О типичных проблемах детей,
относимых к категории «особые», написано много.
Мы же хотим поделиться
своими соображениями по поводу того, как помочь
особому ребенку
без больших потерь
адаптироваться в обычной
школе, а школе без больших
потерь адаптироваться
к проблемному ребенку.
ИНТЕГРАЦИЯ
СТИХИЙНАЯ И ПРОДУМАННАЯ
РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВО
Хорошо
известна фраза о том, что все мы родом из детства.
И если хорошенько вспомнить свое школьное
детство, свой класс, вернее, своих
одноклассников, то каждый может рассказать
множество любопытных, смешных или страшных
историй. А ведь действительно, у каждого из нас в
классе были и свои кумиры, и свои чудаки, и свои
особенные дети. В ту пору, когда мы были детьми
(60–70-е годы), не существовало понятий
«интеграция» или «сегрегация» применительно к
образованию, мы просто учились все вместе. У нас в
классе специальной «английской» школы было два
явных чудака. Один из них — Серега — ничего не
воспринимал, если учитель что-то объяснял не ему
непосредственно. Он не умел включаться в наши
игры, был крайне обидчив, но имел такие глаза, что
девчонки из младших классов сохли по нему, как по
принцу, а мы гордились тем, что он этого не
замечает… А еще в каждом классе были свои
«тупицы», свои «психи» и т.д. и т.п.
Хорошо известно, что родители любого ребенка
имеют полное право отдать его в школу,
находящуюся во дворе. Это подтверждается и
Конвенцией о правах ребенка, и Законом об
образовании. Родители многих особых детей больше
всего хотят, чтобы их ребенок учился вместе со
своими обычными сверстниками. Именно такие
условия часто значительно повышают потенциал
особого ребенка и его возможности адаптации в
социуме. И решение о том, в какую школу отдать
своего проблемного ребенка, тоже имеют право
принимать родители.
Уже существует несколько школ, в которые
принимаются дети с различными проблемами —
нарушением опорно-двигательной системы,
снижением слуха, тяжелыми соматическими
заболеваниями, а также с вариантами раннего
детского аутизма, проблемами когнитивного
развития.
И что крайне важно — процесс этот идет не
стихийно, он хорошо продуман и очень четко
организован. Такие школы есть и в Москве, и в
Санкт-Петербурге, и в других городах. Но самое
главное, что одна из наиболее ответственных
ролей в организации такой осознанной
интеграции, на наш взгляд, должна принадлежать
именно школьному психологу.
Обсуждая шаги в русле продуманной интеграции,
мы будем опираться на опыт тех немногих
учреждений, в которых она реально
осуществляется, в том числе и на опыт собственной
работы (в рамках городской экспериментальной
площадки) специалистов районного ППМС-центра и
одной из общеобразовательных школ г. Москвы.
КАК КОМПЛЕКТОВАТЬ КЛАСС
Поначалу работа школьного психолога может быть
чисто подготовительной. Психолог вместе с
администрацией образовательного учреждения и
педагогами принимают согласованное решение о
возможности организации интегративного
образования, то есть о том, что в школе могут
обучаться дети с теми или иными проблемами. Без
подобного согласования, обдумывания и
обсуждения, методом простого насаждения
реальная интеграция прийти в школу не может.
На стадии принятия решения необходимо не
только оповещение учителей, скажем начального
звена, о том, что в начальных классах будет
учиться ребенок с конкретными особенностями
развития, но и достаточно серьезная подготовка
учителей — доступная для понимания информация
о детях с такого рода особенностями (например, с
опорно-двигательными нарушениями или снижением
слуха), описание типичных для таких детей в целом
особенностей эмоциональной сферы, особенностей
освоения ими образовательных программ и т.п.
Понятно, что необходимо сослаться на
специальную, но понятную педагогам литературу.
Эта часть работы обычно занимает у психолога
немного времени, но требует деликатности и
открытости.
Вторым не менее важным делом психолога и
администрации является поиск «партнеров», а
именно тех специалистов, без помощи которых
одному школьному психологу не справиться. Чаще
всего этими партнерами становятся специалисты
ППМС-центра. В такой связке начинать работу по
организации обучения особых детей в массовой
школе значительно проще.
Замечательно, если на этом этапе, назовем его начальным,
психолог школы или центра смогут провести
деловую игру или тренинг, где специалисты школы и
центра, участвующие в интеграции, сможет в
свободной, нерегламентированной форме
высказывать и свои опасения, и свои надежды, и
свои заблуждения. Так, в нашем случае один из
педагогов среднего звена, например, был убежден,
что ученики его 7-го класса даже не заметят, когда
в школе появятся первоклассники с синдромом
Дауна. После проведения совместных мероприятий
уходит настороженность, отношения между
педагогами школы и специалистами центра
становятся более доверительными.
Во время подобных деловых игр, тренингов или
семинаров-обсуждений выделяются педагоги,
наиболее готовые к тому, чтобы особые дети
учились именно в их классе.
Помимо этого, при разумной организации
включения (инклюзии) особых детей в обычную
школу, необходимо заранее продумать и оптимальное
количество таких детей в классе. По опыту наших
питерских коллег известно, что, например, дети со
сниженным слухом лучше себя чувствуют, если их в
классе двое или трое (это же относится и к детям с
проблемами двигательного характера), а вот дети с
проблемами аутистического спектра в поведении и
адаптации лучше себя чувствуют в среде более
младших детей и детей с проблемами когнитивного
плана. И таких детей в классе также не должно быть
больше двух.
Поскольку дети с искаженным развитием
(нарушениями развития аутистического спектра)
достаточно легко «заражаются» чужим
двигательным возбуждением, то хорошо, если в
одном классе с таким ребенком не будет слишком
много детей с двигательной расторможенностью. В
то же время если в классе будет учиться ребенок
со сниженным физическим слухом, то педагог ни в
коем случае не должен быть чрезмерно
разговорчивым и с быстрой речью. Для нас
очевидно, что задача грамотной комплектации
детей в классе, в том числе и с учетом
особенностей и стиля преподавания учителя, — это
задача именно психолога школы.
Именно с учетом этих особенностей (если речь
идет о первых классах, внутри которых будут
обучаться особые дети) необходимо тщательно
отнестись к комплектации, если речь идет о вновь
комплектуемых классах. Мы описываем именно эту
ситуацию, поскольку она видится нам наиболее
естественной для задач интеграции — все дети
новенькие, незнакомые друг с другом, все в равной
позиции.
НЕ ЖДАТЬ, А ПРЕДУПРЕЖДАТЬ
Следующей задачей психолога в его связке с
учителем или дефектологом центра должно стать
обоснованное (то есть опирающееся на знание
типичных особенностей интегрируемых детей)
прогнозирование трудностей детей именно в плане
овладения программным материалом. Мы не ошиблись
— именно прогнозирование! И появления этих
проблем нужно не ждать, как схода снежной лавины
на тихое горное селение, а предотвращать их,
продумывая тактику совместно с другими
специалистами.
Повторимся, что на данном этапе необходимо
понимание особенностей ребенка с тем или иным
вариантом отклоняющегося развития. Именно на
этой основе происходит выбор тех или иных
специальных мер, которые помогут ребенку
адаптироваться с наименьшими потерями. Так,
например, мы знаем, что для ребенка с ДЦП задача
выполнения каллиграфических требований по
письму невероятно трудна или практически
недоступна даже в том случае, если уровень его
познавательного развития вполне
удовлетворительный. В этом случае вполне
адекватным будет решение разрешить ребенку
писать печатными буквами в тетради в крупную
клетку, а основной каллиграфической целью будет
то, что эти буквы будут читаемы, будут умещаться в
клетках (пусть даже очень крупных) и расстояние
между ними будет меньше, чем между словами.
Принятие подобных стратегических решений
совместно с учителем и завучем (как фигурой,
ответственной за выполнение программных
требований), с одной стороны, снимет определенную
ответственность непосредственно с учителя, а с
другой — ребенок будет чувствовать себя менее
уязвимым. Логично, что оцениваться будет знание
ребенком соответствующих орфограмм, правил
правописания, умение писать под диктовку,
списывать простые тексты и т.п.
Для детей с проблемами когнитивного развития
важно, еще до начала обучения продумать
(безусловно, совместно с другими специалистами)
варианты адаптации программного материала,
при том что итоговые знания будут оцениваться с
учетом индивидуальных вариантов адаптации.
Понятно, что сами образовательные стандарты
психолог изменить не может, но он может
предложить варианты адаптации требований к
ребенку. В нашей школе для детей с проблемами
развития педагогами и методистом школы были
предложены, а потом и специально разработаны
тетради с разноуровневыми заданиями по одним и
тем же темам, соответствующие такому
разноуровневому обучению, и методические
рекомендации.
НЕЗАМЕНИМАЯ ПОМОЩЬ
Еще до начала учебного года как психологу, так и
педагогам надо познакомиться с конкретными
детьми, а детям — со школой. Далее необходимо
провести углубленное обследование детей
психологом и педагогом и составить на его основе
примерную индивидуальную программу обучения
этих детей.
Кроме того, с самого начала обучения психолог
наблюдает за классом, в котором учатся особые
дети, самостоятельно или при помощи воспитателя
группы продленного дня (социального педагога) проводит
игровые занятия со всеми детьми в классе,
способствующие лучшей адаптации всех детей.
Это особый пласт именно психологический
работы, ведь мы понимаем, что одна из основных
задач обучения особых детей в массовой школе — задача
социальной адаптации. Такая работа, как мы уже
говорили, заключается не только в
психотерапевтической помощи детям, но и (даже
чаще) в обучении педагога, воспитателя,
социального педагога приемам сплочения детей во
внеурочное время, различным коммуникативным и
«общим» играм, в том числе и фольклорным. Здесь
помощь психологов и педагогов ППМС-центра также
может оказаться незаменимой.
Следует сказать, что учащиеся начальных
классов сильно разобщены, они не дружат, а скорее
соперничают, и специальные занятия и игры идут на
пользу всем детям, формируя представление о
других, о классе.
При продуманном процессе интеграции перед
психологами школы и центра возникает еще одна
чрезвычайно важная задача — работа с
родителями обычных детей и учениками старших
классов, направленная на формирование
толерантного отношения к особым детям и их
семьям. Ни для кого не секрет, что от отношения
старшеклассников к тому или иному делу,
начинающемуся в школе, зависит многое. В нашей
школе решением этих задач занят психолог центра.
Чрезвычайно важно, чтобы взрослые старались
спокойно и адекватно общаться с особыми детьми,
не обсуждать без необходимости их проблемы или
негативные черты ни на уроке, ни во второй
половине дня. Это требует терпения и
деликатности, но если взрослые не будут
относиться к особому ребенку как к
инопланетянину, то и дети очень быстро
перестанут обращать внимание на различные
особенности, если вообще их заметят.
ТОЛЬКО В КОМАНДЕ
Мы постарались рассказать о задачах психолога по
организации начальных этапов интегративного
обучения.
Но мы живем в реалиях дня сегодняшнего, и
вот-вот вступит в силу нормативное
финансирование образовательных учреждений. Это
означает, что директор вынужден будет «бороться»
за каждого ребенка, чтобы тот пошел учиться
именно в его школу, поскольку от этого напрямую
будет зависеть финансирование. А в ситуации
уменьшения детской популяции в целом это
приведет к тому, что в школу будут брать всех детей.
И если до сих пор существовала большая
вариативность типов образовательных учреждений,
в которых обучались дети с теми или иными
выраженными особенностями развития, то теперь
велика вероятность того, что значительная часть
проблемных детей окажется в обычных школах.
Это вовсе не означает (по крайней мере, как
обещают чиновники), что специальные школы
первого, второго, третьего… восьмого видов вовсе
перестанут существовать, просто школа должна
будет существовать в новых условиях. Такой
внезапный приход проблемных детей со
значительными особенностями в развитии в
массовые школы можно себе представить как
процесс стихийной интеграции.
А что делать психологу и другим специалистам
школы, если особый ребенок появляется в школе
инкогнито, если родители приносят «идеальные»
документы на ребенка? То есть что делать в
ситуации интеграции стихийной?
Нам видится, что в этом случае один психолог
вряд ли может справиться с ситуацией, даже если
его поддерживают завуч или директор. Слишком
велик объем необходимой работы, а времени
фактически нет.
В этой ситуации просто необходимо обратиться к
специалистам ППМС-центра (впрочем, как и
методических центров при управлениях
образования). То есть чтобы превратить стихийную
интеграцию в интеграцию продуманную, он
(психолог) не может обойтись без помощи
специалистов ППМС-центра. С нашей точки зрения,
только совместная работа команды
специалистов центра, школьного психолога и
администрации школы сможет изменить ситуацию
уже в течение учебного года, чтобы оперативно
начать решать те задачи, о которых мы говорили.
* * *
Таким образом, в новой, складывающейся в
образовательных учреждениях ситуации психолог
может не только не потерять свой
профессиональный статус, но и оказаться просто
бесценным кадром как специалист по
«неодинаковости», умеющий выстроить процесс
интеграции детей с различными проблемами
развития в среде обычных сверстников.
Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник МГППУ,
Марина СЕМЕНОВИЧ,
директор ППМС-центра «Тверской»,
г. Москва
|