического процесса. С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГАБольшие отличия от наших занятий наблюдаются в системе трудового обучения. В мастерских терапевтических сообществ ведется, по нашим меркам, скорее кружковая работа, чем уроки труда. На занятиях каждой из многочисленных мастерских присутствуют два-три человека и делают не обязательные для всех табуретки или совки для мусора, а то, что им больше нравится. Добавим, что выбор деятельности осуществляется при самом непосредственном, хотя и незаметном участии психолога. Директор шотландского сообщества Рэддери (Raddery) Дэвид Дин считает, что работа в школьных мастерских должна предназначаться в первую очередь для лечения и воспитания детей. В Рэддери для детей предусматривается более 30 видов самой разнообразной деятельности, включая уход за домашними животными. Кстати, территория школы является антиникотиновой зоной. Это правило распространяется не только на воспитанников, но и на взрослых, включая гостей. Еще одним из главных элементов работы терапевтического сообщества являются так называемые «встречи» («meetings») — мероприятия, на которых присутствуют практически все члены коллектива. «Встреча» — нечто среднее между сеансом групповой психотерапии и традиционным классным часом — представляет собой увлекательную развивающую игру-беседу. Она может строиться по-разному: «Существует структура, но нет формы, кем-либо установленной. Другими словами, вы никогда не знаете, чего ожидать... Всегда звучит музыка и всегда бывает время молчания. Основная часть устанавливается взрослым, который проводит собрание и выбирает свой способ наилучшего воздействия на взрослых и детей» (П. Сид). Иной подход наблюдается к физическому воспитанию. Нагрузки у британских воспитанников довольно высокие: туризм, альпинизм, плавание, гребля. Однако соревнования, как правило, не проводятся, так как поражение может травмировать ребенка, а дух соперничества — вызвать отрицательные эмоции. Конечно, такая как будто чрезмерная опека может показаться недостатком. Ведь, возвращаясь в суровые будни реальной жизни, юноша или девушка могут испытать определенный шок: такого уровня поддержки, как в терапевтическом сообществе, у них может уже и не быть. Но, расставаясь с сообществом, молодой человек получает большую помощь от социальной службы, аналогов которой в нашей стране еще нет или почти нет. В ЗАРУБЕЖНОМ ПРЕЛОМЛЕНИИНадо заметить, что в России тоже есть терапевтические сообщества. Одним из них является детская деревня «Китеж», расположенная в Калужской области. В 2003 г. «Китеж» был официально принят в Британское сообщество «Честерхауз групп». Близки по духу к сообществам два пансиона семейного воспитания – детские дома, учрежденные благотворительным фондом «Отчий дом». Однако все эти учреждения — негосударственные. Спустя десятилетия опыт Макаренко и Кащенко на их родине изучается в зарубежном преломлении. ЛИТЕРАТУРА1. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. — М., 2002. 2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М., 1995. 3. Родионов В.А. «Терапевтическое сообщество» — школа-интернат для детей с отклоняющимся поведением // Школа здоровья. — 1995. — № 1. 4. Rose M. Makarenko and the Therapeutic Community / International Journal of Therapeutic Community. 1988. Vol. 9. 5. Rose M. Healing Hurt Minds. London. N.Y., 1990. 6. Seed P. Developing Holistic Education. London, Washington, D.C. 1992. Вадим РОДИОНОВ,
|