ТИПОЛОГИЯ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
В отечественной психиатрии,
клинической и специальной психологии выделяются
три основных категории отклоняющегося развития:
недостаточное, асинхронное и поврежденное,
которые определяются спецификой,
последовательностью и темпом формирования всей
иерархической структуры психического развития
ребенка. К этим категориям добавляется
дефицитарное (как исторически сложившийся тип
развития).
Основным критерием для выделения различных
категорий детей является сформированность
уровневой структуры базовых составляющих
развития: произвольной регуляции;
пространственно-временных репрезентаций
(пространственных представлений); базовой
аффективной регуляции и, соответственно,
регуляторной, когнитивной и
аффективно-эмоциональной сфер. Дополнительными
критериями являются такие три неспецифических
показателя, как обучаемость, критичность и
адекватность. Практически для всех категорий
отклоняющегося развития важным показателем,
который также можно рассматривать как
дифференциально-диагностический критерий,
является характер и особенности раннего (от
рождения до 3 лет) развития.
Так, для группы недостаточного развития характерна
та или иная недостаточность (по отношению к
средненормативной) сформированности
функциональных систем и процессов, их базовых
составляющих. При этом для подгруппы тотального
недоразвития — недостаточно
сформированными оказываются по преимуществу
произвольная регуляция психической активности и
пространственные представления, которые
являются основой развития когнитивной сферы
ребенка. Для группы задержанного развития
подобная несформированность базовых
составляющих и регуляторной и когнитивной сфер
не так велика по сравнению с средненормативной. В
случае недостаточной сформированности
отдельных составляющих (регуляторной или
когнитивной) можно говорить о парциальной
несформированности отдельных компонентов
познавательной деятельности (регуляции и
когниций). Отдельно можно выделить смешанную
парциальную несформированность, когда есть
недостаточность и регуляторного, и когнитивного
компонента — по своим показателям эти дети
приближаются к категории тотального
недоразвития.
Асинхронное развитие получило свое
название в связи с нарушением основного принципа
развития (гетерохронии), когда наблюдаются
сложные сочетания недоразвития, ускоренного
(акселеративного) развития, искаженного развития
в формировании как отдельных процессов и
функций, так и целых функциональных систем и их
межфункционального взаимодействия. В вариантах дисгармоничного
развития в первую очередь следует говорить о
специфике формирования базовой аффективной
регуляции по типу уровневой дисфункции при
сохранности общей структуры и иерархии всей
системы уровневой аффективной регуляции.
Наличие же искажений в формировании не только
системы уровневой аффективной регуляции, но и
других базовых составляющих, приводящее к
искажению пропорций и последовательности
развития и когнитивной, и регуляторно-волевой, и
аффективной сфер, позволяет выделить подгруппу
так называемого искаженного развития. В
последнее время был выделена особая категория
искаженного развития — дезинтегративный тип
асинхронного развития. В первую очередь он
характеризуется тем, что каждая из психических
сфер (регуляторно-волевая, когнитивная и
аффективная) развиваются как бы абсолютно
независимо друг от друга и в разном темпе. Причем
специфичным для этого варианта развития
является преимущественное интеллектуальное
развитие и, соответственно, грубое отставание
двигательного и аффективно-эмоционального
развития.
Основанием для выделения группы поврежденного
развития служит наличие повреждающего влияния
на мозг того или иного фактора, затрагивающего в
первую очередь органические основы развития, а
вторично (в зависимости от локализации, сроков,
объема, выраженности, качества повреждения и т.п.)
— воздействующего на всю структуру дальнейшего
психического развития. В то же время к категории
поврежденного развития может быть отнесена и психическая
травма — как результат именно повреждения (а
не неправильного формирования!) системы
аффективной регуляции. Последняя также имеет
большое количество вариантов.
Под дефицитарным развитием
подразумевается недостаточность сенсорных
(слуховых и зрительных), опорно-двигательных
и иных систем. В этом случае традиционно
выделяемые в специальной психологии категории
детей с тяжелыми нарушениями
опорно-двигательной и сенсорных систем могут
быть отнесены, в соответствии с логикой
предлагаемой типологии, к раннедефицитарному
или позднедефицитарному развитию.
К этой же категории относят и детей с множественными
(сложными, сочетанными) нарушениями развития.
Необходимо предусмотреть и возможность
появления в поле зрения психолога образования и
каких-либо иных дефицитов развития. Например,
в образовательных учреждениях могут оказаться
дети с отсутствием болевой или холодовой
чувствительности. Несомненно, что такие дети
потребуют специализированной психологической
помощи.
Предлагаемая типология построена по
многоосевому принципу. Основой типологии
является выделение таких осей, как:
психологический синдром, соответствующий
типологическому анализу отклоняющегося
развития (ось I), уровень общего психического
тонуса (ось II); особенности функциональной
организации мозговых систем (профиль
латеральных предпочтений) (ось III).
В соответствии с предлагаемой систематикой
отклоняющегося развития предусмотрена и
соответствующая кодировка. Диагностические
коды, в свою очередь, существуют только для
статистического анализа и сами по себе не
могут быть основанием для какого-либо
административного решения или определения
образовательного маршрута ребенка.
Предусмотрена буквенно-цифровая кодировка
психологического диагноза по основным (ось I —
буква и три-четыре знака) и дополнительным
показателям (ось II — один знак, ось III — один
знак). Для категорий основного психологического
синдрома, имеющих несколько подтипов,
предусмотрены дополнительные коды после тире.
Весь перечень предлагаемых психологических
диагнозов и их кодировку можно найти в нашем
пособии «Организация и содержание деятельности
психолога специального образования» (М.: АРКТИ,
2005).
Михаил СЕМАГО
|