Я, как психолог, довольно часто
сталкиваюсь с малышами, которым
врачи-психоневрологи поставили диагноз «ранний
детский аутизм» (РДА), «дезинтегративное
расстройство детского возраста» или «задержка
речевого развития с аутистическими явлениями».
Некоторые методические приемы, которые мне
помогли в работе с аутичными малышами,
продемонстрирую на примере занятий с Кириллом А.
(заключение невропатолога и психоневролога: ЗРР,
аутистические явления).
«КТО-КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»
НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Коррекционную работу мы начали, когда мальчику
было три года.
В первые месяцы движения мальчика хаотичны,
суетливы, в контакт не вступает. Трудно
установить зрительный контакт, привлечь
внимание ребенка (взгляд «сквозь»). На вопросы не
отвечает, отсутствует отклик на обращение.
Характерны однообразные действия с кубиками,
формами, захваченность одной и той же игрой.
Родители отмечают необычайно хорошую
зрительную память ребенка. Дома предпочтение
отдается телевизору, музыкальным программам.
Отмечается страх туалета, отсутствие сообщений
о потребности в мочеиспускании или дефекации.
Нарушено речевое развитие — мальчик сам не
говорит, не сразу понимает обращенную к нему
речь. Имеются затруднения в координации
движений, ребенок выглядит неуклюжим,
мешковатым, отсутствует моторная умелость,
мелкая моторика отстает от возрастного уровня.
Наблюдается негативизм — отказывается
работать с взрослыми, уходит от произвольной
организации деятельности. Отмечается
напряженность в облике, периодические «уходы в
себя», немотивированные колебания настроения.
Нарушено чувство самосохранения, отсутствует
«чувство края». Отмечается агрессивность,
стремление ломать игрушки...
Итак, работа!
На первых занятиях с Кириллом очень помогли
игры с тестом, а позже — с мячами и кеглями. Почти
все действия выполняла мама, иногда Кирилл
«помогал» ей, постепенно в этих играх нашлось
место и психологу.
Одной из проблем был ускользающий взгляд
ребенка, отсутствие реакции на собственное имя.
Выручили доски из детского строительного
материала, которые мы ставили вертикально на
стол. Кирилл за ними «прятался», я стучала в
импровизированную дверь, спрашивая при этом:
— Кто-кто в теремочке живет?
Сначала ответом мне был громкий смех.
Постепенно, от занятия к занятию, эта игра
усложнялась, в ней обязательно участвовала и
мама. В конце концов в ответ на свой вопрос
«Кто-кто в теремочке живет?» я услышала:
— Киря...
Так мальчика называют родители. Восторгу мамы
не было предела. В дальнейшем игра
видоизменилась, и в результате мальчик произнес
имя и фамилию.
Параллельно шла работа с зеркалом. Я подводила
Кирюшу к нему, показывала его отражение. Мы
вместе прыгали, махали руками перед зеркалом,
щупали его отражение. Спрашиваю: «Где Кирилл?»
Беру его руку и помогаю показать на самого себя и
на отражение в зеркале. Это упражнение
выполнялось по нескольку раз в день дома. В итоге
отражение в зеркале начало волновать мальчика, и
таким образом пришло узнавание себя в зеркале.
Постепенно Кирилл разобрался с понятиями
«длинный — короткий». Здесь нам помогло
выкладывание дорожек разной длины из мозаики и
проведение пальчиком по ним.
А вот понятия «большой — маленький» никак ему
не давались, чего только я ни пробовала! Помог
здесь «волшебный» мешочек (и теперь я очень часто
прибегаю к его помощи). Сначала я показывала
Кириллу, как можно спрятать маленький мячик в
ладошке, большой же мячик в руке уже не спрячешь,
он все равно остается виден. Все это объясняю и
показываю Кириллу. Он повторяет мои манипуляции
с мячиками. А затем эти мячики — большой и
маленький — я спрятала в «волшебном» мешочке. И
тут уже Кирюше на ощупь пришлось определять,
какой из них маленький (умещается в руке), а какой
— большой. То же самое мы проделывали с кубиками
разного размера из строительного конструктора.
Так мальчик постепенно овладел понятиями
«большой — маленький».
Через пять месяцев коррекционной работы
мальчик на карточках находит домашних животных,
говоря при виде коровы «му-у-у», собаки – «ав-ав».
Он уже может показать, где у него ручка, ножка,
оборачивается на имя. Так, постепенно, хотя и с
большим трудом, у Кирилла начинают появляться
новые слова, он с интересом смотрит на новые
игрушки, старается повторить действия взрослых.
Через шесть месяцев мальчик начинает собирать
пирамиду с учетом относительной величины колец.
Он различает и называет основные цвета,
геометрические фигуры (квадрат, круг,
треугольник, овал).
Спустя восемь месяцев ребенок лучше понимает
обращенную к нему речь, может выполнить простую
инструкцию. Часто на занятиях, когда Кирюша
отвлекается, замирает, погрузившись в свой мир,
пытаюсь обратить внимание на себя, зову его
тихонечко:
— Ки-ри-лл...
В ответ слышу замечательное:
— Что?
Он приходит в себя, и занятие продолжается.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
В три года и десять месяцев Кирилл сам еще не
проявляет инициативы в процессе общения, но уже
способен недолго смотреть в лицо собеседнику,
может коротко ответить на некоторые вопросы.
Понемногу удается справиться с агрессивностью
мальчика, которая обычно проявляется в
раскидывании игрушек, топтании их. Обратила
внимание, что чаще всего это происходит, когда
Кирилл устал или чем-то недоволен. В этих случаях,
когда он только поднимает руку, стараюсь
задержать ее и спокойно и твердо говорю:
«Нельзя!» Одновременно мы выучили жест, который
показывает, что мальчик устал и не хочет больше
заниматься. Для этого он просто складывает ручки
на коленях. Теперь, как только он подает такой
знак, позволяю ему прерваться и заняться чем
хочется, а еще даю ему тесто для манипуляций с
ним, для лепки.
Прошел год с первого занятия. Сейчас Кирилл
радуется, когда приходит ко мне заниматься,
начинает смотреть в глаза, слушает меня,
улыбается, позволяет себя обнять, сам хочет сесть
ко мне поближе, вызывает на игру и порой не хочет
уходить домой.
Нельзя сказать, что наше общение развивается
без проблем, трудности неизбежны. Одно
несомненно: в ходе коррекционной работы с
Кириллом А. произошли положительные сдвиги.
Ребенок из «разрушителя» постепенно
превращается в человечка, который хочет играть,
строить, подражать взрослым, быть вместе с ними. А
главное — у Кирилла появилось желание общаться с
другими детьми! Раньше ведь он их попросту не
замечал.
НАЛАЖИВАНИЕ КОНТАКТА
Начальный этап коррекционной работы
заключается в адаптации ребенка к новым
условиям, привыкании к месту занятий.
Кабинет я обычно делю на две зоны: игровую и
рабочую. На первых порах основная часть занятий у
нас проходит в игровом секторе помещения. Здесь,
к примеру, можно привлечь внимание ребенка с
помощью тактильных манипуляций. Я использую для
этого соленое тесто, крупы (манка, гречка), фасоль,
пуговицы.
Очень важна первая встреча с ребенком. Как
правило, она проходит в форме консультации в
кабинете. Главное — не перестараться, не
торопиться, не навязываться ребенку, взгляд не
должен быть пристальным. Лучше просто
улыбнуться, откликнуться, подыграть Важно, чтобы
ребенок привык к ситуации. Под прикрытием общего
разговора с родителями происходит постепенное
привыкание малыша к новому контакту.
В зависимости от группы (по О.С. Никольской), к
которой относится ребенок, меняются и способы
установления первого контакта с ним. В каких-то
случаях контакт может возникнуть уже на первом
занятии, в других — на установление контакта
уходит длительное время. Но опыт показывает:
проблема эта решаема.
Поскольку адаптационный период работы с
малышом растягивается порой не на один месяц,
после установления контакта, когда ребенок
чувствует безопасность ситуации и готов
находиться со мной в одном кабинете, можно
приступать к формированию взаимодействия. Как
правило, за две-три встречи уже определяются
средства, привлекающие внимание малыша и
служащие поощрением на занятиях.
Обычно малыш, даже если он только кричит, бегает
по кабинету или погружен в аутостимуляции,
замирает, когда производишь приятный ему шум,
пересыпая или перебирая пальцами гречку, фасоль
или пуговицы. Обязательно комментирую все свои
действия: «получилась горка», «сделала дорожку»
Если ребенок на занятиях выбирает тактику
крушения всего, что ему предлагают, то рвать
тесто на куски, а затем бросать его в миску —
лучший метод разрешить эту проблему. При этом
проговариваю: «Молодец! Попал! Здорово!»
В качестве поощрения ребенка обычно предлагаю
(заранее согласовав свои действия с родителями)
что-нибудь вкусное. Одному из детей (Арсений Н., 3
года) после занятий была обещана кока-кола,
которую он получит от мамы. Другим малышам бывает
довольно доброго слова.
В ИГРОВОЙ ЗОНЕ
Ритм занятия с каждым из детей свой: при работе
с отрешенным от мира малышом поддерживаю
размеренный, неторопливый ритм; при работе с
активным ребенком важно очень быстро
подстраиваться под его переменчивое настроение,
быстро переключаться с одного вида деятельности
на другой.
В игровой зоне, как правило, проводятся игры и
упражнения, позволяющие развивать крупную
моторику, координацию движений. Среди них — игры
в мяч (ловить его, катить в заданном направлении,
играть в футбол), игры в кегли, бег с
препятствиями, прыжки, игра в «классики»... Дети
очень любят бросать мешочки с фасолью в коробку.
Сначала показываю, как надо бросать мешочек, а
затем даю малышу другой мешочек, беру его за руку
и помогаю в броске. Упражнение повторяется, при
этом постепенно уменьшается помощь взрослого.
Коробка, в которую надо попасть, понемногу
отдвигается от ребенка (до 1 м). Это упражнение,
как и многие другие, используемые в работе с
аутичными детьми, кажется на первый взгляд
примитивным. Однако сколько усилий и терпения
требуется психологу, чтобы объяснить ребенку,
что он должен сделать, чтобы ребенок понял
взрослого и наконец выполнил требуемое! Конечно,
не забываю похвалить малыша за каждую попытку
повторить мои действия, за маленький, но успех.
Для совершенствования координации глаз и рук
строим башни из кубиков, пирамиду из колец,
нанизываем бусины (сначала на ось, затем на
проволоку, а потом и на шнурок). Большая часть
занятий адаптационного периода проводится в
игровой зоне. Постепенно идет привыкание и к
работе за столом (вторая рабочая зона). Если
ребенок негативно относится к занятиям за
столом, лучше раскладывать дидактические
материалы там, где он чувствует себя комфортнее,
— на полу (на ковре), в уголке кабинета, не забывая
положить на стол тот предмет, игрушку, которые
нравятся малышу. Подходя к столу за знакомым
предметом, ребенок привыкнет, и через некоторое
время уже можно будет проводить занятия за
столом.
На занятиях с психологом ребенку часто
необходимо присутствие кого-нибудь из родителей.
За столом малыш сначала сидит на коленях у мамы.
Мама берет руки ребенка в свои и выполняет
задание вместе с ним. Постепенно ее помощь
сводится к минимуму. Ребенок уже сидит рядом с
ней, а не на коленях. Потом мама пересаживается на
другой конец комнаты. Старшие дети могут
заниматься без мамы, при условии, что чувствуют
себя комфортно на занятиях с психологом.
При работе за столом сразу приучаю ребенка к
организации своего рабочего места. Сначала малыш
смотрит, как психолог выполняет задание, слушает
комментарии. Затем помогает мне убрать
дидактический материал, после чего следует
поощрение его действий: стараюсь, чтобы ребенок
уходил домой с удовлетворением от завершенной
работы.
«УМНИЦА-СИНИЧКА»
В дальнейшем на занятиях отрабатываются важные
для аутичных детей реакции оживления и слежения,
умение сопровождать взглядом движение
собственной руки и отслеживать перемещение
предметов; отрабатывается указательный жест.
В процессе действий с игрушками и другими
предметами развиваются тактильное, мышечное,
зрительное, слуховое восприятие, отрабатываются
связи между всеми видами движения.
Для мышц кисти проводится ряд специальных
подвижных игр с пальцами рук и ног. Эти движения
сопровождаются четверостишиями, пением.
Например: представим, что грецкий орех — это
яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнездышко свила
(с этими словами свожу ладони ребенка в форме
гнездышка)
И снесла яичко
Умница-синичка
(кладу «яйцо» в «гнездо»).
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно —
Так у птиц заведено
(с этими словами ребенок катает орех между
ладоней).
На следующем этапе проводится работа по
развитию гнозиса и праксиса, необходимых в
познании предметов, их формы, объема, величины,
окраски. При этом обычно обвожу предмет
указательным пальцем малыша — так мы определяем
его свойства. И постепенно ребенок различает и
называет предметы: «кубик», «шар».
Чтобы ребенку было легче воспринимать
плоскостные изображения предметов, разрезаю их
на части и последовательно складываю. При этом
всегда к зрительному восприятию подключается
тактильное.
Для развития мелкой моторики, закрепления
образов в памяти ребенка использую занятия по
аппликации, рисованию, лепке. В работе с аутичным
ребенком обычно одни и те же вопросы задаются
многократно, без изменения содержания, также
используется язык жестов. Как только ребенок
приобретает новые навыки, прошу его
формулировать короткие предложения, ставить
вопросы, беседовать с кем-либо.
Работа с детьми, страдающими ранним детским
аутизмом, очень длительна и кропотлива. Здесь
должна трудиться целая команда специалистов
(психиатр, психолог, логопед, социальный педагог).
Чем раньше начать заниматься с малышом, тем
больших успехов можно добиться.
Главное в работе с «проблемным» ребенком –
быть терпеливым, готовым к трудностям. Помнить,
что эти трудности побуждают психолога к поиску
новых путей помощи ребенку, что, в свою очередь,
значительно облегчит жизнь ему и его семье.
Ирина КАЗЕИЧЕВА,
педагог-психолог МОУ СОШ № 18,
г. Орехово-Зуево, Московская обл.
ЛИТЕРАТУРА
Буянов М. Аутизм. — М., 2001.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1999.
Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и
педагогические аспекты. — СПб., 1998.
Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери
надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с
англ. Н.Л. Холмогоровой. — М.: Центр лечебной
педагогики, 1999.
Детский аутизм. Хрестоматия / Сост. Л.М.
Шипицина. — СПб., Дидактика Плюс, 2001.
Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы
с аутичными детьми. — М.: Теревинф, 2003.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные
технологии для детей с проблемами в развитии. –
СПб.: Речь, 2003.
Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Аутичный ребенок. Пути помощи. — М., 1997. |