Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


НАШИ ДЕТИ

ТИПОЛОГИЯ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

В отечественной психиатрии, клинической и специальной психологии выделяются три основных категории отклоняющегося развития: недостаточное, асинхронное и поврежденное, которые определяются спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка. К этим категориям добавляется дефицитарное (как исторически сложившийся тип развития).

Основным критерием для выделения различных категорий детей является сформированность уровневой структуры базовых составляющих развития: произвольной регуляции; пространственно-временных репрезентаций (пространственных представлений); базовой аффективной регуляции и, соответственно, регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер. Дополнительными критериями являются такие три неспецифических показателя, как обучаемость, критичность и адекватность. Практически для всех категорий отклоняющегося развития важным показателем, который также можно рассматривать как дифференциально-диагностический критерий, является характер и особенности раннего (от рождения до 3 лет) развития.

Так, для группы недостаточного развития характерна та или иная недостаточность (по отношению к средненормативной) сформированности функциональных систем и процессов, их базовых составляющих. При этом для подгруппы тотального недоразвития — недостаточно сформированными оказываются по преимуществу произвольная регуляция психической активности и пространственные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка. Для группы задержанного развития подобная несформированность базовых составляющих и регуляторной и когнитивной сфер не так велика по сравнению с средненормативной. В случае недостаточной сформированности отдельных составляющих (регуляторной или когнитивной) можно говорить о парциальной несформированности отдельных компонентов познавательной деятельности (регуляции и когниций). Отдельно можно выделить смешанную парциальную несформированность, когда есть недостаточность и регуляторного, и когнитивного компонента — по своим показателям эти дети приближаются к категории тотального недоразвития.

Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития в формировании как отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем и их межфункционального взаимодействия. В вариантах дисгармоничного развития в первую очередь следует говорить о специфике формирования базовой аффективной регуляции по типу уровневой дисфункции при сохранности общей структуры и иерархии всей системы уровневой аффективной регуляции.

Наличие же искажений в формировании не только системы уровневой аффективной регуляции, но и других базовых составляющих, приводящее к искажению пропорций и последовательности развития и когнитивной, и регуляторно-волевой, и аффективной сфер, позволяет выделить подгруппу так называемого искаженного развития. В последнее время был выделена особая категория искаженного развития — дезинтегративный тип асинхронного развития. В первую очередь он характеризуется тем, что каждая из психических сфер (регуляторно-волевая, когнитивная и аффективная) развиваются как бы абсолютно независимо друг от друга и в разном темпе. Причем специфичным для этого варианта развития является преимущественное интеллектуальное развитие и, соответственно, грубое отставание двигательного и аффективно-эмоционального развития.

Основанием для выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, затрагивающего в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) — воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. В то же время к категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма — как результат именно повреждения (а не неправильного формирования!) системы аффективной регуляции. Последняя также имеет большое количество вариантов.

Под дефицитарным развитием подразумевается недостаточность сенсорных (слуховых и зрительных), опорно-двигательных и иных систем. В этом случае традиционно выделяемые в специальной психологии категории детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательной и сенсорных систем могут быть отнесены, в соответствии с логикой предлагаемой типологии, к раннедефицитарному или позднедефицитарному развитию.

К этой же категории относят и детей с множественными (сложными, сочетанными) нарушениями развития. Необходимо предусмотреть и возможность появления в поле зрения психолога образования и каких-либо иных дефицитов развития. Например, в образовательных учреждениях могут оказаться дети с отсутствием болевой или холодовой чувствительности. Несомненно, что такие дети потребуют специализированной психологической помощи.

Предлагаемая типология построена по многоосевому принципу. Основой типологии является выделение таких осей, как: психологический синдром, соответствующий типологическому анализу отклоняющегося развития (ось I), уровень общего психического тонуса (ось II); особенности функциональной организации мозговых систем (профиль латеральных предпочтений) (ось III).

В соответствии с предлагаемой систематикой отклоняющегося развития предусмотрена и соответствующая кодировка. Диагностические коды, в свою очередь, существуют только для статистического анализа и сами по себе не могут быть основанием для какого-либо административного решения или определения образовательного маршрута ребенка.

Предусмотрена буквенно-цифровая кодировка психологического диагноза по основным (ось I — буква и три-четыре знака) и дополнительным показателям (ось II — один знак, ось III — один знак). Для категорий основного психологического синдрома, имеющих несколько подтипов, предусмотрены дополнительные коды после тире.

Весь перечень предлагаемых психологических диагнозов и их кодировку можно найти в нашем пособии «Организация и содержание деятельности психолога специального образования» (М.: АРКТИ, 2005).

Михаил СЕМАГО